Евгения Васильева
Экспериментирование «Воздух — невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментирование на тему : «Воздух-невидимка» МДОУ № 20
Руководитель: Васильева Евгения Игоревна
Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве.
Задачи:
Образовательные:
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
Публикация «Экспериментирование „Воздух — невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
- способствовать формированию у детей познавательного интереса;
- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
- развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Словарная работа: обогатить словарь детей словами: прозрачный, невидимый, опыты.
Оборудование:
- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
- стаканы с водой, коктейльные трубочки (по количеству детей);
- пенопластовые шарики;
- цитрус.
Здравствуйте ребята! Я так рада Вас сегодня видеть в моей лаборатории! Давайте знакомиться? Меня зовут профессор Всезнайка! (передаю надувной шарик детям, они называют свои имена). Я буду очень рада, если вы станете моими помощниками. Вы хотите быть моими помощниками?
Дети: ответы детей (да).
П. Всезнайка: Чтобы стать моими помощниками вы должны отгадать мою загадку. Слушайте внимательно:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас!
Что это (воздух)
Дети: ответы детей (воздух, ветер).
П. Всезнайка: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем проводить опыты, как настоящие ученые! В моей лаборатории есть правила, необходимо надеть спецодежду, фартуки и шапочки. Вы готовы?
Дети: ответы детей (да).
П. Всезнайка: Ребята, а кто видел воздух? Может, его и нет вовсе? Вы видите воздух вокруг нас? Я вот не вижу.
Дети: ответы детей (да, нет).
П. Всезнайка: Раз мы его не видим, значит какой воздух?
Дети: ответы детей (воздух прозрачный, бесцветный, невидимый).
П. Всезнайка: но я знаю, что он всегда вокруг нас!
Давайте попробуем поймать воздух! Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: ответы детей (да, хотим).
(раздаю полиэтиленовые пакеты)
Опыт 1 с полиэтиленовым пакетом и воздушным шариком
П. Всезнайка: Возьмите полиэтиленовый пакет. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял все место в пакете. Теперь отпустим пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: ответы детей (в нем нет воздуха, мы его выпустили, он улетел).
П. Всезнайка: воздух прозрачный, чтобы его ощутить, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
Сейчас мы попытаемся услышать воздух – невидимку. П. Всезнайка берет шарик, надувает его и выпускает из него воздух. Что я делаю? Почувствуйте силу воздуха.
Дети: ответы детей (дуете, выпускаете воздух).
П. Всезнайка: Как вы догадались, что воздух выходит из шарика? П. Всезнайка дает детям почувствовать движение воздуха из шарика направляя его на ручки и щечки детей.
Опыт 2 подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой
П. Всезнайка: Ребята, а как вы думаете, есть ли воздух внутри нас?
Дети: ответы детей (да, нет).
Давайте подойдем к столу, где стоят стаканы с питьевой водой. Возьмите трубочки, наберите воздух и подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: ответы детей (выходят пузырьки).
П. Всезнайка: Вот видите!
Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку (сильно, слабо, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Физкультминутка
Ветер
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Опыт 3 с надувными шариками и трубочками
П. Всезнайка: ребята, а вы знаете, что при помощи воздуха, который находится внутри нас, мы можем перемещать, двигать предметы? Давайте подойдем к столу, возьмем трубочки и подуем на шарики. Посмотрите, они перемещаются. А почему?
Дети: ответы детей (легкие).
П. Всезнайка: теперь давайте подуем на кубики. Сила воздуха нужна больше, чтобы сдвинуть предмет.
Посмотрите, при помощи воздуха наши предметы перемещаются.
Опыт 4 с лимоном и чесноком
П. Всезнайка: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. Запаха никого нет. А сейчас закройте глаза и скажите, чем же пахнет воздух? (подношу тарелку с разрезанным чесноком и лимоном).
Как только вы почувствуете запах, скажите мне. Чем же так вкусно запахло?
Дети: ответы детей (вкусно, лимоном, и т. д.)
П. Всезнайка: Оказывается, воздух движется и доносит запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.
Заключение
П. Всезнайка: Ребята, вам интересно сегодня было?
Дети: ответы детей (да).
Давайте вспомним, что вы сегодня узнали о воздухе в нашей лаборатории? (показываю карточки).
Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим. Чтобы почувствовать воздух его надо поймать. Воздух есть внутри пустых предметов и даже внутри людей. А еще воздух не пахнет и может передавать запахи. При помощи воздуха мы можем передвигать предметы.
П. Всезнайка: Какие вы молодцы, так хорошо сегодня поработали, как настоящие ученые. У меня для вас есть подарок. Я награждаю вас почетным званием «Знаток воздуха».