Приложение МААМ

Воспитание экологической культуры дошкольников через проектную деятельность

Марина Аверина
Воспитание экологической культуры дошкольников через проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время взаимодействие природы и человека привело к неизгла-димым серьёзным изменениям. Природа находится на грани глобальных катаклизмов. Виной всему человек с его неуёмной жаждой наживы. С самого детства человек должен знать, что природа и человек идут рука об руку и именно человек зависит от природы. Его варварское отношение может погубить и его самого.

Поэтому, наряду с традиционным образованием вводится экологическое образование детей. Чтобы с раннего детства малыш знал, ничто не происходит бесследно. Природу нужно беречь, любить и охранять.

Публикация «Воспитание экологической культуры дошкольников через проектную деятельность» размещена в разделах

В нашем детском саду большое внимание уделяется экологическому воспитанию детей. На протяжении нескольких лет мною ведётся работа в этом направлении. Основной целью которой является - формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста через знакомство с природой родного края.

Проанализировав педагогическую литературу, я выстроила свою работу с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, постепенно усложняя материал.

Основной акцент в своей работе я делаю на эмоциональное отношение детей к животным и растениям. Ведь живой мир – это всегда мир неизведанного, интересного, чего-то таинственного. Интерес детей так велик, что удовлетворить их запрос: узнать больше на занятиях, не представляется возможным. Поэтому, начиная со средней группы, я веду экологический кружок «Юный эколог». Где мы вместе с детьми знакомимся с закономерностями и взаимосвязями живой природы. Дети узнают о разнообразии растительного и животного мира, о разнообразии природных явлений, знакомятся с элементарной опытно-экспериментальной деятельностью.

Первое знакомство с миром природы я проводила на примере растений. С детьми средней группы мы наблюдали за растениями на клумбе. Весной, наблюдая за первоцветами, я старалась их учить различать, называть, выделять наиболее яркие характерные особенности. Наиболее эффективным наблюдение происходит в процессе труда, когда дети поливают, рыхлят цветы. Наблюдая за растениями, в процессе труда, дети знакомятся со строением и функциями их органов. Именно это ведет к пониманию жизненных процессов у растений.

Для ознакомления дошкольников с ростом и развитием растений в зимнее - весеннее время мы вместе с детьми разбили огород на подоконнике. Там мы выращивали лук, цветочную рассаду (бархотки и петунью, лекарственные растения (ромашку, лаванду, шалфей). Проводили опытно - экспериментальную деятельность «Влияние света и тени на рассаду растений», «Вода - главный жизненный источник растений». Работу по созданию и выращиванию «Огорода на подоконнике» мы оформили в форме «Домика в деревне» - где все как настоящее: есть и хозяин с хозяйкой, и домик, и грядки. У детей есть возможность в течение длительного периода наблюдать за растениями. Ухаживать за ними, и осуществлять опытно - экспериментальную деятельность. Лекарственные растения были предназначены как рассада для настоящего огорода на территории детского сада. Где у каждой группы есть своя грядка. Огород оформлен в виде лучиков солнца. Есть и у нашей группы лучик - лучик с лекарственными растениями. Выращивать лекарственные растения - дело хлопотное. Не вся рассада взошла, многая погибла при пересадке, тем не менее это опреде-лённый опыт для детей. Поэтому то, что выжило (мята, шалфей) до сих пор растёт на огороде и радует нас.

Заключительным этапом при ознакомлении с растениями явилось занятие «Лекарственные растения» Возможно, тема для детей средней группы и сложна, но ведь именно с появлением сложных проблемных ситуаций рождается интерес и пути его решения. Мною в этом занятии был использован и наш огород. «Огород на подоконнике», экологический кружок, экспериментальная деятельность, наблюдения за растениями - всё это грани одной большой проделанной работы. Мне хотелось. чтобы у детей сложилось ощущение единства всех сфер нашей работы. Поэтому, наше занятие было построено таким образом, что дедушка и бабушка – хозяева дома и огорода заболели, и их помощник Колобок должен был из леса принести лекарственные растения. Мы вместе с детьми тоже не остались безучастными и в свою очередь решили тоже отправиться в лес на поиски лекарственных растений. В ходе занятия мы встречаемся и с уже известными нам растениями, и с растениями новыми, с растениями – представителями Красной книги и конечно же наш огород. на котором растут шалфей и ромашка.

Дети взрослеют, их интересы расширяются. Как известно многих детей интересует прошлое планеты, а именно древние динозавры. Видя этот интерес детей, я решила, создать проект, посвящённый древним рептилиям. Можно задаться вопросом: Какое отношение имеют динозавры к экологии? Какое отношение динозавры имеют к природе родного края? Для этого нам с детьми пришлось обратиться к знаниям по геологии и истории и, выяснить, что представляла собой поверхность Рязанского края в те доисторические времена, какие динозавры водились в то время на нашей территории. Было установлено, что территория Рязанской области была покрыта древним морем и, здесь водились водные динозавры – плезиозавры.

В ходе проекта мною использовалась учебная презентация «Эти удивительные динозавры» совместно с беседами: «Кто такие динозавры?», «Почему вымерли динозавры?». Зная заинтересованность некоторых детей к данной теме, я старалась использовать их знания на занятиях, давая им сделать небольшие сообщения о некоторых представителях древних рептилий.

Не обошлось и без опытов и наблюдений. Мною было куплено яйцо дино-завра в магазине детских игрушек, и мы вместе с детьми наблюдали, как вы-лупляется динозаврик, как он растёт, какой малыш появился на свет. Дети очень непосредственны и впечатлительны, подобные опыты вызывают у них веру во что-то таинственное, сверхъестественное. Этот проект вызвал у детей невероятный интерес и сформировал образное представление о прошлом планеты. Для подведения итогов проекта, на дне открытых дверей, я приготовила занятие «Путешествие на остров Динозавров». Где мы в игровой форме закрепили полученные знания, и смогли выполнить творческую работу, выполнив аппликацию.

Детей всегда интересовали животные, их повадки, особенности, чем они похожи на нас, чем отличаются. Используя этот интерес, мною был разработан долгосрочный проект «По страницам Красной книги». Для многих воспитанников было неожиданно узнать, что некоторые представители флоры и фауны вымирают, их необходимо охранять. Поэтому, наши первичные занятия начались с того, что такое Красная книга? На кружковых занятиях были проведены беседы: «Знакомство с представителями Красной книги»; «Лес - многоэтажный дом»; «Пищевые цепи».

С детьми старшей группы и совместно с родителями мы создали свою Красную книгу Рязанской области. Где были занесены такие животные как: выхухоль, бурый медведь, рысь, зубр, а также насекомые, птицы и растения. В рамках проекта мы также познакомились с детьми с Окским биосферным заповедником, с международной Красной книгой и Красной книгой нашей страны.

Завершающим этапом в работе над проектом стало посещение музея Рязанского кремля, экспозиция «Человек и природа». Где непосредственно дети смогли увидеть животных, птиц, рыб нашей области. И конечно же в одном из залов увидеть представителей Красной книги.

Воспитанники подготовительной группы - это дети взрослые, будущие первоклассники работа с ними предусматривает более детального рассмотрения проблем. Они со всей серьезностью подходят к работе над проектами, к поиску материала, к выполнению заданий. Я подготовила проект «Мы за жизнь на чистой планете». Именно этот проект как нельзя лучше показывает взаимосвязь окружающей среды с миром растений и животных, их причиной вымирания и истребления. Что мы люди можем сделать для того, чтобы наша планета всегда оставалась зелёной. Этот проект в первую очередь направлен на воспитание экологической культуры у дошкольников. С детских лет дети должны знать, что чистота зависит от нас самих и, только мы сможем сделать природу вокруг нас лучше.

В ходе беседы: «Что такое мусор? и «Откуда он берётся?» дети узнали, что мусор - это отходы человеческой деятельности. Они бывают разных видов: бытовые, строительные, промышленные. Чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, экскурсия в парк военного городка помогли детям осознать серьёзность проблемы утилизации мусора и соблюдение культуры и правил поведения в природе. В рамках проектной деятельности было выяснено, откуда берётся мусор и куда девается. В домашних условиях воспитанники вместе с родителями выбрасывали мусор в пакеты и относили его в мусорные контейнеры. Затем они могли видеть, как мусоровоз забирает мусор из контейнера и отвозит его на специальную свалку (полигон). Также в ходе беседы с детьми они узнали, что рядом с полигонами нет жилых помещений, т. к. на свалке выделяются ядовитые газы, разлагаясь, мусор образует продукты гниения, значит, размножаются бактерии. Всё это пагубно влияет на здоровье и окружающую среду. Дети самостоятельно смогли сделать вывод о том, что где попало бросать мусор нельзя и делать самовольные свалки. Но ведь мусор всё равно появляется, он продукт жизнедеятельности человека, так как же быть с ним, что нужно делать человеку?

С помощью опытно-экспериментальной деятельности «Что в природу возвращается быстрее?» дети выяснили, разлагается мусор совсем или остаётся в природе навсегда. Для этого в специальные контейнеры была насыпана почва, в неё закопаны органические отходы (корки мандарина, луковая шелуха, остатки бумаги, кусочки пластика. Через месяц контейнеры были вскрыты. Дети обнаружили, что от органических отходов не осталось и следа, бумага разлагается, но медленно, а вот пластик не разлагается совсем (миллионы лет). В результате этого эксперимента был сделан вывод: остатки продуктов и бумагу можно закапывать, остальные отходы следует собирать и выбрасывать в контейнеры на свалку.

В этот проект были вовлечены и родители для участия совместно с детьми в конкурсе поделок из бросового материала «Вторая жизнь мусора». Родители с большим энтузиазмом приступили к выполнению заданий. Для всех нас открылись новые грани творчества. Мы привыкли, что для создания поделок нужен традиционный материал. Однако простые отходы могут создавать неменее интересные поделки, а может даже и превосходящие своей задумкой привычные нам изготовления. Среди поделок были: гусеницы из яичных коробок, бабочки и жуки из пластиковых бутылок, из салфеток чудо-дерево, вазочки с цветами из изоленты и пластмассы и т. д. В свою очередь на занятии по ручному труду мы вместе с детьми изготовили коллективную работу «Мишки на льдине» из остатков пенопласта и цветного картона. Это был наш вклад в выставку поделок. Интересно наблюдать за детьми, как они красочно рассказывают о том, как делались поделки в домашних условиях родителями, какое участие принимали они сами в этом процессе.

Итогом этого проекта стало занятие по окружающему миру «Путешествие в весенний лес». Именно это занятие как нельзя лучше показывает насколько усвоили дети правила поведения в природе и, что нельзя ради ежеминутных желаний уничтожать цветы, кусты, ловить насекомых.

Я надеюсь, что за эти годы проделанная работа оставит неизгладимый след в умах моих воспитанников. Что в сердцах совсем еще юных детей отложится та нужная и важная информация, которая поможет им стать настоящими гражданами родной страны.

Публикации по теме:

Проектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольниковПроектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольников В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Главное внимание уделяется обеспечению условий для.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность»Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Личная концепция по проблеме «Воспитание экологической культуры у дошкольников» АЛГОРИТМ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА. [/h3] 1. Обоснование проблемы:В настоящее время как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания.

Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста»Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 8 «Солнышко» «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного.

Презентация «Воспитание экологической культуры дошкольников» (часть 2) Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию презентацию: "Воспитание экологической культуры дошкольников", в которой делюсь своим опытом,.

Ранняя профориентация школьников через проектную деятельность Л. М. Ахремкина педагог-психолог первой категории МБОУ Школа №26 г. Дзержинск, Нижегородская область В законе «Об образовании в Российской.

Творческий отчёт «Воспитание Экологической культуры у детей дошкольного возраста» Экология_ это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный,яркий. Но любимый цвет экологов- зелёный.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание экологической культуры дошкольников через проектную деятельность
Опубликовано: 8 октября 2020 в 18:12
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание экологической культуры дошкольников через проектную деятельность» (включая файлы) размещена пользователем Марина Аверина (УИ 282507) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД