Гореликова Оксана Константиновна
Советы для родителей «Как помочь ребенку научится самостоятельности?»
Воспитываем самостоятельность. Советы для родителей «Как помочь ребенку научится самостоятельности?».
Гореликова Оксана Константиновна.
Существует мнение, что ребенок еще не личность. Маленький ребенок – это существо неполноценное, которое не может самостоятельно мыслить, действовать, иметь свои собственные детские еще (пока) желания, не совпадающие с желаниями взрослых.
Что же такое самостоятельность? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но к большому сожалению все мы по-разному его понимаем.
Самые типичные ответы:
Публикация «Советы для родителей „Как помочь ребенку научится самостоятельности?“» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2019
«это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих»;
«способность рассчитывать только на свои силы»;
«независимость от мнений окружающих»;
«умение распоряжаться собой, то есть своим временем и своей жизнью вообще»;
«умение ставить перед собой такие задачи, которые до тебя никто не ставил, и решать их самому».
Против этих определений трудно возразить. Они точно указывают на самостоятельность человека и, по большому счету, зрелость его личности. Но как применить эти оценки к ребёнку дошкольного малышу 3-4 лет лет? Ни одна из них не может быть использована без оговорок. Значит ли это, что правы были те психологи, которые утверждали, что полная самостоятельность малышам недоступна и следовательно говорить о личности ребенка преждевременно и скоровыводно? И да, и нет. Самостоятельность ребенка, конечно, относительна, но я уверенна она зарождается в раннем детстве. Распознать ее у ребенка очень сложно : мы оперируем критериями “зрелой” самостоятельности, а у него она выражена неявно, часто выявляется под другим качеством или обнаруживается только частично. Угадать ее проявления, помочь первым росткам окрепнуть и развиться – очень,очень непростая задача. Как переоценка, так и недооценка зарождающейся детской самостоятельности весьма небезразличны для развивающейся личности ребенка и чреваты одним и тем же результатом – беспомощностью наших детей перед лицом жизненных проблем, а то и грубыми задержками в развитии.
Чем же нам руководствоваться? на что опираться?
Правило 1. Темперамент- это его врожденные способности, сфера интересов, даже семейная практика. Помните: каждый ребенок – это уникальная личность, которая развивается индивидуально.
Правило 2. Самостоятельность – понятие субъективное, в чем-то да же расплывчатое, и она может быть разной при оценке одного и того же действия. Иначе говоря, самостоятельность – не столько умение исполнять какое-то действие без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения. Как только новое действие становится доступным, отношение к нему меняется как у самого ребенка, так и у взрослых.
Правило 3. Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм. Поэтому она – не любое действие в одиночку, а только осмысленное и социально приемлемое.
Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.
Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Оттого, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Среди качеств будущего школьника, исследователи особо выделяют самостоятельность ребёнка, так как она способствует развитию его личности в целом.
Спасибо за внимание.