Елена Саросеко
Тематический отчёт «Организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Привитие ребёнку нравственных и духовных ценностей — актуальная задача дошкольного образования. Потребность активного взаимодействия взрослого и ребёнка с целью сохранения нравственного здоровья диктуется реалиями современной жизни. Дети во все времена проявляют одинаковое стремление к активному восприятию мира взрослых, их действиям в предметном окружении и взаимодействию с другими людьми. Духовно-нравственное воспитание — основной компонент образования в детском саду. Задача развития позитивного развития детей в этом направлении осуществляется непрерывно с момента поступления в ДОУ. Обсуждение нравственных проблем в сюжетах, вымышленных и реальных осуществляется от простого к сложному
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
Раннее детство — время эффективной установки ценностных ориентиров в жизни. Суть духовно - нравственного воспитания заключается в формировании у ребёнка понятий о нематериальных ценностях в жизни. Это осознание значимости семьи для каждого человека, уважение старшего поколения, желание совершать добрые поступки, бережное отношение к природе. Воспитать нравственность возможно только через личный пример взрослого и взаимодействие с ребёнком. Детский сад часто называют вторым домом малышей, и здесь происходит процесс духовного развития. Для большинства дошкольников в нашей стране детский сад становится обязательным этапом воспитания. Роль воспитателя в нравственном развитии детей состоит в обогащении их представлений об истории и традициях страны, восприятия общечеловеческих ценностей в художественных произведениях. Детям не «читается мораль» — их привлекают к беседам на темы нравственности.
Планируя работу по духовно – нравственному воспитанию, мы поставили перед собой следующие цели и задачи:
1. Прививать любовь к родному городу, детскому саду, семье, родным людям.
2. Знакомить детей с родным городом, народными традициями и обычаями.
3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
4. Формировать у детей проявление сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
5. Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому.
6. Воспитывать уважение к труду.
7. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Последовательность работы по духовно - нравственному воспитанию детей можно представить следующими темами : «Семья»; «Детский сад»; «Родная страна».
Каждая тема включает в себя разнообразные виды деятельности:
- занятия;
- беседы;
- наблюдения;
- чтение художественной литературы;
- сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические игры;
- тематические праздники, развлечения;
- целевые прогулки, экскурсии.
Работу по патриотическому воспитанию мы начали с создания для детей тёплой, уютной атмосферы, чтобы каждый ребёнок был наполнен радостью, улыбкой, добрыми друзьями, весёлыми играми, так как именно в игре и совместном труде проявляются поведение детей, взаимоотношения со сверстниками. Как на занятиях, так и в повседневной жизни, систематически формируем у детей этические представления и гуманные чувства; на основе бесед о конкретных поступках детей воспитываем представления о доброте и честности. Используя беседы «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мы - друзья», «Правила, по которым мы живём», воспитываем доброжелательность, желание подражать добрым делам, умение замечать хорошие поступки. На занятиях детям рассказываем сказки, стихотворения и рассказы, обязательно обсуждаем поступки героев, черты характера. Произведения для совместного чтения с дошкольниками всегда содержат элемент нравственного воспитания. Например, сказка «Репка» учит ценности совместного дела, «Три медведя» — важности семьи и т. д. Сказка заставляет детей сопереживать героям и даёт возможность оценить добрый поступок персонажа.
Беседы выстраиваем также из обсуждения реальных ситуаций, поступков воспитанников. Поскольку у малышей недостаточно развито восприятие абстрактных образов, то мотивирующим материалом для начала беседы служат наглядные примеры: сюжетные иллюстрации, картинки с эмоциональными состояниями персонажей, фотографии. Дети любят книжки с картинками не только за красочность — это замечаешь, читая совместно с малышами. В возрасте трёх лет дети «переходят» к активному обсуждению книжных персонажей. Ребёнку, естественно, сложно сразу выделить черты характера героя или извлечь смысл его поступка. Понимание к детям приходит через параллельное просматривание иллюстраций. На картинках легко распознать эмоции персонажей и сделать вывод, совершает главный герой доброе дело или допускает ошибку. Детям легче воспринимать образы героев, если книжка содержит красочные иллюстрации.
«Семья»
Большое внимание в группе уделяется воспитанию любви к самому близкому в семье человеку - маме. Мы беседуем с детьми о мамах, обращаем их внимание на то, что мама заботится обо всех членах семьи. Следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей посильной помощи. Объясняем детям, что чем большее они научатся делать сами, тем больше смогут помочь маме. В течение всего времени расспрашиваем детей о других членах семьи – папе, бабушке, дедушке, младших братишках и сестренках. Предлагаем принести семейные фотографии, рассказать о членах семьи, собрали альбом фотографий «Я и моя семья». Ко Дню матери мы вместе с детьми подготовили развлечение с участием мам, ко Дню Защитника Отечества – стенгазету «Мой папа солдат», первый совместный праздник с родителями, был посвящен 8 марта «Мамочка Моя!»
Предлагаем детям сюжетно - ролевые игры «Семья», «Детский сад» и др. Рассказываем о структуре семьи, о том, какой она должна быть, чтобы всем было хорошо. Как родные люди должны жить в семье: мирно, дружно, без ссор, помогать друг другу, понимать и любить друг друга. Дети узнают, что в каждой семье есть свои традиции, их нужно знать и соблюдать.
И, таким образом, постепенно мы подводим детей к пониманию того, что такое семья, что она должна быть дружной и крепкой.
«Детский сад»
В начале учебного года мы познакомились с детьми, познакомили их друг с другом, с помещениями группы и их назначением, с предметами, находящимися в группе. Обратили внимание детей на то, что в группе всё сделано так, чтобы им было удобно, комфортно. О детях заботятся сотрудники детского сада — воспитатель, младший воспитатель, повар, дворник и др. Дети познакомились с территорией детского сада, с зелеными насаждениями, которые ее украшают, со своим участком. Мы рассказываем им о том, что взрослые много сделали для детей, и их труд надо беречь. Приучаем детей бережно относиться к окружающим их предметам, растениям, ко всему живому. Знакомя детей с трудом сотрудников детского сада, мы постоянно подчеркиваем их заботу о детях. В первую очередь, мы познакомили детей с трудом младшего воспитателя, с которым дети сталкиваются каждый день. Основной метод ознакомления с трудом взрослых — наблюдение. За трудом дворника дети наблюдают во время прогулки.
Знания закрепляются в сюжетно-ролевых играх, а также при чтении произведений художественной литературы. Главная задача — вызвать чувство уважения к людям труда, желание казать им посильную помощь.
«Родной город»
Воспитание любви к родному городу — одна из задач патриотического воспитания детей. Детям группы раннего возраста трудно еще представить себе, что такое город, но их необходимо с этим понятием знакомить. Мы рассказываем детям, что в городе много домов, они расположены на определенных улицах, улицы длинные, у каждой улицы свое название, у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. Учим детей рассказывать о своей улице, доме, в котором они живут. Мы рассматриваем вместе с детьми картинки с видами родного города, фотографии тех мест, где они побывали с родителями (городской парк, главная улица города, где много магазинов и т. д.). Перед праздниками обращаем их внимание на красиво украшенный город.
Таким образом, дети запомнили название родного города и рассказывают о том, где они гуляли в выходные дни с родителями.
Патриотическое воспитание невозможно без тесного взаимодействия детского сада с семьёй. Для включения семьи в совместную работу мы систематически проводили консультации и индивидуальные беседы, анкетирование родителей, родительские собрания, привлекали родителей к сбору материала для оформления альбомов «Наш город», «Я и моя семья», к изготовлению украшений для оформления группы. Всё это побуждает родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребёнком дома.
Духовно-нравственное воспитание «состоит» в том числе и в привитии детям здорового образа жизни. Важность двигательной активности передаётся через динамичные игры и праздничные действа в детском саду. Прелесть пеших прогулок познаётся во время экскурсий и целевых прогулок. Дети приобщаются к здоровому образу жизни и проникаются любовью к родному краю. С детьми проводились нравственные игры с предметами. Воспитатели выступали в роли партнёра и развивали игровую деятельность, включая в содержание игры нравственный аспект. Например: Игра «Приютим щенка». Воспитатель говорила за щенка (плюшевую игрушку) :
- «Дети, здравствуйте! Пустите меня к себе в дом, а то на улице так холодно!».
- Дети разрешали щенку зайти. Щенок рассказывал о своём состоянии и просил ему чем-нибудь помочь.
-«Дети, я промок и дрожу, вытрите полотенцем! Моя шерсть свалялась и причиняет боль, расчешите меня!», «Я так голоден, покормите, пожалуйста!».
- Дети выполняли игровые задания и тем самым узнавали о правилах ухода за питомцем. В конце игры щенок спрашивал:
-«А не могли бы вы построить для меня домик?»
И мы вместе складывали из кубиков конуру, куда с удовольствием забегал щенок.
В предметных играх малыши учатся ухаживать за питомцами, помогать другим. В игровой деятельности закладываются нравственные качества будущих родителей. В рамках нравственного воспитания активно проводятся дидактические игры. Они строятся на обозначении воспитателем проблемной ситуации и поиске её завершения/решения воспитанником. Материалом для дидактических игр выступают иллюстрации на основе знакомых сказок, ряд сюжетных картинок, стихотворные тексты и т. д.
Народные гуляния в детском саду, кажется, по душе всем — детям, родителям, сотрудникам учреждения. В нашем саду ежегодно проводится праздник Масленицы на открытом воздухе. Ребят встречают герои русских народных сказок, звучат родные сердцу мелодии. Мамы вместе с детьми поют и играют в народные игры. В конце праздника угощаются блинами. Малыши ждут с нетерпением Масленицу! Гуляния на территории детского сада наиболее ярко передают атмосферу народных развлечений.
Нравственность воспитывается в приобщении детей к трудовым акциям : малыши оказывают посильную помощь на субботниках, в генеральной уборке, озеленении территории ДОУ.
Духовно-нравственное воспитание осуществляется во время просмотра фильмов и мультфильмов, посещения детских спектаклей.
Нравственная тематика используется в организации всех видов детской деятельности. Воспитание доброго отношения к окружающим происходит на каждом занятии в детском саду: дружеская атмосфера поддерживается на физкультуре, на музыкальных и речевых занятиях, во время проведения опытов. Дети учатся выполнять задания в подгруппах, затем коллективно, так формируется культура взаимодействия, вежливость в общении, способность уважать интересы и чувства друг друга. Дать задание изучить вместе книгу — значит создать ситуацию, в которой дети должны договориться о совместной деятельности.
Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от воспитателя и родителей. Важнейшим условием эффективности работы по воспитанию патриотизма у дошкольников является понимание родителей необходимости патриотического воспитания.