Екатерина Филаткина
Консультация для родителей «Как помочь гиперактивному ребенку»
▼ Скачать + Заказать документы
Гиперактивновые дети и как им помочь?
Что же такое гиперактивность? Если говорить детально, то в переводе из латинского языка «активный» - значит деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы.
Публикация «Консультация для родителей „Как помочь гиперактивному ребенку“» размещена в разделах
Гиперактивность у детей оказывается несвойственной для нормального, соответствующего роста развития ребенка невнимательностью, импульсивностью. По данным психолого - педагогической литературы, в описании таких детей употребляются термины: «подвижные», «импульсивные», «шустрики».
По данным специалистов, чуть ли не половина детей страдает так называемой гиперактивностью. Если ребенок гиперактивен, то трудности испытывает не только она сама, но и его окружение: родители, одногодки, воспитатели. Такому ребенку необходима своевременная помощь.
Поставить диагноз гиперактивность может только специалист, потому не старайтесь сделать это самостоятельно. Даже диагностика у детей достаточно сложна в дошкольном возрасте, и вы можете только высказать психологу свои подозрения. Для выявления гиперактивного ребенка потребуется длительное время наблюдений за ним в детском саду или в классе. И все же, родители должны знать основные критерии его характера и поведения.
Все проявления гиперактивности подразделяют на три группы:
• Недостаточно внимания: ребенок не слушает, что ему говорят, он рассеян, с удовольствием берется за дело, но никогда его не завершает. Он не организован, часто теряет свои вещи, забывчив. Уклоняется от сложных умственных заданий.
• Двигательная расторможенность: не может усидеть на месте, ерзает на стуле, постоянно куда-то бежит, забирается. Обычно очень разговорчив. Спит мало с рождения.
• Импульсивность: не дослушав вопрос, начинает отвечать, вмешивается в чужой разговор и перебивает говорящего, не умеет себя контролировать, плохо поддается правилам, не может дождаться похвалы. Выполняет задания по-разному (одни хорошо, другие плохо, на одних занятиях он спокоен и успешно все выполняет, на других нервничает и показывает отрицательные результаты. Настроение очень часто меняется внезапно.
Наиболее выраженными эти проявления становятся, когда начинаются занятия в детском саду или в подготовительных классах. Ко всем описанным симптомам могут добавиться головные боли, страх темноты, нервные тики. Если не найти правильный подход к таким детям, то даже высокие умственные способности не помогут им добиться в жизни успехов.
Психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям по снижению гиперактивности.
1. Поступки гиперактивного ребенка не умышленны; не следует давать ему реактивные указаний, следует избегать слов “НЕТ”, “НЕЛЬЗЯ”, строить взаимоотношения на понимании и доверии; реагировать на действия ребенка неожиданным приемом (шуткой). Повторять свою просьбу автоматически одними и теми же словами много раз; не настаивать на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок; выслушать то, что он хочет сказать.
2. В семье необходимо изменить психологический микроклимат, т. е. уделять ребенку достаточно эмоционального внимания, проводить досуг вместе, не допускать ссор в присутствии ребенка.
3. Ребенку, как и всем членам семьи необходим четкий режим дня и место для занятий. Как можно чаще показывать ребенку, как, не отвлекаясь, лучше выполнить задание;
4. Ребенку необходима специальная поведенческая программа, т. е. продуманная гибкая система вознаграждений, поощрений за хорошо выполненное задание и наказание – только не физическое! – за плохое поведение.
5. Гипеактивный ребенок должен, всегда находится перед глазами педагога.
6. Необходимо проводить занятии с включением нескольких физкультминуток, использовать на занятиях элемент игры или соревнования.
7. Предоставлять ребенку возможность обращаться за помощью в случае любого затруднения.
8. Направлять энергию ребенка в полезное русло (вымыть доску, полить цветы).
9. Создавать ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны.