Елена Клименко
Экологический проект «Безопасность в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект
Автор проекта :
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 19
«Золотой петушок» ст. Незлобной»
Клименко Елена Валерьевна
Цель: Ознакомление детей с элементарными правилами поведения в природе, формирование навыков безопасного поведения, основ экологической культуры.
Публикация «Экологический проект „Безопасность в природе“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность на природе, в лесу
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи проекта :
-Формировать первоначальные умения и навыки безопасного и экологически грамотного поведения детей в природе (познакомить и обучить детей правилам поведения в лесу, формировать бережное отношение к живому) .
-Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в летнее время и оказания первой медицинской помощи при ушибах и укусах насекомых.
-Развивать познавательный интерес к миру природы;
-Способствовать развитию творческих способностей, воображению детей;
-Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за окружающей природой;
-Развивать умение общаться с взрослыми, отвечать на вопросы, вести диалог.
-Воспитывать экологическую культуру.
Актуальность:
Не для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Этот удивительный мир природы : мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Именно для этого ребенку нужен «проводник», этим проводником и станет взрослый.
Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы сформировать сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, ребенок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе (например, ради интереса взять в руки змею, попробовать незнакомые ягоды, кинуть горящую спичку в лесу). Детям необходимо объяснить последствия такого небезопасного поведения.
Проведя анализ знаний детей группы (беседы, наблюдения за детьми во время прогулки, я пришла к выводу, что дети недостаточно знакомы с правилами поведения в природе. В связи с этим я выбрала тему проекта «Безопасность в природе»
Тип проекта : познавательно – исследовательский
По количеству участников: групповой
По продолжительности: среднесрочный (декабрь 2018г. - февраль 2019г.)
Участники проекта : педагоги, дети старшей группы и родители.
Прогнозируемые результаты:
- правильное поведение детей в природе
-дети проявляют бережное отношение к живой и неживой природе;
- имеют представление о последствиях неграмотного отношения к природе;
- развивающая среда группы пополнится необходимым материалом.
Основные направления реализации проекта по образовательным областям в соответствии с ФГОС ДО.
1. Социально- коммуникативное развитие
2. Познавательное развитие
3. Речевое развитие
4. Художественно-эстетическое развитие
5. Физическое развитие
Работа с родителями
Цель: повышать педагогическую компетентность родителей в формировании знаний у детей о правилах безопасного поведения в природе.
1. Изготовление ширмы: «Правила поведения в лесу»
2. Консультация для родителей: «Если ребёнок потерялся в лесу»
3. Памятки для родителей «Как вести себя в природе»
4. Выставка семейного рисунка «Дети и природа»
5. Привлечение родителей к благоустройству прогулочного участка: изготовление скворечников, кормушек.
6. Анкетирование «Экологическое воспитание дошкольников»
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этапы проекта Цель этапа проекта Содержание реализации проекта
Подготовительный
этап Определение проблемы, отвечающей потребностям детей и их родителей. Доведение до детей важности данной проблемы. 1. Подбор иллюстраций и фотографий о природе
2. Отбор художественной литературы и дидактического материала
3. Сбор информации о лекарственных растениях, ягодах, грибах
4. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал, игрушки, атрибуты для игровой и театрализованной деятельности
5. Составить план мероприятий по организации работы по формированию навыков безопасного поведения в природе
Практический (основной) этап Реализация проекта через организацию разных видов деятельности при дифференцированной помощи взрослого. 1.1. Рассказ воспитателя о безопасностях в природе
2. Рассматривание фото и иллюстраций на тему «Природа»
3. Составление творческих рассказов
«Как мы любим отдыхать»,
«Выходные на природе»
4. Тренинг-беседы: на тему «На водоёме», «Как вести себя при грозе», «Лесные дары»
5. Изготовление лэпбука «Экология»
6. Изготовление ширмы по теме для родителей
7. Показ демонстрационных картинок «Природа и дети»
8. Дидактические игры «Назови ягоды», «Отбери съедобные грибы в корзинку», «Правильно- неправильно поступают дети».
9. Игровая проблемная ситуация «Мишка заблудился», «На водоёме»
10. Уборка участка от веток, камушек.
11. Интеллектуальная квест - игра «Знатоки безопасного поведения в природе»
12. Рассматривание альбомов «Если ты заблудился в лесу…», «Природа родного края»
13. Наблюдение на участке детского сада за деревьями, насекомыми, птицами, за поведением детей на соседних участках.
14. Экскурсия по территории детского сада
15. Заучивание стихотворений: «Если я сорву цветок», «Здравствуй, лес, дремучий лес» С. Погорельского;
16. Беседы: «Мы – юные друзья природы», «Кого мы можем встретить в лесу», «Зачем знать правила поведения в природе», «Правила поведения в общении с животными», «Для чего нужны растения», «Опасные насекомые»
17. Отгадывание загадок о природе.
18. Чтение рассказов: «Белкин мухомор» Н. Сладков, «Волчишко» Е. Чарушин;
19. Чтение пословиц и поговорок о лесе.
20. Прослушивание записи: «Голоса птиц», «Звуки природы».
21. Чтение стихотворений: «На земле исчезают цветы» Е. Карасев, «Если вы в лес пришли гулять» Н. Рыжова, «Есть одна планета – сад» Я. Аким, «Одуванчик» Е. Благинина, «В лесу» И. Белоусов, «Гость в лесу» Н. Красильникова, «Лес не только для нашей забавы», «Дерево, цветок, трава и птица» А. Берестов, «Однажды в лес…» Г. Ладонников, «Шагай» Б. Заходер
22. Подвижные игры: «Зайцы в лесу», «У медведя во бору», «Пройди по тропинке», «Птички в гнёздышках», «Лягушки – попрыгушки».
23. Пальчиковая гимнастика: «Улей», «Уточка», «Червячки», «Уточка», «Белочка», «Щенок», «Кого встретили в лесу».
24. Моделирование ситуаций: «Если ты заблудился в лесу…».
Заключительный этап Представление коллективного и индивидуальных продуктов деятельности Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
Педагогическая диагностика
(Безопасность в природе) – старшая группа
Аналитическая справка.
Диагностическое обследование детей происходило на основе программы Авдеевой Н. Н «Безопасность» в форме беседы, наблюдений, создания игровой и проблемной ситуации.
На начало проекта дети показали следующие результаты:
низкий – 12%
средний –76 %
высокий – 12%
На конец проекта :
низкий - 0%
средний –65%
высокий –35%
Вывод:
После проведённой работы по формированию у дошкольников представлений о правилах безопасного поведения в природе, дети старшей группы показали положительную динамику в знаниях. Они не только могли назвать правила поведения в лесу, на водоёме, в общении с животными, правильно отвечали на вопросы, но и стали активно применять в практической деятельности.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Считаете ли Вы необходимым и важным знакомить детей дошкольного возраста с правилами безопасности в природе? (да нет не знаю)
2. Должны ли родители по вашему мнению готовить детей дома к возможной встрече с опасностью? (да нет не знаю)
3. Обыгрываете ли вы дома ситуации опасные для ребенка-дошкольника (да нет)
4. Знакомите ли вы детей с ядовитыми и съедобными грибами, ягодами? (да нет)
5. Знает ли ваш ребёнок правила общения с животными? (да нет) 6. Считаете ли вы, что ребенок дошкольного возраста должен уметь оказывать элементарную помощь при укусах насекомых, ушибах? (да нет не знаю)
7. Используете ли Вы книги, телепередачи, чтобы поговорить с ребенком об опасностях? (да нет)
8. Необходима ли Вам помощь со стороны педагогов детского сада в ознакомлении с правилами безопасного поведения на природе? (да нет)
9. Оказывает ли дошкольное учреждение помощь по вопросам ознакомления детей с опасностями? (да нет)
Результаты
В анкетировании приняли участие 20 чел.
Из них 11чел. осознано относятся к необходимости специального ознакомления своих детей с правилами безопасности жизнедеятельности не только в быту, но и природе. Дома знакомят с правилами безопасного поведения и закрепляют знания непосредственно на природе, вместе с детьми смотрят передачи о природе, читают художественную литературу.
7 человек считают важным формирование представлений о правилах безопасности жизнедеятельности, но не имеют времени или желания самостоятельно знакомить детей с возможными опасными ситуациями, считают достаточным знакомить детей не со всеми правилами безопасности жизнедеятельности, а только частично.
2 человека считают, что знакомить с правилами безопасного поведения в природе должны педагоги в детском саду.