Получи документы

Воспитание у младших дошкольников любознательности и бережного отношения к окружающему миру в процессе наблюдений в природе

елена осипова
Воспитание у младших дошкольников любознательности и бережного отношения к окружающему миру в процессе наблюдений в природе
▼ Скачать + Заказать документы

Познавательная активность детей в младшем дошкольном возрасте очень высокая. Каждый ответ взрослого на детский вопрос тут же рождает новые вопросы. Значит мир, чуть приоткрыв свои тайны, вызывает любознательность у маленького человека, желание узнать больше.

Как помочь ребенку проникнуть в суть доступных ему явлений? Как научить его «видеть» и «слышать», понимать все природные изменения, происходящие вокруг его, особенно в условиях города?

Темочки:

Это задача не решается одним днем, нужна систематическая работа в этом направлении. В условиях детского сада воспитание любознательности и бережного отношения к окружающему миру во время наблюдений на прогулках является наилучшим вариантом.

Что же такое наблюдение?

Наблюдение – познавательная деятельность, доступная ребенку, развивающая его умственные способности (наблюдательность, умение сравнивать, рассуждать и т. д.). этот вид деятельности позволяет углублять знания о природе, о значимости ее компонентов, о зависимости живой природы от неживой.

Ребенок познает мир, природу. Здесь он первооткрыватель, исследователь, а порой и неудачник. Не сразу удается перейти через ручеек, т. к. нет опыта, нет умения оценивать расстояние «на глазок». И не от рождения мы знаем, что крапива «кусается», а репейник пристает, а льдинка тает от тепла наших рук. Все это познает ребенок в результате личного опыта и наблюдения.

Наша задача:

• научить замечать необыкновенное в обыкновенном;

• сопровождать чувственное познание словом;

• развивать ориентировку в предметах живой и неживой природы;

• дать понятие о их взаимозависимости;

• вызывать доброе чувство к наблюдаемым объектам.

Решение этих задач доступно детям от трех лет и старше. Учитывая особенности развития детей младшего возраста, в группе ежедневно пишется примерный план проведения наблюдений на прогулках.

Почему примерный? Ведь наблюдение не может быть построено по какой-то четко заданной схеме. Оно зависит от различных факторов: от природных явлений, от настроения детей группы, от тех занятий и тематических недель, которые заранее обозначены ДОУ и т. д., поэтому, планируя наблюдения, необходимо учитывать все эти факторы, а также выделять круг явлений или предметов (объектов) природы, которые интересны детям в определенный период.

Ведь каждое время года имеет свои неповторимые особенности:

- летом обращаем внимание на многообразие цветов, оттенков зелени, запахов, изучаем свойства песка, воды;

- осенью сравниваем листья по форме, цвету, любуемся красотой увядания природы;

- зимой познаем свойства снега и льда, любуемся красотой зимнего убранства;

- весной наблюдаем пробуждение природы, прилет птиц, появление первых цветов, обращаем внимание на красоту цветущих деревьев.

Наблюдения начинаем с явлений неживой природы, поскольку от нее зависят изменения в жизни животных и растений. Этим необходимо заниматься в разное время суток, начиная с наблюдений из окон группы и заканчивая экскурсиями по территории детского сада. Объектами наблюдений могут быть солнце, луна, радуга, туман, иней, дождь, тучи, ветер, пузыри в лужах во время дождя и многое другое.

При проведении работы по взаимодействию с семьями воспитанников также рекомендуется уделять внимание наблюдениям за природой, формированию бережного отношения к окружающему миру. Дети также вместе с родителями наблюдают за объектами природы дома, по дороге в детский сад, в выходные дни.

Из растительных и животных объектов для наблюдений можно отобрать наиболее распространенные виды: одуванчик, тополь, береза, бархатцы, муравьи, пауки, дождевые черви, воробьи, вороны, голуби т др.

Данные объекты доступны для наблюдения на территории детского сада.

При организации познавательной деятельности дошкольников во время наблюдения на прогулке можно использовать цикл наблюдений на одну тему. В цикле осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное, а значит более надежное их усвоение. Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать новые особенности знакомого объекта, расширять и уточнять имеющиеся представления. Именно многоразовое (но с разной целью) обращение к одному и тому же объекту формирует у детей устойчивый интерес к нему, в результате чего возникает потребность в новых (что более ценно) самостоятельных наблюдений.

Для закрепления знаний, полученных в ходе наблюдений, более старшим детям, чем наши, можно предлагать нарисовать увиденное. В рисунке они выразят свое отношение к тому, что увидели, услышали, о чем узнали, как бы заново переживут увиденное. А в результате обогатятся знания, уточнятся представления об объекте, явлении природы, разовьется наблюдательность и память.

На прогулке внимание детей привлекает всё – камешки, цветочки, жуки, деревья – всё, что попадает в их поле зрения. Выбрав себе объект для познания, ребенок обследует его самыми разнообразными способами: гладит, сжимает, нюхает, бросает, стучит, т. е. проделывает с ним разнообразные действия (более младшие даже пробуют на вкус). Действуя так, они получают информацию.

Иными словами, ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Поэтому, проводя наблюдения, опираться нужно на данный принцип, дети получают информацию при непосредственном рассматривании объекта. Близкое общение с объектом дает конкретное знание, вызывает положительные эмоции.

Известно, что дети младшего возраста, как когда-то и наши предки, легко наделяют объекты окружающего мира чувствами. С возрастом эта особенность детской психологии исчезает. Поэтому, именно в младшем возрасте, легко научить ребенка уважать и понимать животное или растение сочувствовать им, признавать за ними право на жизнь.

Эту особенность детской психологии нужно использовать, побуждая ребенка на этические и эстетические чувства во время наблюдений, а именно: разговариваем с объектом живой природы березой, травкой, муравьями и др., наделяя его человеческими качествами и ответным чувством к доброму поступку ребенка.

Например:

- Посмотрите, как березка тянется к вам своими веточками. Она шепчет: «Спасибо, дети, что погладили меня, ласково спели про меня песенку».

- Вводим в наблюдение элементы художественного слова: «Белая береза под моим окном, принакрылась снегом, словно серебром».

- Рассказываем о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее красотой.

- Отождествляем природный объект с человеком, ласково обращаемся к нему: березонька – красавица, травушка – муравушка, солнышко – ведрышко и т. д.

- Вводим элементы игры, побуждая ребенка к игровому взаимодействию с природным объектом : «Покажи, какой маленькой была елочка, а какой она стала сейчас?»

Находясь на прогулке, нужно стараться обратить внимание на любое природное явление, побудить задуматься над ним, порассуждать, понаблюдать, дать ответы на возникающие вопросы.

И конечно, знакомя или наблюдая за каким-либо объектом хорошо бы обращать внимание на эмоциональную сторону своей речи. Важно, чтобы она отражала те чувства, которые вызвал наблюдаемый объект, и соответствовала эстетическому чувству, возникшему при его восприятии.

Например:

Наблюдая за тихо падающим снегом, можно прочитать строчки: «Тихо, тихо снег идет …» или «Белый снег пушистый в воздухе кружится …» и т. д.

Эти примеры говорят о том, что помощниками образного, яркого, эстетического отражения явлений природы в слове является художественная литература.

Большое внимание по данному виду деятельности необходимо уделять работе с родителями. Родители «открывают» ребенку первые духовные, чисто человеческие ценности своими поступками, своим восприятием мира.

Помимо традиционных форм работы (консультации, беседы) можно предложить серию наблюдений в природе и специальных заданий типа: полюбоваться травами, осенними листьями, цветами, прислушиваться к голосам птиц, понаблюдать за листопадом, туманом, снегом и т. д. Одним словом, пристально вместе с детьми вглядываться, вслушиваться в окружающую жизнь. Эти предложения, советы размещать на информационном стенде для родителей.

Публикации по теме:

«Игровые ситуации взаимодействия с детьми по формированию эстетического отношения к окружающему миру». Часть 2 7. Игровая ситуация «Что мы чувствуем» (данную игру лучше проводить весной.) Цель: учить детей всматриваться, прислушиваться, замечать.

«Игровые ситуации взаимодействия с детьми по формированию эстетического отношения к окружающему миру». Часть 1 Быть способным замечать, чувствовать красоту окружающей действительности, это значит быть счастливым человеком, жить в гармонии с окружающим.

Анкета для родителей по вопросам привития детям бережного отношения к книгам Уважаемые родители! В дошкольном образовательном учреждении, которое посещает ваш ребенок, особое внимание уделяется вопросам приобщения.

Формирование у дошкольников бережного отношения к миру растений Вопрос экологического воспитания подрастающего поколения в настоящее время стоит очень остро. Прививать детям любовь к природе необходимо.

Фотоотчёт «Формирование у детей отношения к природе в процессе трудовой деятельности «Посадка ландыша»Фотоотчёт «Формирование у детей отношения к природе в процессе трудовой деятельности «Посадка ландыша» Чтоб ландыши в природе сохранить, Давно в лесах их запретили рвать. Но я не стала меньше их любить, И я могу их у себя в саду сажать. Жилина.

Консультация для педагогов «Воспитание положительного отношения у дошкольников к учению»Консультация для педагогов «Воспитание положительного отношения у дошкольников к учению» В жизни старшего дошкольника большое место занимают различные занятия. В детском саду они организуются педагогом. На занятиях дети приобретают.

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе подготовки к праздникамПатриотическое воспитание дошкольников в процессе подготовки к праздникам .

Презентация «Стихи с раскрасками для старших дошкольников и младших школьников о характерах «О нашей любознательности» Дорогие мои воспитатели, педагоги и родители, заинтересованные в позитивном воспитании детей! Продолжаю публиковать небольшие подборки детских.

Родительское собрание «Воспитание бережного отношения к природе у дошкольников» в подготовительной группе «Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольников» Цель:Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей в детском.

Консультация «Воспитание положительного отношения к труду в процессе экологического образования дошкольников» Мы живем в обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды-одна из самых актуальных. Почти все дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание у младших дошкольников любознательности и бережного отношения к окружающему миру в процессе наблюдений в природе
Опубликовано: 24 февраля 2022 в 20:28
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание у младших дошкольников любознательности и бережного отношения к окружающему миру в процессе наблюдений в природе» (включая файлы) размещена пользователем елена осипова (УИ 494426) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД