Потапова Галина Яковлевна
Воспитание экологической культуры через практическую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Именно поэтому у педагогов возникает множество вопросов. – Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интеллектуальном подходе? – Как сделать так, чтобы идей экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребёнка : экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельности?
Публикация «Воспитание экологической культуры через практическую деятельность» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое образование дошкольников должно быть непрерывным в процессе обучения, воспитания и развитие ребёнка, направленное на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к природе, окружающему миру, в относительном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определённых моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Для достижения этой цели нужно решать ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребёнка.
Педагоги дошкольных образовательных учреждений должны закладывать у своих воспитанников основы нравственного и интеллектуального развития личности, формировать основы экологического мировоззрения и культуры, расширять представления о растительном мире, правилах поведения в природе о существующих в них взаимосвязях, о бережном отношении к нашим «Зелёным друзьям».
Работа должна проводиться не только на занятиях, но и на прогулке, экскурсиях, при демонстрации мультфильмов, видеофильмов, диафильмов, во время трудовых действий в уголке природы и на участке. Целесообразно упражнять детей в процессе ухода за растениями, познакомить их со способами выращивания растений и плодовых деревьев.
Для того чтобы ребёнок получил правильное экологическое воспитание и первые навыки знаний природоведения растительный мир в детском саду должен быть разнообразным. Для очищения воздуха чаще всего сажают ели и плодовые деревья, для разделения территории можно посадить тую.
На протяжении двух лет в нашей второй младшей и средней группе велась работа по экологическому воспитанию. Читали художественную литературу: А. С. Пушкин «Оно соку спелого полно», В. Сухомлинский «Пахнет яблоками», Л. Толстой «Старик и яблони» и многие другие. Рассматривали картины В. Серова «Фрукты на столе», «Яблоки созрели», И. Михайлов «Овощи и фрукты». Проводились конкурсы рисунков и поделок с детьми и родителями «Фруктовый сад в моём детском саду», «Дары осени», «Что нам осень принесла», викторина «Знатоки природы родного края». Составляли кроссворды на тему о природе. Проводились праздники, посвящённые дню защиты земли «Наш дом – Земля», «Зелёная планета». Роль таких праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребёнка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведения знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включенность детей в переживании событий, в осознании экологических проблем, доступных пониманию детей.
Ежегодно стартует международная акция «Посади дерево», в котором активное участие принимают родители вместе с детьми. Сделать вклад в зелёное будущее нашей планеты мы можем уже сегодня, приучая младшие поколения любить и уважать природу. Отличный способ привлечения детей и молодёжи к деятельности по охране окружающей среды – это посадка деревьев. Что мы решили сделать. На родительском собрании на тему: «Задачи экологического воспитания». Было проведено анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием и их проблемами. Эффективной формой работы был, круглый стол. «Воспитание доброты к природе». Начали с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей на тему: «Ты видел, как весной цветут сады».
После прослушивания рассказов детей родители были поражены тем, что некоторые дети затруднялись рассказать о цветущем саде, его они видели только на картинках, но не когда не были в настоящем саду. Тогда и поступило предложение от самих родителей о посадке фруктовых деревьев на территории детского сада.
Наметили день высадки деревьев, приобрели саженцы. В вечернее время собрались самые активные родители конечно вместе со своими детьми. Выкопали лунки, ребята заливали их водой, сажали дерево, помогали, засыпать землёй, опять поливали, чтобы дерево могло напитаться живительной влагой. Родители с удовольствием сопровождали рассказами, объяснениями, почему так надо сажать. Глаза детей светились радостью и гордостью за то, что и они принимают активное участие, они трудятся вместе со своими папами и мамами. Посадив плодовые деревья, было сделано памятное фото. Все лето ребята вместе с воспитателями ухаживали за молодыми деревьями, поливали, рыхлили землю. Они теперь знают, что землю рыхлить надо для того, чтобы, корни деревьев могли дышать, и легче впитывалась вода. Папы построили забор, мамы его покрасили.
Теперь мальчики и девочки нашей группы наблюдают за ростом фруктовых деревьев, принимают активное участие за уходом деревьев. И с большим нетерпением ждать первого урожая.
Надеемся, что после участия в посадке деревьев, они весной своими глазами увидят, как цветёт настоящий фруктовый сад. Теперь они смогут рассказать и поделиться своими впечатлениями друзьям и близким людям. В перспективе планируем посадить в своём саду ещё несколько разновидностей саженцев: груш, алычи, абрикосов.