Получи документы

Возможности квест-игры как новой образовательной технологии в познавательном развитии детей

Ирина Зинченко
Возможности квест-игры как новой образовательной технологии в познавательном развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы

С учетом современных тенденций развития образования в Российской Федерации, в государственных образовательных учреждениях используются новейшие методики и принципы формирования контакта учитель-ученик. То же самое относится и к отношениям взрослого и воспитанников в детских садах, особенно черта тесного взаимодействия взрослого и ребенка прослеживается на примере детей старшего дошкольного возраста.

Темочки:

К наиболее распространенным формам совместной деятельности детей и воспитателя относятся интерактивные игры, проведение мастер-классов или специализированных занятий по выбранной теме, проектная деятельность, а также анализ конфликтных ситуаций для поиска эффективного решения, что бы такие ситуации больше не повторялись в детском коллективе. Интересен также тот факт, что на современном этапе системы воспитания особенностью является навык экспериментирования при общении детей и взрослых. [7]

Отдельно стоит отметить использование квест-технологий в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста. Проведение квеста по теме занятия позволяет добиться хороших результатов. Далее мы рассмотрим, что представляет собой квест в рамках образовательной системы, и чем помимо своей неординарности и способа реализации учебного процесса, этот способ привлекает педагогов и детей старшего дошкольного возраста.

Если говорить о проведении квест- игр в дошкольном учреждении, то этот вид деятельности можно использовать в образовании дошкольников также успешно. Квест- технология соотносится многими педагогами как игра по станциям, однако это не синонимичные понятия.

Если обратиться к слову для расшифровки понятия «квест», то увидим, что первое значение «квеста» — это поиск. Образовательный квест позволяет ребенку проявить себя в решении интеллектуальных задач, одновременно с этим преодолевая определенные сложности и продвигаясь по сюжету игры. Отличительной чертой квестов в любом виде деятельности является наличие точно выверенного сюжета либо множества последствий разных действий, то есть выбор ребенка того или иного действия определяя исход игры.

Хотя образовательные квесты стали проводиться совсем недавно, за это время они успели полюбиться детям и подросткам. Популяризация данного способа произошла под воздействием любви детей к компьютерным играм в жанре «quest».

Считается, что образовательные квесты появились в конце 1990- годов, а первой официальной датой использования квест-технологий в воспитании и обучении детей является 1995 год; тогда профессор Берни Додж решился взять за основу учебного процесса вариант поиска – дети должны были решать те или иные задачи преподавателя, постепенно переходя из одной стадии игры в другую; например, им предлагалось в конце каждой стадии найти ключ для перехода на новый уровень. [5]

Моделирование игрового процесса в рамках познавательных действий ребенка по освоению темы занятия показало высокие результаты, что и стало отправной точкой развития образовательных квестов, используемых и по сей день в психологии и педагогике.

По мнению Т. А. Кузнецовой, квест-игра представляет собой управление и организацию деятельности ребенка в интерактивной образовательной среде[4]. Несколько другой точки зрения придерживается ученый А. Яковенко, для которого квест-игра – это особое задание с фрагментами ролевой игры, но для решения проблемных задач нужно уметь использовать информацию по выбранной теме квест-игры [10].

Отечественные детские психологи считают допустимым проведение как групповых, так и индивидуальных квест-игр с детьми старшего дошкольного возраста. Так, например, И. Н. Сокол утверждается, что квест-технологии с четкой дидактической задачей, включают в себя определенные правила или требования, участие наставника, мотивацию участников, игровое задание, где целью является формирование у детей разных навыков и качеств личности [8].

Существует еще одна позиция, касаемо образовательных квест-игр, так, ученые М. А. Бовтенко [1], Я. С. Быховский [2] и другие считаются, что процесс игры построен таким образом, что дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно развивать свою мотивацию до стадии восторга, удовольствия от открытия чего-то нового и неизвестного, принимая результаты поиска и на их основе выделяя определенные закономерности в проблемах внешней среды и решая тем самым практическое задание квест-игры.

В соответствии со Стандартом дошкольного образования квест-игры позволяют решать вопросы образования[9].

При этом целью использования квест- технологий в образовательной среде является решение целевых задач дошкольного образования :

освоение детьми дошкольного возраста культурной деятельности, возможность проявления инициативы и самостоятельных действий;

бесконфликтная совместная деятельность ребенка и взрослого, а также наличие контакта со сверстниками;

развитое воображение, с помощью которого ребенок способен так или иначе решать проблемы в разных видах деятельности, например, в игре;

развитая устная речь ребенка, что необходимо для возможности свободного высказывания своего мнения, чувств и эмоций;

наличие у ребенка волевых качеств, но умение соблюдать строгие правила и установленные нормы поведения в разных видах деятельности при общении со взрослыми или сверстниками.

Особенностями квеста, как командной игры, является наличие сюжета, определенных ролей и выбранной конфликтной ситуации. Если же считать, что квест является одной из перспективных педагогических технологий, то он характеризуется совокупностью элементов тренинга, игрового процесса или мозгового штурма для решения проблемного вопроса.

Организация квест-игр для детей дошкольного возраста основывается на соблюдении следующих правил:

одним из основных требований является наличие правил задания и игровой «легенды» с четкой целью, выбранной в самом начале игры (при этом общая цель выступает главным мотиватором выполнения задания);

второе требование организации квестов – это реальная внешняя среда, приближенная к реальным ситуациям в жизни ребенка, например, обычные дни в детском саду или общение со взрослыми;

наличие последовательности этапов игры (после решения каждой задачи дети переходят на новый уровень квест-игры и продолжают поиски ответов на различные вопросы, в рамках творческой, логической, активной или наблюдательной деятельности);

для групповых квест- игр обязательным требованием является тот факт, что участники делятся на команды по 8-10 человек (команда не может разделяться во время игры и все решения игроки принимают совместно);

квест- игру проводит куратор, главной задачей которого является обеспечение безопасности участников, а также косвенная помощь им, если того требует ситуация игры, например, решение логических задач и проблем;

квест-игра способствует развитию межличностного общения или лучше сказать командной работы участников, посредством обмена данными по сюжету игры и объединения усилий (для этого каждой команде выдается набор средств связи – раций, мобильных телефонов). [6]

Помимо этого, особенностями квест-игр является наличие игровой цели и четко определенной образовательной задачи поискового характера, сюжета, ролей, игровых атрибутов каждого персонажа, участие наставника-взрослого, тесное сотрудничество детей между собой во время игры для совместного поиска решения, что способствует вовлеченности в процесс и стимулирует развитие у детей эмоционально-познавательной активности.

Обязательным компонентом образовательных квестов является игра, а значит под воздействием игровых процессов дети дошкольного возраста более успешно справляются с решением загадок и освоением новой, неизвестной для них информации, поскольку эти данные преподносятся в формате игры. Также важно отметить, что по сравнению с другими формами организации общения детей и взрослых в детских садах, квест- игры вызывают интерес как у детей, так и их родителей (а также воспитателя).

Образовательные квест-игры могут проводиться в домашних условиях, для этого родители должны выбрать перечень навыков и качеств, которые они хотели бы развить у своего ребенка и подобрать в зависимости от этого план игры, привлекая в две команды разных членов семьи (любого возраста).

Квест-игры способствуют положительному отношению ребенка к виду деятельности, к близкому общению с родственниками, что может решать определенные семейные конфликты и укреплять родительские отношение. Также решаются проблемы в отношениях педагога и ребенка, что является одним из требований ФГОС ДО. [9]

Существует несколько разновидностей квест-игр, например, подвижные и творческие, познавательные, игровые, литературные, компьютерные и так далее. Игра проводится в малых или больших группах (не более 20 человек, но в некоторых случаях помогает проведение индивидуальной квест-игры.

В зависимости от состава участников образовательные квесты делятся на детско-родительские (роль взрослого также может выполнять воспитатель или педагог, одновозрастные или разновозрастные команды. При этом любой взрослый, участвующий в квест-игре, выбирает роль наставника или равного члена команды. [3]

При подготовке квест-игры нужно соблюдать определенные правила и требования проведения, согласно этапам – мотивационно-целевому, оценке содержания деятельности и оценочно-рефлексивного этапа. К преимуществам квест-игр относится :

квест-игры интересны и эмоционально привлекательны ребенку в возрасте до 7 лет (и старше, они увлекают детей и помогают формированию познавательного интереса, внимания, инициативности и самостоятельности;

квест-игры придают ребенку уверенности в себе и формируют у него эффект личной заинтересованности;

образовательные квест-игры создают базу знаний и навыков ребенка, которые могут быть использованы в других видах познавательной деятельности;

квест-игры обогащают детей дошкольного возраста впечатлением оценки окружающей действительности, что может быть использовано во время беседы ребенок-взрослый

возможность введения в игру разнообразных заданий позволяет решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих задач.

Подводя итог, квест-игры отличаются от стандартных форм игровой деятельности детей дошкольного возраста тем, что несколькими важными особенностями (развитием внимания, познавательного интереса, мотивации ребенка к действиям и эмоциональным удовольствием от решения поисковых задач, это следует учитывать при определении эффекта от использования квест-технологий в развитии познавательной деятельности на завершающей стадии обучения дошкольников.

Используемая литература:

1. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Е. Алексеева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 195 с.

2. Белых В. А. Полный курс развития дошкольника. Внимание, память, мышление. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 64 с.

3. Воспитание детей в игре : Пособие для воспитателя детского сада. /Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. - 2-е изд. Перераб. и доп. - М. : Просвещение, 2013. - 192 с.

4. Вундт, В. Память и внимание / В. Вундт. - М. : Просвещение, 2015. – 372 с.

5. Колесникова И. В. «Проведение игры-квеста «В поисках сокровищ» «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №2 2015, стр. 48-59.

6. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у старших дошкольников: Учебно-методическое пособие. - СПб. : Издательство Союз, 2015.- 224с.

7. Новопавловская Ю. А. Сущность познавательной активности и педагогическое руководство формированием познавательного интереса детей дошкольного возраста / Ю. А. Новопавловская // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 8. – С. 46-48.

8. Осипова А. А. Малашинская Л. И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. - М. : ТЦ Сфера, 2012.- 104 с.

9. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для СПО / Е. И. Изотова [и др. ] ; под ред. Е. И. Изотовой. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 222 с. —Поддъяков, Н. Н. Мышление дошкольника / Н. Н. Поддъяков. - М. : ВЛАДОС, 2015. – 490 с.

10. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2016. - 276 с.

Публикации по теме:

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

Фольклор в познавательном развитии детей Одной из основных задач государства в сфере образования является обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение.

Интегрированные занятия в познавательном развитии детейИнтегрированные занятия в познавательном развитии детей Опыт работы по теме: «Интегрированные занятия в познавательном развитии детей»Актуальность использования интегрированных занятий в познавательном.

Использование дидактических игр в познавательном развитии детей 3–4 лет Три – четыре года – это возраст, когда малыш старается освоить характеристики различных предметов (особенно их функции и целевое назначение).

Консультация для воспитателей «Фольклор в познавательном развитии детей» Консультация для воспитателей «ФОЛЬКЛОР В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ» Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, оставив.

Консультация для воспитателей на семинаре «Инновационные технологии в речевом развитии детей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Отчет по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников»Отчет по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников» Целью моей работы был поиск информационно-коммуникативных технологий и внедрение в игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Сценарий спортивной квест-игры «Вещи Дедушки Мороза». Квест-технологии в ДОУСценарий спортивной квест-игры «Вещи Дедушки Мороза». Квест-технологии в ДОУ Уважаемые, коллеги, предлагаю вашему вниманию сценарий спортивного развлечения в форме квест-игры. На новый год я ездила к дочке в Архангельск.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возможности квест-игры как новой образовательной технологии в познавательном развитии детей
Опубликовано: 25 июня 2023 в 22:02
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Возможности квест-игры как новой образовательной технологии в познавательном развитии детей» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Зинченко (УИ 287033) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД