Сиротина Кристина Михайловна
Консультация для родителей. Как помочь ребенку в период адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
При поступлении ребё нка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Чёткий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, - все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи, малыш отказывается играть с другими детьми, часто болеет и т. д. Характер адаптации зависит от нескольких факторов:
Публикация «Консультация для родителей, Как помочь ребенку в период адаптации» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
1) возраста (труднее всего переносят изменения условий жизни дети от 10-11 месяцев до 1,5 года);
2) состояния здоровья и уровня развития ребёнка;
3) биологического и социального анамнеза (протекание беременности матери, осложнения при родах; условия, обеспеченные ребёнку после рождения - режим дня, питание, игры, и т. п. ; заболевания в течении первых 3 месяцев жизни и др.).
В детском саду попытки решения проблемы адаптации в основном сводятся к рекомендациям родителям максимально приблизить режим дня ребёнка к режиму дошкольного учреждения. Кроме того у некоторых воспитателей сложилось упрощённое представление о б эмощюнальных реакциях детей, впервые пришедших в детский сад. Они считают, что плач и капризы - результат и избалованности и изнеженности в семье. В таких случаях процесс привыкания затягивается, у ребёнка формируется защитно-оборонительная реакция и, как следствие, негативное отношение к детскому саду.
Чтобы этого не произошло, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации.
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
2. Работа с родителями, которую желательно начать ещё до поступления ребёнка в детский сад.
3. Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребёнок - взрослый» и «ребёнок - ребёнок» и обязательно включающей игры и упражнения.
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Необходимо сформировать у ребёнка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребёнок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдёт адаптация.
Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни - они слишком большие, не такие как дома. Чтобы ребёнку было приходить в детский сад, нужно «одомашнить» группу. Зрительно уменьшат помещение, сделают его более уютным красивые занавески на окнах, бордюр по верхнему краю стены.
Хорошо если в группе имеется небольшой «домик», где ребёнок может побыть один, поиграть или отдохнуть. Сделать такой «домик» можно, например, из детской кроватки, обтянув красивой тканью и вынув из неё нижнюю доску.
Желательно радом с «домиком» разместить живой уголок. Растения и вообще зелёный цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.
Необходим в группе и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность двух - трёхлетних детей в движении.
Малыши ещё не владеют речью настолько, чтобы выразить чётко свои чувства и эмоции. А некоторые, особенно первое время, просто боятся или стесняются это делать. Не выраженные эмоции накапливаются и в конце концов прорываются слезши, которые со стороны выглядят непонятными, - никаких внешних причин для этого нет.
Психологи установили, что изодеятельность для ребёнка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя.
Умиротворяюще действует на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.
Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон.
В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребёнка приёмы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т. п. Ни в коем случае нельзя насильно кормить или насильно укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.
Ласковое отношение с ребёнком, периодическое пребывание малыша на руках даёт ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.
2. Работа с родителями.
Необходимое условие успешной адаптации - согласованность родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и детском саду.
Ещё до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьёй. Все привычки и особенности ребёнка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.
Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребёнка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателем и другими детьми. Причём желательно приводить ребёнка не только на утреннюю
прогулку, но и на вечернюю, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы прихода за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребёнка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слёз и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой.
Родители, отдавая ребёнка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние своих близких, ребёнок тоже тревожится.
Поэтому задача воспитателя - успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребёнок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
Родители должны внимательно прислушиваться советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребёнок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
3, Игры в адаптационный период с детьми двух - трёх лет.
Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверие детей к воспитателю. Ребёнок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнёра в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учётом игровых возможностей детей., места проведения и т. д.
Иди ко мне
ребёнка за руки и ходит по кругу,
Ход игры. Взрослый отходит от ребёнка на несколько шагов и завёт его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне мой хороший!» Когда ребёнок приходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой хороший ко мне Коля пришёл!» Игра повторяется.
Хоровод Ход игры. Воспитатель держит приговаривая:
Вокруг розовых кустов, Среди травок и цветов, Кружим, кружим хоровод. До того мы закружились, Что на землю повалились. БУХ!