Светлана Давыдова
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В старшем дошкольнм возрасте продолжают развиваться все компоненты речи, диалогическая и некоторые виды монологическои речи. Для детеи этого возраста становится нормои правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь сречью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Дети свободно используют средства интонационнои выразительности: могут читать стихи грустно, весело или торжественно, способны регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами ит. п.). Начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значении слов, многозначные слова. Словарь детеи также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессии, социальных учреждении (библиотека, почта, универсам, спортивныи клуб ит. д.); глаголами, обозначающими трудовые деи ствия людеи разных профессии, прилагательными и наречиями, отражающими качество деи ствии, отношение людеи к профессиональнои деятельности.
Публикация «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительнои степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямои и косвеннои речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение ксобытию, используя эпитеты, сравнения.
Внимание детеи становится более устои чивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20–25 мин вместе совзрослым. Ребенок этого возраста уже способен деи ствовать по правилу, которое задается взрослым.
Объем памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устои чивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства (в качестве подсказки могут выступать карточки или рисунки).
Ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежеи и пр.) и обобщенных представлении о свои ствах различных предметов и явлении.
В подготовительнои к школе группе завершается дошкольныи возраст : ребе нок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнеи шем успешно учиться в школе.
Характеристика речи детеи с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФНР)
ФФНР – нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом. ФФНР характеризуется заменами, смешением и искажением звуков, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженными лексико-грамматическими нарушениями.
По выраженности нарушений звуковой стороны речи выделяют:
Легкая степень ФФНР характеризуется нарушением дифференциации только дефектно произносимых звуков. В остальном звуко-слоговая структура слова анализируется правильно.
Средняя степень ФФНР характеризуется более грубыми нарушениями звукового анализа. Отмечается недостаточная дифференциация значительного числа звуков, входящих в различные фонетические группы. В устной речи их артикуляция сформирована достаточно.
Тяжелая степень ФФНР характеризуется глубоким фонематическим недоразвитием, когда ребенок не воспринимает звуки на слух, не различает их, не может выделить их в слове и установить последовательность.
Нарушения звуковой стороны речи у детей с ФФНР представлены фонематическими (смешением и заменами звуков) и фонетическими дефектами (искажением звуков). Наиболее часто отмечаются замены артикуляторно сложных звуков более простыми ([р] на [л], [ш] на [ф], [с] на [т] и пр.). Другим вариантом проявления ФФНР может быть недифференцированное произношение звуков, когда один звук может служить заменителем целого ряда других звуков (например, [т ] вместо [ с ], [ ч ], [ ш ]). Еще одним дефектом при ФФНР может являться смешение звуков, их неустойчивое употребление в речи: в одних случаях нужный звук произносится правильно, в других – заменяется артикуляторно или акустически близкими звуками. В дальнейшем такие нарушения будут сопровождаться однотипными заменами букв на письме (артикуляторно-акустическая дисграфия).
Фонематические нарушения часто сочетаются с фонетическими недостатками – искажением произношения одного или нескольких звуков (ротацизмом, сигматизмом, ламбдацизмом и др.). Общее количество дефектно произносимых звуков при ФФНР может достигать 16-20.
Прямым следствием нарушенного звукопроизношения у ребенка с ФФНР является неспособность овладеть фонематическим анализом: выделить звуки на фоне слова, определить их количество и последовательность.
Детям с ФФНР с трудом дается произнесение слов со стечением согласных и многосложных слов. При проговаривании таких слов отмечаются пропуски слогов, их перестановки и замены, добавления лишнего звука внутри слога и т. д.
Кроме перечисленных затруднений, при ФФНР может отмечаться нечеткость артикуляции.
Лексический запас и грамматический строй речи при ФФНР обычно в пределах нормы, однако при специальном обследовании могут выявляться ошибки в словоизменении, согласовании частей речи, употреблении предлогов.
Наряду с нарушениями вербального характера, детям с ФФНР свойственны определенные особенности протекания ВПФ : неустойчивость произвольного внимания, трудности переключения, сужение объема памяти (особенно на речевой материал, трудности в понимании абстрактных понятий, замедленное течение мыслительных процессов и т. д.
Все это препятствует успешной учебной деятельности и обусловливает нестойкую успеваемость.
Основные направления логопедической работы при ФФН включают коррекцию звукопроизношения, развитие фонематических процессов, подготовку к овладению грамотой (в школе – профилактику либо коррекцию нарушений письменной речи).