Иванова Юлия Леонидовна
Воспитание в детях отзывчивости
▼ Скачать + Заказать документы
С первых дней пребывания в детском саду дети находятся в окружении сверстников, поэтому очень важно организовать их жизнь и деятельность так, чтобы взаимные контакты приводили к удовлетворению их устремлений, росту доброжелательности по отношению друг к другу. Проявление отзывчивости может влиять на воспитание у детей взаимной близости, развитие тяготения к сверстникам.
Как же относятся малыши к находящемуся рядом с ними ребенку?
Публикация «Воспитание в детях отзывчивости» размещена в разделах
Например, дети в песочном дворике лепят куличики. Дима никак не может добиться успеха: песок сухой и высыпается из формочки, как только он переворачивает ее. У Димы возникает эмоциональный дискомфорт. Рядом Сережа кладет в формочки сырой песок, ловко орудует лопаточкой, и ему удается изготовить целый ряд куличиков. Заметив неудачу Димы, он показывает свои куличики: «Вот как надо! Ты не умеешь, а я умею» – и не оказывает сверстнику никакой помощи, радуясь в то же время своему успеху. Аня настолько увлечена своими действиями, что вообще не обращает внимания на затруднения Димы. И лишь Ксюша помогает Диме добиться успеха, объясняя причины его неудачи.
Наблюдения за деятельностью малышей позволяют охарактеризовать примерные группы детей, различающихся проявлениями отзывчивости.
Первая группа ребят обращает внимание на ситуацию дискомфорта сверстника. Их лица выражают сочувствие, но в то же время они не предпринимают никаких попыток помочь «страдающему».
Вторая группа детей вообще не обращает внимания на сверстников, испытывающих эмоциональный дискомфорт.
И лишь отдельные малыши (третья группа) проявляют активность: помогают упавшему встать, собирают рассыпавшиеся у него кольца пирамидки, утешают плачущего сверстника, гладя его по голове, обращаются к воспитателю с просьбой помочь ему.
Наибольшие трудности в воспитании отзывчивости вызывают у родителей и педагогов ситуации столкновения малышей: ребенок намеревается взять игрушку, но ее уже забрал кто-то другой. Он не догадывается взять такую же игрушку с полки и пытается отнять ее у сверстника. Или: девочки везут в колясках кукол навстречу друг другу. Не сумев разъехаться, они сталкиваются, коляски падают. Девочки обижены друг на друга. Эмоциональное состояние обеих снижается. Повторяясь, подобные ситуации способствуют развитию негативного отношения к сверстнику.
Активным приемом формирования у ребенка представлений о способах проявления отзывчивости является демонстрация таких ситуаций с помощью наборов картинок: одна картинка демонстрирует возникшую ситуацию (упавший ребенок; малыш, разбивший чашку; рассыпавшиеся кольца пирамидки и растерявшийся ребенок возле них и т. д., на 2–3 картинках изображены дети, проявляющие разное отношение (невнимание, сочувствие, помощь) к ребенку (активная помощь «страдающему малышу», обращение за помощью к взрослому).
Последовательно рассматривая с детьми эти картинки, воспитатель (родитель) сначала задает вопросы: «Что случилось? Как надо помочь? Как поступают эти дети? (Показывает поочередно одну за другой иллюстрации.) Чей поступок успокоит ребенка? Почему? Что бы вы сказали этому ребенку?» Такое обсуждение позволяет детям понять смысл поступка, отражающего проявление отзывчивости, и следовать ему в собственном поведении.
Подобным образом может быть использован и настольный (кукольный) театр. Воспитатель разыгрывает перед детьми ситуацию, в которой персонаж испытывает эмоциональный дискомфорт. Например: кукла пытается построить домик, но кубики рассыпаются, и она плачет. Воспитатель спрашивает : «Почему кукла плачет? Как ее можно успокоить?» Обращает внимание на эмоциональное состояние куклы, предлагает обратиться к ней с ласковыми словами, помочь восстановить разрушенный домик. Одобряет тех детей, которые строят домик кукле, утешают ее. Положительная оценка поступка ребенка, проявившего отзывчивость, побуждает и других детей действовать так же.
Эти ситуации очень просты и соответствуют тем ситуациям, которые часто возникают в жизни ребят. Целенаправленная работа в течение года позволяет сформировать у малышей отзывчивость как устойчивое проявление гуманного отношения к сверстникам.
Ребенок пятого года жизни способен проникать в чувства сверстника, переживать его эмоциональный дискомфорт. Это позволяет формировать у детей гуманное отношение к сверстникам, гуманистическую направленность поведения, такие чувства, как сопереживание, сочувствие, сорадость – способность ребенка переживать эмоциональный дискомфорт сверстника как свой собственный и активно содействовать изменению его эмоционального состояния в лучшую сторону.