Беляшова Оксана Викторовна
Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ посредством информационно-коммуникационных технологий
▼ Скачать +Заказ
Наше будущее – это дети, а детский сад и семья – два важных инструмента социализации детей. Как музыка держится на трех китах (песня, танец, марш, так и работа по воспитанию и образованию дошкольников держится на трех основных составляющих – педагог + родители + ребенок. Взаимодействие
родителей и педагогов – необходимое условие полноценного развития дошкольников, так как наилучшие результаты достигаются там, где педагоги и родители действуют согласованно. Беда многих современных
Публикация «Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ посредством информационно-коммуникационных технологий» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
семей – отстраненность от педагогического процесса ДОУ, причина которой, прежде всего, в их занятости; и в связи с недостаточным количеством времени они не имеют возможности взаимодействовать с детским
садом во благо развития ребенка. Данную проблему можно и нужно решать с помощью нового современного вида взаимодействия воспитателей и родителей – использование информационно коммуникативного пространства.
Ведь сегодня сама жизнь диктует нам качественно новые требования к организации педагогического процесса в детском саду : прогресс широким шагом шагнул в детский сад, а в свете нового федерального
закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. и вступившими в силу в январе 2014 г. ФГОС ДО. Для эффективного взаимодействия детского сада и семьи потребовалось расширение информационного
пространства. Это стало возможным благодаря использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Что же такое ИКТ? ИКТ - это информационная технология, это технология доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленная на получение конкретного результата.
Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе – это одно из современных направлений в дошкольном образовании. Средства информационно-коммуникационных технологий помогают педагогу
разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом.
Итак, ИКТ начинают занимать свою нишу в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений (ДОУ, и мы понимаем, что сотрудничество с семьей ребенка в вопросах
использования ИКТ является важным направлением работы дошкольного учреждения. Во-первых,сформирован заказ на включение такой деятельности в систему образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; в-третьих, ИКТ позволяет повысить мотивацию к обучению у детей и вовлечь родителей в активную образовательную
деятельность. Сегодня сотрудничество с родителями реализуется через разнообразные формы общения. К традиционным формам взаимодействия с родителями относятся классические родительские собрания
и консультации. Традиционные формы работы с родителями при всех их положительных характеристиках
имеют объективные трудности, это:
- ограниченное количество времени у родителей как для посещения родительских собраний, так и для
посещения консультаций в детском саду;
- отсутствие возможностей для современного предоставления необходимой информации родителям.
В свою очередь нетрадиционные формы работы с родителями делятся на четыре вида:
1. Информационно-аналитическая форма направлена на выявление интересов, запросов родителей
через:
- анкетирование, тестирование, «Почту доверия», «Волшебный сундучок», «Как отвечать на детские
вопросы?», «Почему ребенку нужна игра?» и др.
- вечер вопросов и ответов;
2. Познавательная форма дает возможность познакомить родителей с возрастными и
психологическими особенностями детей через:
- семейные клубы, деловую игру, тренинги, аукцион полезных советов, педагогический совет с участием
родителей, конференции и мини-собрания, совместные экскурсии, походы и т. д.
З. Досуговая форма используется для установления эмоционального контакта между педагогами,
родителями и детьми через :
- мастер-классы;
- проведение различных конкурсов и спортивных соревнований;
- участие в выставках совместного творчества;
- создание семейных газет и т. д.
4. Наглядно-информационная форма используется для ознакомления с работой детского сада,
особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками через:
- презентацию дошкольного учреждения;
- открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей;
- родительские собрания с показом видеофильмов, мультимедиа презентациями о жизни детей в детском
саду;
- информационные стенды;
- информационные папки в родительском уголке.
Какие же технические средства применимы в детском саду? На данный момент это: компьютер,
мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, видеомагнитофон, телевизор. А также принтер,
сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера. Сегодня использование ИКТ в детском саду позволяет:
- показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это
отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре, а для родителей – привлечь дополнительное
внимание к теме или проблеме обсуждения;
- в доступной форме, ярко, образно преподнести материал;
- привлечь внимание движением, звуком, мультипликацией.
Как уже было сказано выше, для эффективного взаимодействия детского сада и семьи требуется
расширение информационного пространства. Благодаря ИКТ, родители могут «приоткрыть занавес» и
посмотреть, как их ребенок растет, развивается, проживает то время, пока находится в детском саду. Однако
остается проблемой привлечение родителей к созданию и реализации совместных проектов при помощи
ИКТ.
Какие же условия необходимы для того, чтобы родители из пассивных участников образовательного
процесса стали активными его участниками и плавно влились в это информационное пространство? Это:
1. Соответствующее оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, большой экран, телевизор,
видеомагнитофон, DVD, Интернет и т. д.
2. Педагог, владеющий компьютерными навыками.
3. Родитель, владеющий компьютерными навыками.
4. Умение пользоваться учебными электронными изданиями, материалами из Интернета.
5. Аудио и видео материалы, материалы готовых CD–ROM, мультимедиа-презентации, разработанные
педагогом, родителями.
Я хочу поделиться опытом работы нашего учреждения в этом направлении.
В нашем деском саду сложилась система, позволяющая вовлекать семьи воспитанников в процесс
воспитания и образования детей согласно задачам учреждения. Для того, чтобы детский сад стал
источником информации о ребенке, развитии детско-родительских отношений, о наших формах совместной
познавательной и коммуникативной деятельности в триаде «ребенок - родитель – педагог» предлагаем
различные формы: дни открытых дверей, семейный клуб, гостиная для родителей будущих
первоклассников, спортивные праздники, выставки, встречи со специалистами различного профиля, мастерклассы, индивидуальные и групповые консультации. Систематически выявляется позиция педагогов и
родителей по актуальным проблемам.
Педагогами активно используются следующие формы работы с использованием ИКТ:
- проведение практических занятий с использованием мультимедийной презентации, что значительно
повышает интерес детей и родителей к теме занятия и способствует эффективному повышению уровня
познавательных возможностей;
- не менее эффективная форма работы – это информационный стенд. Необходимо подчеркнуть его преимущества. Во-первых, передача информации в письменной форме не требует много времени. Во-вторых, родителям легче удержать в памяти весь ее объем, и они могут вернуться к материалам неоднократно. И, в-третьих, для того, чтобы взрослые смогли осмыслить полученные рекомендации и
следовать им, необходимо предложить определенный алгоритм действий и памятку, которая позволит применить знания на практике. Красочно оформленные, с крупным четким шрифтом, яркими картинками
они привлекают внимание даже не у самых активных родителей;
- родительские собрания, круглые столы и др. с показом видеофильмов, мультимедиа презентациями о жизни детей в детском саду или пояснительным материалом по теме собрания.
Периодически в детском саду воспитатели, учителя–логопеды, педагоги-психологи, социальный педагог
выпускают информационные буклеты различной тематики и распространяют их среди родителей.
Вся информация о мероприятиях, проводимых в детском саду, размещается на сайте детского сада и подкрепляется фотографиями (со всеми родителями подписаны согласия на размещение фотографий детей). На дошкольном сайте любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно воспитательного процесса в ДОУ, общедошкольными традициями, узнать последние новости и таким образом
быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий.
Это то, что делают педагоги для расширения границ общения и информированности родителей о жизни
и развитии детей в ДОУ, но при этом родители - пассивные наблюдатели. А как же сделать родителей активными участниками педагогического процесса?
Уверена, что главный фактор между воспитателями, родителями и детьми - установление отношений доверия, сотрудничества и партнерства.
Педагог:
- должен быть компетентен в вопросах воспитания и образования детей;
- должен быть авторитетом для родителей и детей;
- должен уметь заинтересовать родителей и сделать их активными участниками жизни группы и ДОУ.
Родители :
- должны хотеть стать активными участниками педагогического процесса детского сада;
- должны быть заинтересованы в успехах своих детей;
- должны стремиться всячески помочь ДОУ в создании единого образовательного пространства через организацию сотрудничества семьи и детского сада.
У себя в группе мы создали такие условия для взаимодействия с родителями, которые позволили нам убрать из выше перечисленных факторов слово «должны» и мы с полной уверенностью можем сказать, что
наши родители являются активными участниками педагогического процесса не только группы, но и детского сада.
Наши родители принимают активное участие:
- в проектной деятельности, разрабатывая и реализуя семейные мини-проекты (они понимают, что работа
над составлением и подготовкой презентации семейного проекта, его публичное представление и защита положительно влияют на развитие у детей навыков общения с помощью информационно коммуникационных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению материала, способствует
повышению уровня самооценки ребенка). Использование ИКТ в проектной деятельности – это реальность сегодняшнего дня. Информационные технологии используются практически на каждом этапе
исследовательской деятельности: поиск информации, ее обработка, оформление проекта и его презентация;
- в создании мультимедийных презентаций к занятиям (ребенок, чьи родители готовили презентацию,
рассказывает данный материал, что безусловно положительно влияет на развитие у детей навыков общения и способствует повышению уровня самооценки ребенка, авторитета среди других детей и пробуждает у
других детей желание стать такими же выступающими);
- оказывают помощь в создании дидактических пособий: «Веселая азбука», «Моя семья», «От А до Я»,
«Лесная математика» и игр «Кто лишний?», «Что сначала, что потом?», «Найди нужный предмет?» и др. –
это позволяет родителям быть в курсе тем, изучаемых ребенком в детском саду (ребенок презентует игру детям группы, рассказывает правила игры, становится первым ведущим, что вызывает только положительные эмоции, добавляет уверенности в себе и повышает авторитет родителей в глазах ребенка);
- книжки-малышки разной тематической направленности – дают возможность родителям проявить
умения и творчество при подборке материала и оформлении книжки-малышки;
- создают презентации, семейные электронные газеты собственных семейных ресурсов в развитии
личности ребенка;
- в издании информационных листов и буклетов, содержащих информацию для детей, с последующим
распространением среди детей группы, что также позволяет родителям стать частью жизни ребенка в
детском саду;
- при помощи фото и видеоаппаратуры создают для детей слайд-шоу и видеофильмы о прошедших
мероприятиях: экскурсии в пожарную часть и ГИБДД города, школы, музей и библиотеку, участии в выставках разной тематики и соревнованиях по разным видам спорта, в организации и проведении которых
принимают активное участие.
Мы работаем в тесном контакте со специалистами нашего ДОУ. Родители не всегда проявляют заинтересованность в занятиях учителя-логопеда, педагога-психолога, считая, что если учитель-логопед (педагог-психолог) - «сильный» педагог, то справится сам без их помощи. Для того чтобы развеять
неправильное мнение о «легкой» работе логопеда (психолога) и повысить интерес к занятиям у родителей и детей, логопеды (психологи) дают определенные задания «на дом», например, сделать мнемотаблицы для
заучивания стихов, для составления описательных рассказов, сделать подборку картинок, загадок и т. д.
Такие простые приемы позволяют вовлекать родителей постепенно, увеличивая их заинтересованность в успехах ребенка, дают возможность почувствовать себя полноправными участниками образовательного
процесса ДОУ.
Все семьи, которые принимают участие в воспитательно-образовательном процессе, мы поощряем благодарностями и дипломами на уровне группы, а наиболее активные семьи, которые принимают участие
не только на уровне детского сада, но и на уровне города - награждаются грамотами и подарками от детского сада.
Данные формы работы используются с целью решения актуальных проблем развития детей при взаимодействии воспитывающих взрослых. Мы призываем всех педагогов направить свои творческие способности и умения в русло технических инноваций для получения еще лучших результатов работы.
В заключение хочется отметить, что используя ИКТ в своей работе, мы открываем для себя очень много нового и интересного. Мы вместе с детьми и родителями входим в увлекательный мир информации,
коммуникации и технологии, учимся вместе с ними быть интересными, креативными, позитивными, таким образом, становимся более профессиональными, грамотными, а самое главное - эта работа доставляет нам огромное удовольствие.
В перспективе расширение применения ИКТ в детском саду при взаимодействии с родителями : создание видеоклипов (роликов) с участием детей, использование электронной фоторамки для информирования
родителей о событиях прошедшего дня и др. Будем рады, если наша работа в этом направлении после ознакомления поможет педагогам более активно использовать информационно-коммуникационные технологии для активизации участия родителей в образовательном процессе ДОУ.
Закончить мы хотим словами Марка Цукерберга: «Каждую сотню лет средства массовой информации претерпевают изменения. Сейчас настало время тотального обмена информацией между конкретными
людьми. В этом и состоит будущее…»
Литература
1. Горвиц Ю. М., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание – 1991.
- № 5.
2. Горвиц Ю. М., Чайнова Л. Д., Поддьярков Н. Н., Зворыгина Е. В. и др. Новые информационные
технологии в дошкольном образовании. – М. : ЛИНКА –ПРЕСС, 1998 г.
3. Калинина Т. В. Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном детстве. – М,
Сфера, 2008.
4. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр. Дошкольное воспитание. – 2000. - № 11. –
С. 53-57.
5. Новоселова С. Л., Петку Г. П. Компьютерный мир дошкольника. – М. : Новая школа, 1997.
6. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании : дидактические проблемы,
перспективы использования. – М. : Школа-ПРЕСС, 1994. – 204 С.
7. Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. – М. : «Гелиос АРБ», 2000.