елена осипова
Воспитание у младших дошкольников любознательности и бережного отношения к окружающему миру в процессе наблюдений в природе
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательная активность детей в младшем дошкольном возрасте очень высокая. Каждый ответ взрослого на детский вопрос тут же рождает новые вопросы. Значит мир, чуть приоткрыв свои тайны, вызывает любознательность у маленького человека, желание узнать больше.
Как помочь ребенку проникнуть в суть доступных ему явлений? Как научить его «видеть» и «слышать», понимать все природные изменения, происходящие вокруг его, особенно в условиях города?
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Средняя группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Это задача не решается одним днем, нужна систематическая работа в этом направлении. В условиях детского сада воспитание любознательности и бережного отношения к окружающему миру во время наблюдений на прогулках является наилучшим вариантом.
Что же такое наблюдение?
Наблюдение – познавательная деятельность, доступная ребенку, развивающая его умственные способности (наблюдательность, умение сравнивать, рассуждать и т. д.). этот вид деятельности позволяет углублять знания о природе, о значимости ее компонентов, о зависимости живой природы от неживой.
Ребенок познает мир, природу. Здесь он первооткрыватель, исследователь, а порой и неудачник. Не сразу удается перейти через ручеек, т. к. нет опыта, нет умения оценивать расстояние «на глазок». И не от рождения мы знаем, что крапива «кусается», а репейник пристает, а льдинка тает от тепла наших рук. Все это познает ребенок в результате личного опыта и наблюдения.
Наша задача:
• научить замечать необыкновенное в обыкновенном;
• сопровождать чувственное познание словом;
• развивать ориентировку в предметах живой и неживой природы;
• дать понятие о их взаимозависимости;
• вызывать доброе чувство к наблюдаемым объектам.
Решение этих задач доступно детям от трех лет и старше. Учитывая особенности развития детей младшего возраста, в группе ежедневно пишется примерный план проведения наблюдений на прогулках.
Почему примерный? Ведь наблюдение не может быть построено по какой-то четко заданной схеме. Оно зависит от различных факторов: от природных явлений, от настроения детей группы, от тех занятий и тематических недель, которые заранее обозначены ДОУ и т. д., поэтому, планируя наблюдения, необходимо учитывать все эти факторы, а также выделять круг явлений или предметов (объектов) природы, которые интересны детям в определенный период.
Ведь каждое время года имеет свои неповторимые особенности:
- летом обращаем внимание на многообразие цветов, оттенков зелени, запахов, изучаем свойства песка, воды;
- осенью сравниваем листья по форме, цвету, любуемся красотой увядания природы;
- зимой познаем свойства снега и льда, любуемся красотой зимнего убранства;
- весной наблюдаем пробуждение природы, прилет птиц, появление первых цветов, обращаем внимание на красоту цветущих деревьев.
Наблюдения начинаем с явлений неживой природы, поскольку от нее зависят изменения в жизни животных и растений. Этим необходимо заниматься в разное время суток, начиная с наблюдений из окон группы и заканчивая экскурсиями по территории детского сада. Объектами наблюдений могут быть солнце, луна, радуга, туман, иней, дождь, тучи, ветер, пузыри в лужах во время дождя и многое другое.
При проведении работы по взаимодействию с семьями воспитанников также рекомендуется уделять внимание наблюдениям за природой, формированию бережного отношения к окружающему миру. Дети также вместе с родителями наблюдают за объектами природы дома, по дороге в детский сад, в выходные дни.
Из растительных и животных объектов для наблюдений можно отобрать наиболее распространенные виды: одуванчик, тополь, береза, бархатцы, муравьи, пауки, дождевые черви, воробьи, вороны, голуби т др.
Данные объекты доступны для наблюдения на территории детского сада.
При организации познавательной деятельности дошкольников во время наблюдения на прогулке можно использовать цикл наблюдений на одну тему. В цикле осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное, а значит более надежное их усвоение. Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать новые особенности знакомого объекта, расширять и уточнять имеющиеся представления. Именно многоразовое (но с разной целью) обращение к одному и тому же объекту формирует у детей устойчивый интерес к нему, в результате чего возникает потребность в новых (что более ценно) самостоятельных наблюдений.
Для закрепления знаний, полученных в ходе наблюдений, более старшим детям, чем наши, можно предлагать нарисовать увиденное. В рисунке они выразят свое отношение к тому, что увидели, услышали, о чем узнали, как бы заново переживут увиденное. А в результате обогатятся знания, уточнятся представления об объекте, явлении природы, разовьется наблюдательность и память.
На прогулке внимание детей привлекает всё – камешки, цветочки, жуки, деревья – всё, что попадает в их поле зрения. Выбрав себе объект для познания, ребенок обследует его самыми разнообразными способами: гладит, сжимает, нюхает, бросает, стучит, т. е. проделывает с ним разнообразные действия (более младшие даже пробуют на вкус). Действуя так, они получают информацию.
Иными словами, ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Поэтому, проводя наблюдения, опираться нужно на данный принцип, дети получают информацию при непосредственном рассматривании объекта. Близкое общение с объектом дает конкретное знание, вызывает положительные эмоции.
Известно, что дети младшего возраста, как когда-то и наши предки, легко наделяют объекты окружающего мира чувствами. С возрастом эта особенность детской психологии исчезает. Поэтому, именно в младшем возрасте, легко научить ребенка уважать и понимать животное или растение сочувствовать им, признавать за ними право на жизнь.
Эту особенность детской психологии нужно использовать, побуждая ребенка на этические и эстетические чувства во время наблюдений, а именно: разговариваем с объектом живой природы (с березой, травкой, муравьями и др., наделяя его человеческими качествами и ответным чувством к доброму поступку ребенка.
Например:
- Посмотрите, как березка тянется к вам своими веточками. Она шепчет: «Спасибо, дети, что погладили меня, ласково спели про меня песенку».
- Вводим в наблюдение элементы художественного слова: «Белая береза под моим окном, принакрылась снегом, словно серебром».
- Рассказываем о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее красотой.
- Отождествляем природный объект с человеком, ласково обращаемся к нему: березонька – красавица, травушка – муравушка, солнышко – ведрышко и т. д.
- Вводим элементы игры, побуждая ребенка к игровому взаимодействию с природным объектом : «Покажи, какой маленькой была елочка, а какой она стала сейчас?»
Находясь на прогулке, нужно стараться обратить внимание на любое природное явление, побудить задуматься над ним, порассуждать, понаблюдать, дать ответы на возникающие вопросы.
И конечно, знакомя или наблюдая за каким-либо объектом хорошо бы обращать внимание на эмоциональную сторону своей речи. Важно, чтобы она отражала те чувства, которые вызвал наблюдаемый объект, и соответствовала эстетическому чувству, возникшему при его восприятии.
Например:
Наблюдая за тихо падающим снегом, можно прочитать строчки: «Тихо, тихо снег идет …» или «Белый снег пушистый в воздухе кружится …» и т. д.
Эти примеры говорят о том, что помощниками образного, яркого, эстетического отражения явлений природы в слове является художественная литература.
Большое внимание по данному виду деятельности необходимо уделять работе с родителями. Родители «открывают» ребенку первые духовные, чисто человеческие ценности своими поступками, своим восприятием мира.
Помимо традиционных форм работы (консультации, беседы) можно предложить серию наблюдений в природе и специальных заданий типа: полюбоваться травами, осенними листьями, цветами, прислушиваться к голосам птиц, понаблюдать за листопадом, туманом, снегом и т. д. Одним словом, пристально вместе с детьми вглядываться, вслушиваться в окружающую жизнь. Эти предложения, советы размещать на информационном стенде для родителей.