Наталья Санькова
Образовательная деятельность со старшими дошкольниками «Музыкальная лаборатория звука»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель года России — 2022 Методическая разработка
Методическая разработка Образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Музыкальная лаборатория звука»
Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму”… (народная мудрость)
Цель: создать благоприятные условия для развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности в ходе опытно - экспериментальной музыкальной деятельности.
Задачи:
1. Удовлетворить потребность
Публикация «Образовательная деятельность со старшими дошкольниками „Музыкальная лаборатория звука“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
ребенка в познании, в ходе опытно-
экспериментальной деятельности.
2. Изучить имеющуюся
методическую литературу по
детской опытно-экспериментальной
деятельности в области «Музыка».
3. Создать звуковую студию в музыкальном зале МКДОУ детский сад №10. пополнить новыми материалами центры музыки в группах ДОУ по теме. Адаптировать практический
материал опытно-экспериментальной деятельности к условиям детского сада.
4. Побуждать всех участников проекта: воспитанников, родителей (законных представителей, педагогов в процессе экспериментальной деятельности, взаимообмену, расширению культурных связей детского образовательного учреждения и семей воспитанников.
Формы организации работы по опытно -экспериментальной деятельности с детьми :
- образовательная деятельность,- экскурсии в центры экспериментирования
разновозрастных групп ДОУ, познакомились с новинками;- чтение художественной литературы,
- «Беседы доктора Пилюлькина» ,
- опыты
,- эксперименты.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте! Вы пришли в «Музыкальную лабораторию звука». Давайте поговорим о звуке. Хочу вас спросить: чем вы дышите? Видите? Ощущаете запахи? Вкус? Слышите? (ответы детей). Давайте поговорим о звуке. Беседа: «Ухо человека» (1 слайд) посмотрите на экран. Что вы видите (ответы). Давайте вспомним строение уха человека. (ответы детей). А как вы ухаживаете за своими ушами? (рассказ детей) Что нельзя делать с ушами? (ответы). Мы с вами сегодня будем делать опыты со звуком, а начнем с проверки вашего слуха и памяти.
Проводится игра «Передай слово!»
Все участники встают в цепочку по залу. Передаю команду ведущего: «Раз, два. Не зевай, опыты начинай!». Когда команда к началу опытов «приходит» к музыкальному руководителю. одевает халат для экспериментов, колпак. Музыкальный руководитель: Дорогие друзья, начинаем нашу опытно-экспериментальную работу.
Формы организации работы по опытно-экспериментальной деятельности :
- образовательная деятельность,
- экскурсии в центры экспериментирования разновозрастных групп ДОУ, познакомились с новинками;
- чтение художественной литературы,
- развлечение «В гостях у доктора Пилюлькина» ,
- опыты,
- беседы.
Дорогие друзья, начинаем нашу опытно-экспериментальную работу. Сегодня мы попробуем изучить звук с помощью разных анализаторов человеческого тела – слуха, зрения, осязания. Наступило время для первого опыта.
Опыт «Как увидеть звук!»
Понадобится небольшая пластиковая бутылка, пищевая пленка, резинка, свеча. Срежьте у бутылки дно и затяните его пленкой, закрепите пленку резинкой. Придвиньте бутылку горлышком к горящей свече примерно на 3 см. Кончиками пальцев резко стукните по пленке, свеча погаснет.
Пояснение: Звуковая волна погасила свечу! Звук от удара волной проходит по воздуху и «бьет» по горящей свече.
Опыт «Лунный шарик»
(опыт с воздушным шариком применен со сказочным персонажем). Домовенок Кузя предлагает его сделать в качестве домашнего задания всем участникам).
Домовенок Кузя: Возьмите эти мешочки и определите на ощупь, что в них находится. (Ответы детей: монеты, бусы, песок, камешки, гайки).
Домовенок Кузя: Когда вы поместите в воздушный шарик то что нашли в мешочке, то сможете услышать разные звуки. разных предметов, катающихся в шарике, будут разными. При этом сама поверхность шарика служит для звуковых волн резонатором, звук сильно усилится.
Музыкальный руководитель: Дети, а где мы сможем использовать такие звуки?
Опыт с расческой
Попробуем извлечь звук из расчески. Зубчики расчёски дрожат от прикосновения и издают звук. Он тихий и слабый. Ставим расчёску одним концом на стул. Повторяем опыт. Звук стал громче. Колебания передаются стулу, и он усиливает звук. Прикладываем конец расчёски к столу. Звук стал ещё громче.
Вопрос: Как предметы могут влияют на громкость звука?
Ответ: Чем больше предмет, тем громче звук. А сейчас попробуем из обычных предметов смастерить простейшее устройство, которое тоже будет усиливать громкость звука.
Опыт с пластиковым стаканом и резинкойРезинку продеть в правой стороне стакана, провести по всей ширине, закрепить на левой стороне. Дети по желанию играют на получившемся «инструменте».Вопрос: Почему наш «инструмент» звучит? С помощью резинки получилось музыкальное устройство – струна, она натянута. Звук появляется из-за щипков пальцев руки маленького музыканта.
Опыт «Банка-барабан-ка»
Воздушный шарик как можно сильнее натягиваем на открытый верх банки, закрепляем по окружности скотчем.
Научное объяснение: Получившаяся из шарика поверхность – называется мембрана. Она улавливает колебания воздуха, вследствие чего звучит банка (резонирует). Кто хочет «побарабанить» на этом устройстве?
«Библиотека музыкальных инструментов» Музыкальный руководитель:Вы мне рассказали о том, что делают в лаборатории, а в нашей музыкальной лаборатории мы узнаем все о звуке. Что нам показали опыты? (ответы детей). Правильно, а для того чтобы звуки были красивыми люди придумали разные музыкальные инструменты. Вот здесь и собраны все самое интересное про каждый инструмент. Вы видите макет инструмента, а вот здесь находится его паспорт. В нем: история создания, какой народ его придумал, интересные истории, загадки, забавные скороговорки. Какой из инструментов вы узнали? (ответы: баян, балалайка, скрипка и др.). А вы знаете о том какой инструмент самый древний? Правильно это – барабан.
Презентация «Музыкальные инструменты мира».
Посмотрите вот какие барабаны делали на родине барабана в Африке. Вот какие: украшены, разрисованы и все это для того. чтобы люди знали где этот барабан сделали. Как играют на барабане? (ответы). Покажите как это делают (дети по желанию играют: руками, палочками).
Музыкальный руководитель: Здесь на слайдах вы видите и другие инструменты: вот струнные, духовые, Народные эти инструменты белорусские, а здесь? (ответы детей). Да, это оркестр русских народных инструментов. В нем собраны разнообразные инструменты,
Кто мне их назовет?
Спасибо, я очень рада, что вы смогли ответить.
А на этом слайде мы видим не оркестр, а экспозицию. Ее делают в музее, галерее, выставке. И сейчас вы познакомитесь с экспозицией нашего мини-музея. Как вы думаете какому инструменту посвящена эта экспозиция? (ответы детей). Да, это русские народные инструменты. А начинается она с этого барабана. Рядом с ним вы видите форму солдата времен Великой Отечественной войны 1812 года. Когда император Франции Наполеон решил начать войну с Россией. Солдат –барабанщик исполнял очень важную службу. Он подавал знак солдатам, если враг решил внезапно напасть, и все эти музыкальные позывные барабана знал каждый солдат.
А это подсумок, в нем носили патроны, вещи, еду и никогда не расставались с ней.
Экспозиция мини-музея «Русская гармошка»
Музыкальный руководитель: А теперь мы перейдем к экспозиции «Русская гармошка». Вот это детская гармоника, уменьшенная копия настоящей. Вот ремешок для правой руки. Этим ремнем закрепляется левая рука для игры. Звук появляется если вы раскрываете и закрываете меха. Но звуковое строение у нее не идеальное.
Вот послушайте, понравилось?
Дети: Нет!
Музыкальный руководитель:
Это по тому, что все музыкальные инструменты имеют музыкальную настройку.
Теперь познакомимся с настоящей русской гармошкой, посмотрите на нее, какая она самобытная, обратите внимание правая клавиатура состоит из
2-х рядов, левая из трех. Звук появляется при помощи мехов. Раздвигаем меха воздух набирается и гармошка поет свою песню. Вот так…а кто хочет поиграть на ней?
Дети по желанию играют, я у удерживаю инструмент, для извлечения звуков.
Музыкальный руководитель: А что вам напомнила игра на нармошке7
Дети: Опыт с бутылкой и свечой.
Музыкальный руководитель: Вы молодцы, вспомнили! Воздух набрался и вышел, так и здесь.
Музыкальный руководитель А это инструмент вы узнали? Вы правы это - баян. Чем он отличается?
Ответы детей: размерами, клавиатурой, мехами, цветом.
Музыкальный руководитель: Дети, а какой баян есть еще у нас в садике? Да, это концертный баян, в нем еще больше звуковых
возможностей.
Раздаются шумовые
звуки: кряхтение,
шуршание. Из корзинки
музыкальный
руководитель достает
куклу домовенка Кузи.
Надевает куклу на руку,
исполняет роль персонажа
самостоятельно, озвучивает приемом «чревовещание».
Домовенок Кузя: Ура, нашли, молодцы! Приветик вам!
Музыкальный руководитель: Дети, вы не знаете кто это?
Домовенок Кузя подходит к детям, знакомится. Потом обращается к педагогу.
Домовенок Кузя: Ну и тебе приветик!
Музыкальный руководитель: Дети, разве так со взрослыми здороваются?
Дети: Нет! Ко взрослым обращаются на Вы и говорят «здравствуйте». А «привет» можно говорит своим друзьям.
Домовенок Кузя: А понятно! Ну тогда - здравствуйте!
Музыкальный руководитель: Вот молодец! Здравствуй Кузя! Приятно познакомиться. А что ты тут делаешь?
Домовенок Кузя: Дом себе ищу. Надоело мне без дома жить. А вы меня к вам пустите жить?
Дети: Да!
Домовенок Кузя: Как хорошо. Я вам и подарочки припас сморите какие.
Из корзины Кузи дети достают цветные мешочки.
Домовенок Кузя: Вы их получите если не открывая отгадаете что в них.
Дети: А как?
Домовенок Кузя: На ощупь, по запаху, можете пошуметь.
Дети выполняют задание Кузи. Перечисляют свои «секреты» из мешочка. Кузя внимательно слушает, кивает.
Музыкальный руководитель: Кузя. Давай проверим правы дети или нет?
Домовенок Кузя: Хорошо.
Дети открывают мешочки, чтобы узнать ответ.
Музыкальный руководитель: Посмотри, Кузя все правильно!
Домовенок Кузя: Все угадали! Молодцы! А вы мне оставите что ни будь на память?
Музыкальный руководитель: Давайте подарим Кузе песню?
Звучит песня Анатолия Бордун «Есть такие люди – дети» из цикла «Композиторы Ставрополья».
Домовенок Кузя: Какая хорошая песня, спасибо! Я хочу у вас узнали и запомнили.
Женя, что ты сегодня увидел?
Юля, что ты сегодня поняла?
Стеша, что тебе сегодня понравилось?
Хажи, что тебе сегодня запомнилось?
Амин, что ты открыл для себя?
Сумая, какие самые приятные впечатления у тебя?
Музыкальный руководитель:
Как хорошо, Кузя,
что ты обо всем узнал
от детей. Мы теперь
часто будем встречаться
с тобой.
Давайте прощаться!
Домовенок Кузя: Погодите, я совсем забыл!
В корзинке лежат воздушные шарики для вас. Возьмите их и сделайте «шарик-шуршарик», в начале все содержимое из вашего мешочка надо поместить в шар. Потом его надуть и завязать.
Вы узнаете как весело с ним играть. Как мне!
Кузя раздает воздушные шарики детям. Прощается со всеми.
Звучит песня «Где водятся волшебники?» дети покидают зал.