Елена Щукина
«Воспитатель глазами современника» Эссе
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитатель глазами современника»
Любовь, мной отданная детям,
Сильнее делает меня.
В ней – всё …
Маленький человек… Что он собой представляет? Застывшую ли скульптуру с застывшим качеством? Нет!
Он – броуновское движение поступков, мыслей, желаний; коктейль эмоций и полярных чувств.
В нем столько свойств, что все не перечесть. Он – из оттенков, из полутонов, нюансов.
С ним даже меркнет радуга от своего несовершенства! А в гамме просто не хватает нот, чтоб выразить его неповторимость…
Любой малыш имеет свой мотив, особую прекрасную мелодию, с которой он встает и засыпает.
Публикация «„Воспитатель глазами современника“ Эссе» размещена в разделах
В каждом ребенке – свои собственные колокольчики, которые будут звучать под руками чуткого, любящего воспитателя, если он найдет единственную ниточку связи …
Воспитатель… Чем дольше я ношу это звание, тем больше утверждаюсь в мысли о том, что среди великого множества профессий моя – дар Божий.
Ведь больше никому не дано такой благодати - быть для малышей самым близким после родителей человеком, с которым они проводят большую часть своей дошкольной жизни, к которому идут со своими радостями, горестями, достижениями, открытиями…
Маленькие дети – это особый мир. Он существует в реальности, но он совсем не похож на наш, взрослый. Он чист, радостен, открыт, незлобив, восторжен. Он не назидателен, но многому, многому мы можем у него научиться - и искренности проявления чувств, и умению радоваться, и умению удивляться, и умению прощать…
А вы умеете прощать?
Легко, доверчиво, как дети.
В душе обиду не сгущать,
Пускать ее на вольный ветер?
И верить, словно в первый раз,
И вновь любить, забыв печали,
И улыбаться, не кривясь,
Не прятать горечь за плечами?
Случится, вдруг обиды ком
Накатит, станет мир не светел,
Вы просто вспомните о том,
Как вас прощают ваши дети…
Чтобы не разрушить чудесный, хрупкий детский мир, Воспитатель должен уметь жить в нем. А в этом ему способно помочь только одно – ЛЮБОВЬ К РЕБЕНКУ.
Любовь к ребенку – каждому, любому. Для любящего детей Воспитателя не бывает некрасивых, неприятных, глупых, вредных, противных детей. И главное, с чем он идет к детям – предчувствие радости от общения с ними.
У Воспитателя – богатый внутренний мир, его он дарит малышам щедро и становится еще богаче.
Дети расцветают рядом с Воспитателем творческим, умеющим зарядить творчеством и ребенка. Если творчество присутствует в жизни детей не по расписанию, а становится образом жизни - Воспитатель счастлив.
Воспитатель играет с детьми, помогая им осваивать социальную позицию «Я и общество».
Воспитатель уважает личность ребенка, умеет не задавить его инициативу, а дать ей развиться; умеет признать право ребенка на собственное мнение, даёт возможность достойно отстоять его, почувствовать уверенность в себе.
Вместе с тем Воспитатель заботится о развитии не только интеллектуальных эмоций (удивление, радость от познания мира и самопознания, преобладающих у современных детей, но и социальных (сопереживание и сочувствие, эстетические чувства); не забывает о непреходящих человеческих ценностях – доброте, честности, порядочности.
Воспитатель педагогически грамотен, хорошо знает детские возрастные, психологические и гендерные особенности, учитывает их в общении с детьми.
Воспитатель умеет ориентироваться в безбрежном море новомодных методик и технологий, за которыми зачастую ничего, кроме спекуляций, не стоит. Он способен отделять добрые семена от плевел (а они в настоящее время катастрофически заполоняют магазинные прилавки, в лучшем случае не дающих пользы, в худшем – приносящих вред абсолютной безграмотностью, рядясь в красочное оформление и прикрываясь красивыми громкими названиями.
На эти «приманки» легко покупаются родители, желающие развивать своего ребенка. Долг Воспитателя – помочь им сориентироваться в современных предложениях на детском рынке, грамотно корректировать выбор игрушек, книг и методических пособий для детей.
Воспитатель всегда готов протянуть родителям руку помощи. Он не над ними, он рядом с ними – тактичен, корректен, доброжелателен. Ориентирует родителей на гармоничное развитие малыша, невозможное без любви и привязанности ребенка к родному дому, семейным и национальным традициям.
Воспитатель любит книгу и учит детей любить её. Он уважает детские интересы к современным героям зарубежных книг и мультфильмов (если они неагрессивны, но заражает их интересом к «золотому фонду» отечественной детской литературы и мультипликации.
Воспитатель закладывает основы правильного мировоззрения, позволяющего ребенку комфортно ощущать себя в окружающем мире, не забывая о комфорте других людей. Православие помогает ему в этом.
Но! В реальной практике дошкольных учреждений существуют противоречия, мешающие воплощению многих благородных задач по воспитанию детей.
Состоят они в следующем:
• В современной экономической ситуации, когда семья вынуждена заниматься проблемами выживания, воспитательные функции родители перекладывают на общественное дошкольное воспитание. Тем не менее именно родители являются первыми и главными воспитателями в жизни ребенка.
Результат: неизбежные в данной ситуации «перекосы» в формировании личности ребенка.
Меры: обратить родителей к ребенку, к пониманию того, что именно он – самое важное и дорогое в их жизни, и он нуждается в их внимании и участии.
• С одной стороны, запросы родителей вытекают из состояния современных школьных программ обучения с их чрезвычайной сложностью и объемом. Родители предъявляют требования к дошкольному воспитанию по обучению детей чтению, письму, иностранным языкам, предполагая, что это даст положительный результат в дальнейшем обучении ребенка. Воспитатели стараются идти навстречу родительским запросам.
С другой стороны, происходит лишение ребенка детских радостей в виде лимита времени, отведенного игре, подрыв здоровья (перегруженность, стрессы, болезни)
Результат: теряется самоценность дошкольного детства.
Меры: пересмотр содержания и объема усложненных школьных программных требований и налаживание живых, действенных преемственных связей дошкольного и начального образования.
К сожалению, смыслом дошкольного детства для современного ребенка становится подготовка к школе, в результате которой его продиагностируют и вынесут приговор: годен или не годен.
А ведь перед нами – просто ребенок, который хочет играть, ждёт любви, внимания, тепла, ласки и доверия к миру…