елена кукушкина
Советы родителям: как помочь ребенку овладеть правильной связной речью
▼ Скачать + Заказать документы
Советы родителям: как помочь ребенку овладеть правильной связной речью
Овладение связными формами высказываний - сложный и длительный процесс. Осуществление этой задачи способствует умственному развитию детей, так как содержание рассказов отражает, закрепляет их знания об окружающем.
Публикация «Советы родителям: как помочь ребенку овладеть правильной связной речью» размещена в разделах
В чем же состоит подготовка к такой работе? Прежде всего, необходимо по будить детей слушать и слышать взрослого. В ванной комнате можно предложить ребенку такое соревнование: кто скажет больше слов о том, какое мыло, что с ним можно делать, что им можно мыть. На улице, во время прогулки можно спросить, какое небо, какой снег на участке, какие листья лежат на земле и т. п.
Внимательно следите за речью ребенка и исправляйте ошибки. Причем важно, чтобы исправления делались доброжелательно, корректно. Ни в коем случае не следует передразнивать, высмеивать ребенка. Это может спровоцировать снижение речевой активности ребенка, вызвать замкнутость, отрицательное отношение к обучению в целом.
Во время игр и бытовой деятельности не следует привлекать внимание к ошибкам ребенка.
Например, во время игры один ребенок говорит другому:
«У всех куклов сними туфли, неси без туфлев», или «Не ставь чашков без блюдцев». Подзовите к себе ребенка и предложите ему послушать правильный вариант сочетания слов: У всех кукол или «без туфель» и т. д. А затем спросите: «Как лучше сказать?». Попросите повторить правильную фразу. Если ошибки встречаются в обращении к взрослому, то можно реагировать так:
- Ты же можешь правильно сказать, ну-ка попробуй!
- Я не понимаю тебя. Подумай и скажи правильно.
Ошибки в произношении фиксируются и исправляются по ходу ответа так: «Повтори за мной и «нажми» на этот звук» (если ребенок неправильно произнес какой-то звук).
Процесс «перевоспитания» речи и угасания патологического рефлекса возможен только при повышенном внимании ребенка к речи окружающих и своей собственной. Естественно, что такая работа требует от родителей терпения, такта, собранности и постоянной изобретательности. Развитие внимания и памяти является важной коррекционной задачей. Эти процессы теснейшим образом связаны с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме.
Словесно-логическое мышление - один из видов мышления, которое непосредственно связано с речью. Иными словами - речь и мышление тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, развивая друг друга.
Надо помогать ребенку осмыслять события и явления, искать их причины и следствия, взаимосвязь и отличительные особенности.
Например:
- Почему осенью люди теплее одеваются?
- Почему летом нельзя кататься на лыжах?
- Почему зайца трудно увидеть на снегу?
- Можно ли два шарика поставить друг на друга? Что тогда произойдет?
- Что будет, если из башни вынуть нижний кубик?
- Как, не выходя на улицу, узнать - дует ли ветер?
Не следует торопиться объяснять детям. Сначала нужно задать наводящий вопрос, дать толчок мысли.
Важной операцией мышления является сравнение. Наиболее полезно искать различие в сходном и общее в различном.
Например:
- Чем отличаются кукла и девочка?
- Чем отличаются птица и самолет?
- Чем отличаются куст и дерево? И т. д.
- Что общего у дерева и цветка?
- Что общего у дома и муравейника?
- Что общего у шарика и яблока? И т. д. !
Неиссякаемую пищу для словесно-логических упражнений дают сказки. С радостью и интересом дети ответят на такие вопросы:
- Почему волк прибежал быстрее Красной Шапочки к дому её бабушки?
- Почему семеро козлят открыли дверь волку?
- Кто из поросят не боялся в своем доме волка? Почему?
- Можно сказать, что мышка вытянула репку? А кто вытянул? И т. д.
Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок. Причем хорошо знакомые детям загадки типа: «Кто его раздевает, тот слёзы проливает» - не несут никакой умственной нагрузки. А другие заставляют задуматься не только ребенка, но и взрослого:
- Два соболя хвостами друг к другу лежат? (брови).
- Кругла гора, что ни шаг, то нора? (наперсток).
- Не на полу, не на потолке, а смотрит на дом и на улицу? (окно).
Естественно, что такие загадки для детей, с общим недоразвитием речи недоступны. Но предложить ребенку подумать, натолкнуть его мысль обещающим понятием, начальным звуком в отгадке, несколькими предметами, один из которых и есть отгадка - значит дать полезную работу мышлению.
Кроме известных, можно предложить детям загадки, составленные самими.
Например:
- Передние лапы короткие, а задние длинные? (заяц).
- Четыре ноги, да не ходит? (стул).
Еще боле сложными для ребят являются пословицы, из которых ребенок выбирает подходящее. Можно адресовать к пословице 2-3 ситуации, на пример, пословица «Не в свои сани не садись». Варианты её объяснений: не садись на сломанный стул: не берись за дело, которое не сможешь выполнить. Или: мальчик не умеет играть, а сел за пианино.
Естественно, чтобы дети научились понимать и объяснять смысл пословиц, полезно при каждом удобном случае их использовать.
Ребенку, который поторопился и испортил свою работу, мама скажет: «Семь раз отмерь - один отрежь».