Татьяна Арефьева
Возможности применения режиссерских игр в детском саду.
▼ Скачать + Заказать документы
Статья "Возможности применения режиссерских игр в детском саду".
Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников (роли, которые «исполняют» игрушки, предметы).
Публикация «Возможности применения режиссерских игр в детском саду,» размещена в разделах
Название режиссерской игры указывает на ее сходство с деятельностью режиссера спектакля, фильма. Ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий. В основе - непосредственный опыт ребенка: он отражает событие, зрителем или участником которого был сам (лечение в кабинете доктора, празднование дня рождения). Сюжетом игры становятся знания, почерпнутые ребенком из прочитанной ему книги, рассказов дру-гих людей (режиссерская игра в школу под влиянием рассказов брата). Для этих игр в развитой форме свойственно комбинирование впечатлений из личного опыта ребенка с тем, что он узнал из книг, мультфильмов, соединение реального и вымышленного.
В режиссерской игре главный компонент - речь. Она может звучать как «дикторский текст за экраном».
Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, их заместители) - неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Естественно, что такое игровое общение для маленького ребенка легче, чем общение со сверстниками, в котором необходимо учитывать позицию, настроение партнеров, искать с ними общий язык. Малыш готовится к этому общению, овладевая в режиссерской игре умением «видеть» картину игры, планировать ее, исходя из замысла, который зарождается у него в голове раньше, чем он начнет выполнять игровые действия. Происходит то, что особенно ценил в детских играх К. Д. Ушинский: ребенок учится распоряжаться своими силами.
Режиссерские игры в детском саду необходимо организовывать в следующих целях:
• Научить детей свободно общаться, легко вступать в диалог;
• Показать, что такое речевой этикет;
• Научить детей говорить выразительно, осмысленно, выслушивать собеседников;
• Показать детям, что такое «принимать решения», создавая искусственные ситуации, в которых необходимо сделать выбор.
Для проведения режиссерских игр необходимы специальные атрибуты – герои и декорации, с помощью которых ребенок сможет воспроизводить придуманную им ситуацию. Воспитатель может только задавать ему тему, подсказывая в некоторых моментах. Лучшая режиссерская игра в старшей группе – это кукольный театр, в котором ребенок сможет дать волю своему воображению и показать настоящее представление всем одногрупникам.
Игры малышей разного возраста имеет свои особенности.
Маленькие дети в возрасте 2-3 лет не всегда самостоятельно способны играть в задуманные взрослыми игры. Не стоит навязывать им свой сюжет, а для начала воспитателю следует показать наглядный пример, объяснив, как играть, управляя героями и придумывая сценарий
Режиссерская игра в младшей группе имеет очень простой сюжет. Все действия производятся над одним персонажем, которого кормят, купают, одевают, выводят на прогулку и т. д.
Отличным наглядным примером режиссерской игры в младшей группе может стать воспроизведение сказки. За пример можно взять несложную русскую народную сказку «Колобок», которая наверняка будет известна каждому ребенку в группе. Для начала самостоятельно подготовить куклы главных героев сказки. В том случае, если нет кукол, то вы можно сделать всех героев из бумаги, создать импровизированный театр и управлять в нем тем, как будет разворачиваться сюжет. Важно, чтобы Колобок, Баба, Дед, Лиса, Волк и Медведь имели каждый свой характер, передавать их настроение голосом, дыханием, другими звуками, чтобы они смогли ожить в воображение маленьких зрителей.
Полностью воспроизвести весь сюжет сказки, а в заключительной части подвести итог, рассказав, чему научила эта сказка детей. Проведя такое показательно выступление, можно наглядно дать понять, что такое режиссерская игра, это наверняка заинтересует детей и они начнут импровизировать.
По мере приобретения навыков, игры усложняются. И режиссерская игра в средней группе отличается уже большим разнообразием. Героев становится больше. А в основе сюжета просматривается хорошо знакомая малышу сказка или просмотренный недавно мультик. Появляются оценочные суждения – злой волк, трусливый зайчик и т. д.
Прекрасная режиссерская игра в средней группе, это игра в «Семью», в ходе которой педагог сможет узнать, какую роль ребенок отдает семье в своей жизни, как себя в ней чувствует.
Режиссерская игра детей в старшей группе приобретает большую динамику. Малыши чаще используют предметы-заместители. Так, одна игрушка может наделяться разными качествами и выполнять совершенно разные роли.
Не теряют своей актуальности режиссерские игры и в подготовительной группе. Играя, малыши с удовольствием продолжают совершенствовать свои навыки и испытывают счастье от творчества. Игры профессиональной направленности – это лучшая возможность рассказать детям о разных профессиях, дать понять, что «все профессии нужны – все профессии важны!» За тему можно взять игры во врачей, учителей, садовников, поваров и др.
Правильно организованная режиссерская игра помогает рассказать о многом новом и неизведанном, развивать детское воображение и мышление, что очень важно на всех этапах взросления.
Сущность режиссерских игр заключается в том, что ребенок самостоятельно придумывает содержание игры, ее участников и выступает в роли актера и режиссера. В основе игры лежит личный опыт ребенка, почерпнутый из бытовой жизни – приготовление еды, уборка, поход к доктору и т. д.
Игре принадлежит центральное место в жизни дошкольника. Играя, ребенок постигает мир.
Моделируя в игре жизнь взрослых, малыш постепенно осваивает ролевые игры. В детском саду дети готовы часами заниматься режиссерскими играми. Во время такой игры у малыша активизируется воображение, развивается речь и артистические способности.
Режиссерские игры в ДОУ (дошкольном общеобразовательном учреждении) помогают всестороннему развитию ребенка и способствуют полноценному развитию личности.
Литература:
1. Андреева, А. Д. Проблема игровой мотивации современных детей / А. Д. Андреева // Журнал практического психолога. – 2008 - № 5. – С. 101—114.
2. Давидчук, А. Н. Обучение и игра : Метод. пособие / А. Н. Давидчук. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 168 с.
3. Туревская Е. И. Возрастная психология. - Режим доступа : www.ihtik.lib.ru;
4. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – 2-е изд. – М. : Гумант. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.
5. https://www.yabooza.ru/flow/igry-na-razvitie/post/rezhisserskie-igry-doshkolnikov-ih-celi-vidy-osobennosti-50/
6. https://nashidetci.ru/pervyie-igryi-rebyonka-rezhissyorskie-igryi/
7. https://womanadvice.ru/rezhisserskie-igry-v-detskom-sadu