Татьяна Гераськова
Возможности сторителлинга в математическом развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Возможности сторителлинга в математическом развитии детей дошкольного возраста
Эффективным средством математического развития старших дошкольников многими педагогами отмечен сторителлинг.
Публикация «Возможности сторителлинга в математическом развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сторителлинг. Образовательная технология
- Темочки
Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, она направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.
По мнению С. В. Федеровой, выделяют несколько видов педагогического сторителлинга : классический, активный, цифровой.
В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. При использовании классического сторителлинга педагог передает детям конкретную информацию: правила, теории и пр., которые представлены в насыщенной форме запоминающейся истории.
В активном сторителлинге педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. Слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй. Данный вид сторителлинга содействует передаче не только очевидного, но и литофанического знания, которое закономерно не формируется и словесно никак не выражается. Оно особенным способом выражается в практической деятельности и предполагает собой передачу умений и навыков.
Цифровой сторителлинг - формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, скрайбинг, майнд-мэп, инфографика).
В математическом развитии старших дошкольников можно использовать следующие виды сторителлинга :
1. Сторителлинг на основе реальных ситуаций.
2. Сторителлинг на основе повествования.
3. Сторителлинг на основе сценария.
4. Сторителлинг на основе проблемных ситуаций.
План занятий по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием сторителлинга
Название НОД Цель занятия Методы и приемы Использование сторителлинга в математическом развитии старших дошкольников
«Волшебная комната» - закреплять навыки порядкового счета в пределах десяти;
- умение находить последующее и предыдущее число от названного и обозначенного;
- закреплять умение определять пространственное расположение фигур на плоскости и умение различать и назвать геометрические фигуры;
- закреплять умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
- закреплять прямой и обратный счёт в пределах 10;
- формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки счёта в пределах 10;
- упражнять в сравнении предметов, соизмеряя их по длине и ширине, развивать глазомер игровой (сюрпризный момент); словесный (объяснение, создание проблемной ситуации, поощрение); наглядный (атрибуты, демонстрационный материал).
Сказка.
(дети заходят в зал и садятся полукругом на ковре)
Воспитатель: ребята, сегодня наша комната – сказочная, и мы откроем дверь в другой, необыкновенный, удивительный мир, в котором полно чудес. Войти в этот сказочный мир могут только те дети, которые любят путешествовать, фантазировать и мечтать. Ребята, вы любите сказки? (ответы детей).
Тогда послушайте сказку. В одной звёздной стране жил-был царь со своей звёздной царицей и дочкой – принцессой Звёздочкой. Решил он как-то все в своей стране пересчитать. Летал, летал по небу, считал, считал. Вернулся домой, царица спрашивает – «Ну что? Все пересчитал?» Не помнит царь. Рассердилась царица, а царь расстроился. Тогда мудрый Звездочёт говорит ему… Как вы думаете, что посоветовал Звездочёт? (ответы и догадки детей)
А Звездочё т ему говорит: «Чтобы не забыть, сколько всего в вашем царстве, надо было записывать полученные при счете числа с помощью цифр. Пересчитал и обозначь цифрой количество. Ведь цифра – это знак числа».
Видно, царь и цифр не знает! Ребята, поможем царю из Звёздной страны? (ответы детей).
Царь оставил свой портрет, а сам наблюдает за вами в небесный телескоп.
«Веселая математика» - упражнять в счете в пределах 10 и обратном порядке
- закрепить знания о составе числа в пределах 10 из двух меньших чисел
-закрепить
представление о последовательности дней недели, времен года
-закрепить умение сравнивать 2 рядом стоящих числа, используя знаки больше, меньше, равно.
- закрепить понятия: выше- ниже, сравнивать предметы по высоте.
- закрепить знания детей о геометрических фигурах: умение различать геометрические фигуры, умение их сравнивать. успокаивающие упражнения перед занятием,
игровой (использование сюрпризных моментов,
наглядный (иллюстрации,
словесный (напоминание, указание, вопросы)
Проблемная ситуация (история).
Ребята присаживайтесь на стулья. Сегодня утром я получила сообщение, послушайте: (запись письма на диктофон) : «Дорогие ребята, в нашем математическом королевстве случилась беда. Злой волшебник заколдовал всех жителей королевства- все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена. Я наблюдала, как вы интересно играли на занятиях по математике, только вы сможете снять колдовские чары, выполнив все задания. Ваша королева Математики».
«Математическое путешествие в сказку» Закрепить знания детей о последовательности чисел в прямом и обратном порядке.
Упражнять в умении последовательно называть время года, месяцы, дни недели, части суток
Закрепить знание геометрических фигур.
Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.
Использование пособий, демонстрация иллюстративных пособий, поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу; создание игровой мотивации, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление, сюрпризный момент.
Сказка с дополнением от детей.
Открываем глаза. Садимся. Сказка начинается.
Жил-был царь. И была у него дочь - красавица. Вот уехал как-то царь по своим царским делам, а дочка дома осталась. Вышла она в сад погулять, а тут налетел ветер, подхватил царевну и унес в тридевятое царство. Пригорюнился царь и попросил Ивана - царевича найти царевну. Идет Иван - царевич день, идет два. Подходит к избушке на курьих ножках. А там живет Баба Яга. Рассказал Иван - царевич про свою беду. Баба Яга обещала помочь, если Иван-царевич ответит на ее вопросы.
«Знатоки математики» упражнять в счёте в пределах 10; закреплять знания последовательности дней недели, умения различать геометрические фигуры и ориентироваться на листе бумаги.
Игра «Уберём цифры по заданию»
Игра «Расставь геометрические фигуры»
Игра «Живая неделя»
Задание «Весёлые задачки»
История с гостем.
Ребята, сегодня у нас в гостях Мудрая Сова. Мудрая Сова появилась у нас не просто так. Оказывается, она давно за нами наблюдает, и ей очень нравится то, что вы серьёзно относитесь к занятиям математики. Мудрая Сова решила открыть у нас «Клуб Знатоков Математики». Знатоком математики может стать только самый умный и сообразительный. Сова приготовила нам интересные задания, которые мы сегодня должны выполнить. А в конце занятия узнаем, кто же у нас лучше всех знает математику и получит звание «Лучший Знаток Математики».
«Помоги друзьям» Закрепить знания детей о последовательности чисел в прямом и обратном порядке.
Упражнять в умении последовательно называть время года, месяцы, дни недели, части суток
Закрепить знание геометрических фигур.
Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги. Препятствие- болото «Цифроежки»,
задачки –загадки,графический диктант, игра «Геометрические фигуры»
Сказка.
Жили-были два друга- Петя и Серёжа. Петя был весёлым, трудолюбивым и ответственным мальчиком. А Серёжа всё время ленился и не хотел делать уроки, и за это фея знаний превратила его в камень и отправила его в страну «Глупляндию». Так бы и остался там навсегда Серёжа. Но Петя решил, чего бы это ему не стоило освободить друга. Это оказалось не так просто - Фея Знаний задала ему много испытаний. Давайте поможем Пете выручить друга.
Первое испытание: Перейти пустыню «Забытого времени», где Джин будет путать нас вопросами, слушайте внимательно, отвечайте правильно, а то нам никогда не найти обратной дороги:
«Поможем мышкам попасть к нам в гости» Учить составлять условно предметную модель соответственно ситуации, заданной словесно; соотносить словесную формулировку " столько же " с соответствующим предметным действием. Задачи, логические задачи, игра «Сосчитай», «Геометрические фигуры» История.
Ребята, к нам в гости хотели приехать 2 мышки, но волшебник их заколдовал и прислал нам вот такую красивую коробку с заданиями. Как только мы выполним все задания, мы сможем расколдовать наших мышек. Поможем им попасть к нам в гости? (Ответы детей). (Открываю коробку, в которой по часовой стрелке расположены в кружках цифры разного цвета от 1 до 6, а посередине круг чуть побольше, чем все остальные и цифра 7, за которой и спрятаны мышки).
«Сложение» формировать мотивацию учения, закрепить знания о свойствах предметов, о геометрических фигурах. Словесный: создание игровой мотивации, педагогическая оценка, решение проблемных ситуаций в ходе беседы и вопросов к детям, пояснение, вопросы, напоминание. Наглядный: визуализация с помощью предметных картинок (показ, рассматривание. Практический: самостоятельное выполнение детьми задания История из повседневной жизни.
Воспитатель: Я вам расскажу такую историю. Маша и Миша пошли с мамой в супермаркет за продуктами. Мама попросила Машу выбрать 2 огурца, а Мишу – 3 помидора. Девочка, исполняющая роль Маши, кладет муляжи (2 огурца) в целлофановый пакет, мальчик (Миша) – 3 помидора. Сделав покупки мама и дети отправились домой. Во дворе играли друзья Маши и Миши. Дети попросили разрешения поиграть с друзьями, а купленные овощи сложили в мамину сумку (Маша и Миша выкладываю овощи в мамину сумку – тоже прозрачную).
Воспитатель: Каким словом можно заменить слово «сложили»? (положили вместе, объединили и т. д.) Действие, которое выполнили Маша и Миша в математике называют сложением.
Название НОД Цель занятия Методы и приемы Использование сторителлинга в математическом развитии старших дошкольников
«Волшебная комната» - закреплять навыки порядкового счета в пределах десяти;
- умение находить последующее и предыдущее число от названного и обозначенного;
- закреплять умение определять пространственное расположение фигур на плоскости и умение различать и назвать геометрические фигуры;
- закреплять умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
- закреплять прямой и обратный счёт в пределах 10;
- формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки счёта в пределах 10;
- упражнять в сравнении предметов, соизмеряя их по длине и ширине, развивать глазомер игровой (сюрпризный момент); словесный (объяснение, создание проблемной ситуации, поощрение); наглядный (атрибуты, демонстрационный материал).
Сказка.
(дети заходят в зал и садятся полукругом на ковре)
Воспитатель: ребята, сегодня наша комната – сказочная, и мы откроем дверь в другой, необыкновенный, удивительный мир, в котором полно чудес. Войти в этот сказочный мир могут только те дети, которые любят путешествовать, фантазировать и мечтать. Ребята, вы любите сказки? (ответы детей).
Тогда послушайте сказку. В одной звёздной стране жил-был царь со своей звёздной царицей и дочкой – принцессой Звёздочкой. Решил он как-то все в своей стране пересчитать. Летал, летал по небу, считал, считал. Вернулся домой, царица спрашивает – «Ну что? Все пересчитал?» Не помнит царь. Рассердилась царица, а царь расстроился. Тогда мудрый Звездочёт говорит ему… Как вы думаете, что посоветовал Звездочёт? (ответы и догадки детей)
А Звездочё т ему говорит: «Чтобы не забыть, сколько всего в вашем царстве, надо было записывать полученные при счете числа с помощью цифр. Пересчитал и обозначь цифрой количество. Ведь цифра – это знак числа».
Видно, царь и цифр не знает! Ребята, поможем царю из Звёздной страны? (ответы детей).
Царь оставил свой портрет, а сам наблюдает за вами в небесный телескоп.
«Веселая математика» - упражнять в счете в пределах 10 и обратном порядке
- закрепить знания о составе числа в пределах 10 из двух меньших чисел
-закрепить
представление о последовательности дней недели, времен года
-закрепить умение сравнивать 2 рядом стоящих числа, используя знаки больше, меньше, равно.
- закрепить понятия: выше- ниже, сравнивать предметы по высоте.
- закрепить знания детей о геометрических фигурах: умение различать геометрические фигуры, умение их сравнивать. успокаивающие упражнения перед занятием,
игровой (использование сюрпризных моментов,
наглядный (иллюстрации,
словесный (напоминание, указание, вопросы)
Проблемная ситуация (история).
Ребята присаживайтесь на стулья. Сегодня утром я получила сообщение, послушайте: (запись письма на диктофон) : «Дорогие ребята, в нашем математическом королевстве случилась беда. Злой волшебник заколдовал всех жителей королевства- все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена. Я наблюдала, как вы интересно играли на занятиях по математике, только вы сможете снять колдовские чары, выполнив все задания. Ваша королева Математики».
«Математическое путешествие в сказку» Закрепить знания детей о последовательности чисел в прямом и обратном порядке.
Упражнять в умении последовательно называть время года, месяцы, дни недели, части суток
Закрепить знание геометрических фигур.
Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.
Использование пособий, демонстрация иллюстративных пособий, поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу; создание игровой мотивации, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление, сюрпризный момент.
Сказка с дополнением от детей.
Открываем глаза. Садимся. Сказка начинается.
Жил-был царь. И была у него дочь - красавица. Вот уехал как-то царь по своим царским делам, а дочка дома осталась. Вышла она в сад погулять, а тут налетел ветер, подхватил царевну и унес в тридевятое царство. Пригорюнился царь и попросил Ивана - царевича найти царевну. Идет Иван - царевич день, идет два. Подходит к избушке на курьих ножках. А там живет Баба Яга. Рассказал Иван - царевич про свою беду. Баба Яга обещала помочь, если Иван-царевич ответит на ее вопросы.
«Знатоки математики» упражнять в счёте в пределах 10; закреплять знания последовательности дней недели, умения различать геометрические фигуры и ориентироваться на листе бумаги.
Игра «Уберём цифры по заданию»
Игра «Расставь геометрические фигуры»
Игра «Живая неделя»
Задание «Весёлые задачки»
История с гостем.
Ребята, сегодня у нас в гостях Мудрая Сова. Мудрая Сова появилась у нас не просто так. Оказывается, она давно за нами наблюдает, и ей очень нравится то, что вы серьёзно относитесь к занятиям математики. Мудрая Сова решила открыть у нас «Клуб Знатоков Математики». Знатоком математики может стать только самый умный и сообразительный. Сова приготовила нам интересные задания, которые мы сегодня должны выполнить. А в конце занятия узнаем, кто же у нас лучше всех знает математику и получит звание «Лучший Знаток Математики».
«Помоги друзьям» Закрепить знания детей о последовательности чисел в прямом и обратном порядке.
Упражнять в умении последовательно называть время года, месяцы, дни недели, части суток
Закрепить знание геометрических фигур.
Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги. Препятствие- болото «Цифроежки»,
задачки –загадки,графический диктант, игра «Геометрические фигуры»
Сказка.
Жили-были два друга- Петя и Серёжа. Петя был весёлым, трудолюбивым и ответственным мальчиком. А Серёжа всё время ленился и не хотел делать уроки, и за это фея знаний превратила его в камень и отправила его в страну «Глупляндию». Так бы и остался там навсегда Серёжа. Но Петя решил, чего бы это ему не стоило освободить друга. Это оказалось не так просто - Фея Знаний задала ему много испытаний. Давайте поможем Пете выручить друга.
Первое испытание: Перейти пустыню «Забытого времени», где Джин будет путать нас вопросами, слушайте внимательно, отвечайте правильно, а то нам никогда не найти обратной дороги:
«Поможем мышкам попасть к нам в гости» Учить составлять условно предметную модель соответственно ситуации, заданной словесно; соотносить словесную формулировку " столько же " с соответствующим предметным действием. Задачи, логические задачи, игра «Сосчитай», «Геометрические фигуры» История.
Ребята, к нам в гости хотели приехать 2 мышки, но волшебник их заколдовал и прислал нам вот такую красивую коробку с заданиями. Как только мы выполним все задания, мы сможем расколдовать наших мышек. Поможем им попасть к нам в гости? (Ответы детей). (Открываю коробку, в которой по часовой стрелке расположены в кружках цифры разного цвета от 1 до 6, а посередине круг чуть побольше, чем все остальные и цифра 7, за которой и спрятаны мышки).
«Сложение» формировать мотивацию учения, закрепить знания о свойствах предметов, о геометрических фигурах. Словесный: создание игровой мотивации, педагогическая оценка, решение проблемных ситуаций в ходе беседы и вопросов к детям, пояснение, вопросы, напоминание. Наглядный: визуализация с помощью предметных картинок (показ, рассматривание. Практический: самостоятельное выполнение детьми задания История из повседневной жизни.
Воспитатель: Я вам расскажу такую историю. Маша и Миша пошли с мамой в супермаркет за продуктами. Мама попросила Машу выбрать 2 огурца, а Мишу – 3 помидора. Девочка, исполняющая роль Маши, кладет муляжи (2 огурца) в целлофановый пакет, мальчик (Миша) – 3 помидора. Сделав покупки мама и дети отправились домой. Во дворе играли друзья Маши и Миши. Дети попросили разрешения поиграть с друзьями, а купленные овощи сложили в мамину сумку (Маша и Миша выкладываю овощи в мамину сумку – тоже прозрачную).
Воспитатель: Каким словом можно заменить слово «сложили»? (положили вместе, объединили и т. д.) Действие, которое выполнили Маша и Миша в математике называют сложением.