Ольга Борисовна Нефедова
Современные методы работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Использование ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время проблема воспитания духовно, психически и телесно здоровых детей по-прежнему актуальна. Это связано с тем, что погруженный в технократию мир предлагает ребенку информацию вместо знаний, заданную программу вместо развития индивидуальных способностей и задатков, телевизор и компьютер вместо человеческого общения. Агрессивная информационная среда подавляет развитие личностных качеств, определяющих человеческую сущность – способность к со-переживанию, состраданию, творчеству, созиданию. В совокупности с неблагоприятной экологической средой, несбалансированным питанием, отсутствием физической активности ведет к многочисленным болезням и снижению качества жизни. В том числе и у дошкольников.
Публикация «Современные методы работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, Использование ИКТ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Темочки
Только совместными усилиями – педагогов, родителей, духовенства можно повлиять на весь процесс духовно-нравственного воспитания детей! И чем раньше будет начата работа в этом направлении, чем крепче и плодотворнее будет взаимодействие между всеми участниками педагогического процесса, тем полноценнее и устойчивее будет результат.
Поэтому в настоящее время основной задачей воспитателя в группе с дополнительным изучением «Основ православной культуры» на сегодняшний день я вижу не только и не столько в донесении детям знаний по изучаемой теме. Прежде всего следует рассматривать работу более широко и наладить с родителями такие формы сотрудничества, которые бы позволили им стать активными участниками процесса воспитания и тема нравственного и духовного воспитания стала для них такой приоритетной, как и для педагогов. Необходимо найти такие современные возможности информирования и взаимодействия, которые позволят нам, воспитателям, быть сначала услышанными, а потом замотивируют родителей к действиям!
Уверена, что методы информационно-коммуникационных технологий в этом виде педагогической деятельности сейчас особенно актуальны и своевременны!
Информационно-коммуникативные технологии- это необходимый элемент современного образования. Её необходимость обусловлена следующими факторами:
1. ИКТ нужны для формирования информационного общества; 2. Использование ИКТ влияет качественные изменения в структуре образовательных систем и в содержании образования и воспитания.
Поэтому в нашей группе помимо традиционных форм информирования через ширмы в раздевалке, через личное общение и индивидуальное консультирование создан чат в мессенджере Whatsapp «Группа Радуга». С его помощью мы не только рассказываем о том, как проходят значимые события - например утренники, но и доносим информацию об особенностях становления личности ребенка, о значении тех или иных дат церковного календаря, о методах и приемах формирования полезных привычек, о том как проходит и из чего состоит сам педагогический процесс в течении дня, и о многом, многом другом. С помощью этого средства коммуникации мы- педагоги- уверены в том, что информацию донесли до каждого участника чата, донесли ее в интересной, доступной для понимания и восприятия форме. Уверена, что наша заинтересованное и творческое отношение к подаче информации, также как и к педагогическому процессу, которое видят, воспринимают родители, не оставит их равнодушными, мотивирует их приобщаться к духовно-нравственным основам воспитания и основам православной культуры в целом. Еще одним современным способом работы по духовно-нравственному воспитанию детей стало в нашей группе создание видеороликов для проведения праздников. Так в сценарном плане празднования Рождества Христова в 2018году значимое место занял созданный родителями и воспитателями небольшой, но настоящий фильм, состоящий из 2ух частей. В съемках принимали участие сами дети, родители, педагоги. Артистам надо было проявить все нравственные качества, которые они воспитали за время пребывания в группе – и милосердие, и желание помогать и заботиться о ближнем, и послушание и многое другое. А когда все участники праздника увидели сюжет на экране, то эмоции переполнили и детей и взрослых!
Не обходится процесс формирования нравственных основ поведения и без просмотра мультфильмов. Нельзя утверждать, что это современный метод, или даже что это вообще метод, но остановиться и поговорить о той роли, которую играет современная мультипликация и кинематограф нужно в рамках данного семинара обязательно! Нельзя в наше время сказать современным родителям – «Не смотрите телевизор и не пользуйтесь компьютером – это растлевает ваших детей!». Предложите современные сюжеты положительного нравственного содержания взамен пустым и затмевающим разум «Телепузикам». Например, мультфильм –сериал «Фиксики» станет достойной заменой. А полнометражные картины такие как «Вверх» 2009г порадуют всю семью! Более подробно познакомиться с положительными и отрицательными сторонами того или иного мультфильма или фильма можно на таких ресурсах Интернета как сайт «Научи хорошему! ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ В СМИ»
https://whatisgood.ru/
Конечно на просторах интернета есть достаточное количество ресурсов, где интересующимся можно почерпнуть необходимые знания. Например сайт https://pravoslavie.ru/ и всеми любимый https://www.maam.ru/ . Тот кто ищет всегда найдет! Однако, как я уже упомянула в самом начале, главное не знания, а то, кто и как их транслирует! Иначе говоря – «человеческий фактор» и сейчас становится краеугольным камнем всего процесса духовно-нравственного воспитания!
В заключении, хотелось бы отметить необходимость взаимодействия не только педагогов и родителей. Духовенство может и должно принимать активное участие в жизни дошкольных учреждений. Отрадно, что на протяжении всей деятельности нашей группы с момента ее открытия в 2003году сначала О. Андрей Ковальчук - ныне благочинный церквей Щелковского района, а сейчас и о. Сергий Ковальчук настоятель прихода храма бл. Ксении Петербургской находятся в постоянном контакте с нами, воспитателями, с родителями и детьми. Встречи – беседы после праздничных утренников стали уже доброй традицией, экскурсии в храм с рассказами о православной вере, конечно же будут продолжены и дальше.