саяна иргит
Воспитание здорового ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование здорового ребенка, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. В дошкольном возрасте интенсивно происходит физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем.
Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Полноценное физическое и психическое развитие ребенка и его здоровье – это основа формирования личности. Обратимся к словарю С. И. Ожегова: «Здоровье – это правильная, нормальная жизнедеятельность организма». В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полноценное физическое, социальное и психическое благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. Здоровье – это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека.
Публикация «Воспитание здорового ребенка» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здоровье. Взрослые создают материальную среду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности и т. д. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания, что при определенных условиях обеспечивает малышу полноценное физическое и психическое развитие, укрепляют его состояние здоровья.
Физическое воспитание представляет собой воспитательно-образовательный процесс, характеризующий всеми присущими педагогическому процессу признаками: ведущей ролью воспитателя, направленностью деятельности воспитателя на реализацию задач физического воспитания, построение системы занятий в соответствии с дидактическими принципами. Физическое воспитание – это процесс, направленный на совершенствование двигательных умений и навыков наряду с оптимизацией развития физических качеств человека, совокупность которых определяет его физическую дееспособность. Физическое воспитание направлено на укрепление здоровья ребенка, его физическое развитие, а также оптимизацию двигательной активности детей. Физическое развитие – это процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания. В узком смысле термин используются для обозначения антропометрических и биометрических понятий (рост, вес, окружности грудной клетки, состояние осанки). В широком смысле данное понятие включает в себе физические качества (выносливость, ловкость, быстрота, сила, гибкость, равновесие и др.).
Целью физического воспитания является сохранения и укрепление здоровья, формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качества, формирование у детей здорового образа жизни. Целью физического воспитания детей, страдающих церебральным параличом, является создание при помощи коррекционных физических упражнений и специальных двигательных режимов предпосылок для успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, их интеграции в обществе. Задачи физического воспитания дошкольников можно разделить на несколько групп. В первую группу входят те классические задачи, которые справедливы и в работе со здоровыми детьми – это оздоровительные, образовательные и воспитательные. Оздоровительные задачи занимают особое место. Они включают в себя охрану и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности детей. Вторую группу задач составляют образовательные задачи, которые предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, получение дошкольниками элементарных знаний о своем организме, роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Также вторую группу составляют двигательные коррекционные задачи, которые целесообразно разделить на основные и вспомогательные. К основным двигательным коррекционным задачам относятся поэтапное двигательное развитие детей в той последовательности, которая свойственна здоровым детям. Для более детальной проработки основных коррекционных задач сформулируем более частные вспомогательные задачи, которые будет решать педагог в процессе физического воспитания :
Коррекция порочных установок опорно-двигательного аппарата (конечностей, отделов позвоночного столба и др.);
Преодоление слабости (гипотрофии, атрофии) отдельных мышечных групп;
Улучшение подвижности суставах профилактика или разработка контрактур);
Нормализация тонуса мышц (коррекция позно - тонических реакций);
Улучшение мышечно-суставного чувства (кинестезии) и тактильных (кожных) ощущений;
Формирование компенсаторной гипертрофии определенных мышечных групп (усиление развития той группы мышц, которая вынуждена взять на себя функции ослабленной, парализованной);
Улучшение деятельности сердечно - сосудистой, дыхательной и других систем организма;
Развитие предметно - манипулятивной деятельности рук (пальцев рук);
Формирование вестибулярных и антигравитационных реакций, статодинамической устойчивости (равновесия) и ориентировки в пространстве;
Формирование различных опорных реакций рук и ног: общая релаксация (расслабление) организма и отдельных его конечностей и др.
В настоящее время система физического воспитания, а также работа с детьми по формированию здорового образа жизни в дошкольном учреждении представляют собой единство средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Система формирования здорового образа жизни в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных им психологических особенностей детей. Средствами реализации группы оздоровительных задач являются : гигиенические и социально-бытовые факторы, полноценное питание, оздоровительные силы природы, рациональный режим жизни, физические упражнения. Средствами реализации группы воспитательных задач являются : деятельность детей, игры, а также художественные средства (художественная литература, фольклор, кинофильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства). Средствами реализации группы образовательных задач является: пример взрослого человека, собственная деятельность детей, художественные средства.
Содержание физического воспитания дошкольников включает: упражнения общеразвивающего воздействия; упражнения в основных движениях; подвижные игры и игровые упражнения; спортивные игры; ритмические (танцевальные) движения; упражнения в построении и перестроении, в перемещении со скольжением, с техническим средствами; упражнения для освоения движений в водной среде. К основным средствам физического воспитания дошкольников относятся: рациональное питание, режим дня, физические упражнения; природные факторы; гигиена одежды и помещения, физические упражнения, закаливание. К средствам физического воспитания также относятся гимнастика, прогулки и экскурсии, праздники физической культуры, дни здоровья.
Следует отметить одну из важнейших особенностей двигательного развития детей, на которую давно обратили внимание крупнейшие отечественные и зарубежные ученые. Было убедительно доказано, что двигательное развитие оказывает мощное влияние на их общее развитие, в частности на формирование речи, психики, интеллекта, таких анализаторских систем, как зрительная, слуховая, тактильная, а также, в широком смысле, на их поведение. В этой связи, считаем обязательным планирование в процессе физического воспитания решение следующих специальных коррекционных задач:
1. Развитие речи посредством движения: совмещение звука и движения; звукоподражание, звуковая окраска движения, ролевые двигательные игры со звуковым выражением; мелкая моторика и т. д.
2. Формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений типа: дальше - ближе; выше – ниже; слева – справа; больше – меньше; много - мало; быстро-медленно и т. д.
3. Изучение в процессе предметной деятельности на занятиях по физической культуре различных физических свойств материалов (тяжелый – легкий, гладкий – шершавый, плотный – пористый, эластичный – хрупкий и т. д., а также назначения предметов (для чего применяются и др.).
4. Формирование в процессе двигательной деятельности различных видов мышления.
5. Управление эмоциональной сферой ребенка, развитие его морально-волевых качеств личности, осуществляемые в процессе специальных двигательных заданий, игр, эстафет и т. д.
Развитию физических возможностей человека способствует физический труд (особенно на свежем воздухе, который можно использовать как вспомогательное средство физического воспитания. Полноценное физическое развитие и отношений к здоровью возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания.
Таким образом, система физического воспитания направлена на формирование здорового образа жизни детей в дошкольном учреждении и представляет собой единство методов, форм и средств работы педагога с детьми.
Литература:
1. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. – М., 1986.
2. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет / М. ,1983.
3. Семинарские, лабораторные и практические занятия по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» /сост. А. В. Кенеман. - М. ,1985.
4. Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: руководство в работе над курсом. – М. ,1985.
5. Ефименко Н. Н., Сермеев Б. В. Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом. – М., 1991.
6. И. Ю. Левченко. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. –М. ,2008.