Валентина Борисова
Проект «Поможем природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитательно - образовательный проект по экологии "Поможем природе" с детьми 4 - 5 лет.
Авторы : Демидова Н. А.
Борисова В. Н.
Паспорт проекта
Вид проекта : информационный, исследовательский, игровой, творческий, групповой.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Участники проекта : воспитанники средней группы, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель.
Публикация «Проект „Поможем природе“» размещена в разделах
Тематическое поле: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.
Цель проекта : формирование у детей экологических представлений о природе, основ экологического воспитания, гуманного отношения к окружающему миру, к себе, как жителю планеты Земля.
Задачи:
• познакомить детей с проблемой загрязнения окружающей среды;
• способствовать формированию осознанно-правильного отношения к планете Земля и к человечеству, как к части природы;
• учить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
• воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы : растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, человеку;
• воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе;
• развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;
• совершенствовать трудовые навыки детей.
Актуальность: Наш общий дом, в котором мы живём – планета Земля. Каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Сегодня человечество подошло к критической черте: отравлены вода и воздух, загрязнены океаны, моря, реки и озёра, уничтожены места обитания множества живых организмов, гибнут многие обитатели природы – это реальная угроза для сохранения жизни и здоровья современной цивилизации. И в ответе за всё – человек.
Что бы сохранить нашу планету, надо приучать маленьких граждан к бережному отношению к ней. Наша задача выявить доступные методы для сохранения природы, а значит и планеты в целом.
Ожидаемые результаты:
у детей сформированы:
• экологические представления о природе;
• основы экологического воспитания;
• гуманное отношение к окружающему миру, к себе, как жителю планеты Земля;
• вырастить отзывчивых, добрых, милосердных детей, экологически грамотных.
Обеспечение проектной деятельности :
Методическое:
• Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. «Комплексные занятия в средней группе «
• Веракса Н. Е. «Проектная деятельность дошкольников»;
• Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду».
• Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду»
• Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог».
• Куцакова Л. В. «Художественное творчество и конструирование»
• РыжоваЛ. В. «Методика детского экспериментирования»
• Саво И. Л. «Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада»
• «Загадочная природа» - книга для дополнительного чтения
• Интернет-ресурсы
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :
• научно- познавательная и художественная литература;
• дидактические игры;
• компьютерные презентации;
• материалы для продуктивной деятельности.
Участие родителей в реализации проекта :
• тематическая ширма «Судьба планеты – наша судьба»;
• консультация для родителей: «Берегите природу», «Ядовитые растения»,
«Укусы змей»;
• участие в конкурсе поделок из природного материала «Осенние фантазии»;
• конкурс поделок из бросового материала «Мусоринка»;
• организация работы по созданию мини-библиотеки с детскими книгами по тематике «Наш дом - природа».
Продукт проектной деятельности :
• картотека наблюдений на прогулке;
• картотека дидактических игр по экологии;
• тематические альбомы «Животные нашего края», «Деревья и кустарники»,
«Зимующие и перелетные птицы», «Насекомые», «Лекарственные растения»;
• подборка стихов по теме;
• выставка продуктов детской деятельности;
• НОД «Путешествие Капитошки»;
• эмблема «Юный эколог»;
• паспорт проекта.
Формы и методы реализации проекта :
Образова-
тельная область Виды детской деятельности Формы и методы работы
Познава-
тельное
развитие Познавательно-
исследовательская
(исследование объектов
окружающего
мира и экспериментирова-ние с ними) Непосредственно образовательная деятельность:
• «Что нам осень принесла»;
• «Что растет в лесу»;
• «У медведя во бору грибы, ягоды беру»;
• «Дикие животные. Ежик»;
• «Зимующие птицы»;
• «Наш дом – природа!»;
• «Удивительная вода»;
• «Как животные готовятся к зиме?»;
• «Что за гости на окошке?»;
• «Кому нужна вода».
Дидактические игры экологического содержания:
• «Природа и человек»;
• «Где ночует солнышко»;
• «Хорошо, плохо»;
• «Что будет, если…»;
• «Вершки-корешки»;
• «Кто в лесу живёт?»;
• «Что в лесу растёт?»;
• «С чем нельзя в лес ходить?»;
• «Живая или неживая природа»;
• «Где чей дом?»;
• «Мои друзья»,
• «Кто знает, пусть продолжает»;
• «Кто летает, прыгает, плавает?».
Оформление тематических альбомов:
• «Животные нашего края»;
• «Деревья»;
• «Цветы – улыбка природы»;
• «Зимующие и перелетные птицы»;
• «Насекомые»;
• «Лекарственные растения».
Экспериментирование:
• «Таяние снега»;
• «Лук на окошке»;
• «Веточки в воде»;
• «Испарение воды»;
• «Солнышко и льдинка».
. Создание проблемных ситуаций:
• «Что было бы, если бы не было деревьев?»;
• «Что было бы, если бы не было воды?».
Просмотр мультфильмов и видеороликов:
• «Ежик в тумане»;
• «Звуки природы»;
• «Капитошка»;
• «Как звери к зиме готовятся?».
Социально-коммуника-
тивное развитие Игровая, коммуникативная Беседы экологической направленности: «Что нам осень принесла?», Что растет в лесу», «У медведя во бору грибы, ягоды беру», «Растительный мир», «Кому нужна вода», «Насекомые» и др.
Экскурсия к грачевнику
Художест-венно-эстетичес-кое развитие
Коммуникативная,
изобразительная (рисование, лепка) Участие в городском конкурсе «Чудеса для людей из ненужных вещей».
• рисование «Вырастим из семечка дерево», «Ягодка-рябинка», «Золотая осень», «Елочка – колкая иголочка», «Как розовые яблоки на ветках снегири», «Расцвели красивые цветы», «Береза», «Ромашки на зеленом лугу».
• конструирование: «Кактус», «Гриб»(оригами, «Цветок для мамы»(оригами, «Волк», «Елочка», «Подснежник» (оригами, «Бабочка».
• лепка: «Овощи и фрукты», «Грибы», «Снежинка», «Елочка зеленая», «Прилетайте в гости (воробушки на кормушке).
• аппликация : «Букет в вазе»(засушенные цветы и листья, «Береза» (засушенные листья березы, «Заюшка», «Сосульки на крыше», «Воробьи в лужах», «Совёнок».
• раскрашивание рисунков на темы: «перелетные птицы», «овощи», «фрукты», «дикие и домашние животные».
Речевое развитие Коммуникативная, чтение художественной литературы. Разучивание стихов:
• «Не губи живое» (В. Мазур);
• «Не надо мусорить в лесу!» (М. Крюков);
• «Носит одуванчик» (Е. Серова);
• «Воробей с березы на дорожку прыг…»(М. Клокова).
Чтение художественных произведений русских писателей и поэтов о природе (Л. Толстой, С. Аксаков, М. Пришвин, И. Соколов-Микитов, К. Паустовский, Г. Снегирев, В Бианки).
Чтение экологических сказок («Родник»,
«Дождевой червяк», «Маленькие путеше-ственницы», «Как скворец себе дом выби-рал», «Катя и божья коровка» и др.)
Разучивание песен о явлениях природы, о природе родного края, защите природы и о земной красоте. : «Осень», «Я на солнышке лежу»,» «Оранжевая песенка» и др.
Физическое развитие Двигательная Подвижные игры:
• «Воробышки и автомобиль»;
• «Совушка-сова»;
• «Птички в гнездышках»;
• «У медведя во бору»;
• «Покоряем высокие горы».
Завершающий этап:
Итоговое интегрированное занятие: «Экологическая викторина»
Контрольно-рефлексивный этап:
• подведение итогов;
• беседа с детьми о том, чему они научились, что нового узнали;
• вручение эмблемы «Юный эколог».