Елена Мамедова
Воспитание у дошкольников культуры межнационального общения
▼ Скачать + Заказать документы
ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
Мамедова Е. В., Ковалева Л. А., Вычужина О. Э., Гребенчук Т. В.
«Живи с другими так, чтобы твои друзья не стали недругами,
а недруги стали друзьями»
Пифагор
Формирование эффективной системы нравственных и межкультурных отношений приобретает особенную актуальность в современной России - стране, где проживают и куда приезжают люди различных культур, рас, религий, классов и стилей жизненного уклада.
Публикация «Воспитание у дошкольников культуры межнационального общения» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
В последние годы возникла социальная потребность более глубокого изучения культурного наследия каждого народа, возрос интерес к общечеловеческим и национальным ценностям. Эта проблема нашла отражение в нормативных и концептуальных документах: Закон РФ «Об образовании» (1992, «Концепция дошкольного воспитания» (1989, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2005—2010 годы» (2005, «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (2002). В указанных документах заложены идеи воспитания уважения к культурам, отличным от собственной, и приобщения к мировым ценностям, подчеркнута необходимость расширения межкультурного взаимодействия, формирования коммуникабельности и толерантности.
Неслучайно 1995 и 2003 годы были объявлены ООН и ЮНЕСКО «Годами Толерантности», а каждый год 16 ноября – Международный день, посвященный толерантности. Это объяснимо, ибо события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации.
Предрассудки по отношению, как к чужим культурам, так и к своей собственной возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях. Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
В последние годы растет число детей разных национальностей, посещающих дошкольные учреждения. В связи с этим в детском саду необходимо создать условия, способствующие воспитанию детей в духе толерантности, при которых каждый ребенок, невзирая на национальность, будет чувствовать себя личностью. Необходимо, чтобы дети уже в дошкольном возрасте поняли, как важно жить в мире и согласии между различными народами, знать культуру других народов, уважать ее, стараться понять и принять.
В условиях внедрения ФГОС ДО ООП ДО в работе ДОУ четко прослеживается инвариантная и вариативная составляющие. Инвариантная составляющая реализуется в любом ДОУ, так как её освоение обеспечивает необходимый и достаточный уровень развития ребенка дошкольного возраста, поэтому, естественно мы уделили большое внимание определению содержания части программы, формируемой участниками образовательного процесса. Так как именно оно, отражает, специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и отличает наше дошкольное учреждение от других.
Региональная составляющая в нашем дошкольном учреждении пронизывает все направления образовательного процесса, но усилению регионально-этнической направленности способствуют такие образовательные области, как: «Познание», «Коммуникация», «Социализация» и «Художественное творчество».
Формирование основ этнотолерантной культуры вариативной части области «Познание» происходит через следующее содержание:
знакомство с географическим положением; названием города, области, региона; символикой города и области (герб, флаг, гимн); известными деятелями, природными ресурсами, климатом и т. п. ;
знакомство с природной средой (экзотические, редкие и исчезающие виды растений и животных, национальные заповедники и природные памятники);
народонаселение (многонациональность как специфика края, особенности коренных народов и национально-культурные особенности каждой народности).
Основным содержанием вариативной части области «Коммуникация» следует считать:
устное народное творчество этносов, проживающих в регионе;
произведения детских писателей региона (стихи и проза).
Вариативная часть образовательной области «Социализация» включает следующие содержательные линии:
этноэтика и общечеловеческие ценности (знание народного фольклора о нравственности, культуре общения и месте человека в социуме);
культура чувств, проявляющаяся в позитивном отношении к окружающим, понимании многообразия культур, толерантном и доброжелательном отношении к позиции других людей, признании детьми достоинств и различий других культур;
национальные праздники, традиции, обычаи и особенности поведения людей в разных ситуациях с учетом национальных различий.
В региональной части образовательной области «Художественное творчество» важно следующее содержание:
разнообразие видов национального искусства (декоративно-прикладное, музыкальное, изобразительное и др.); произведения мастеров родного края (песни, танцы, национальная одежда и музыкальные инструменты);
народный фольклор, народный идеал красоты; опыт творческой деятельности (способы оформления национальной одежды, элементы орнамента и др.)
С 2008 г в нашем детском саду разрабатываются и реализуются совместные образовательные проекты, содержательный аспект которых ориентирован на использование принципа регионализации в образовательном процессе.
Многолетний опыт работы нашего ДОУ по внедрению принципа регионализации в образовательный процесс позволил нам определить возможности использования имеющегося опыта с учетом новых нормативных требований к организации образовательной деятельности. В результате была создана программа «С чего начинается Родина…», которая знакомит детей с историей родного города и края, коренными жителями, обычаями и традициями, особенностями животного и растительного мира Прибайкалья. Данная программа в сентябре 2010 года прошла экспертизу в ЦИМПО и рекомендована к использованию в дошкольных учреждениях Иркутской области.
Наш детский сад с 2007 года сотрудничает с музеями г. Иркутска с ежегодным подписанием договоров и пересмотром плана работы на учебный год. Регулярно воспитанники ДОУ ездят на экскурсии в музеи города (Музей истории г. Иркутска, Краеведческий музей (отделы истории и природы). В соответствии с планом представители музеев проводят на базе детского сада музейные занятия и «Экскурсии в чемодане». При знакомстве с бытом и традициями этнических групп и прошлым своего народа используются не только художественная литература и иллюстративный материал, но и непосредственно музейные экспонаты предоставленные музеями (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.)
В 2011-2012 г. в нашем детском саду реализуется проект «Читаем вместе», в ходе которого дети поэтапно знакомились с культурой этнических групп. Педагогами ДОУ был тщательно отобран наиболее доступный и привлекательный для детей дошкольного возраста материал (сказки, легенды, стихотворения, загадки т. п., в результате чего воспитанники ДОУ познакомились с произведениями народов Прибайкалья и ближнего зарубежья, их обычаями, национальными играми, праздниками и традициями. Заключительным мероприятием проекта для детей стал праздник «Живут в России разные народы.» На празднике звучали стихи разных народов, дети в соответствующих костюмах танцевали национальные танцы и играли в народные игры.
Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т. е. взрослых, находящихся рядом с ним. Поэтому важным условием толерантного воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Совместно с детьми, родители по заданию педагогов составляли генеалогическое дерево своей семьи, рисовали газеты и организовывали фотовыставки. В рамках проекта «Читаем вместе», родители совместно с детьми, изготавливали самодельные картинные книги на тему «Я живу в Прибайкалье» : «Мы – буряты», «Мы живем в Сибири» и др. Педагоги также участвовали в изготовлении картинных книг и разработали пособия для ознакомления детей с этносами Прибайкалья и Сибири: «Коренные жители Сибири» (серия буряты, подобран материал о тофаларах и эвенках. В библиотеке силами родителей и педагогов оформлен стенд, где собраны книги разных народов и на разных языках.
Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Наряду с потребностью образовательной практики, необходимо создание эффективной системы оценивания качества педагогического процесса. Для диагностики формирования толерантных качеств личности ребенка мы использовали адаптивную методику Е. И. Николаевой, М. Л. Поведенок. Цель методики: изучить особенности представлений детей о расовых, национальных и культурных особенностях людей, выявить интерес к обсуждению вопросов о расах и этносах; определить своеобразие представлений детей о национальностях России, национальных и культурных особенностях жизни сверстников «ближнего зарубежья», а также изучить интерес дошкольников к этническим проблемам.
Также использовались экспериментальные ситуации «Выбери друга для игры» (адаптированная методика Е. И. Николаевой, М. Л. Поведенок). Цель: выявить у детей старшего дошкольного возраста особенности эмоционального отношения к детям другой национальности (расы); изучить особенности представлений у детей 5-7 лет о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к детям другой национальности и знание способов налаживания дружеских взаимоотношений с ними; выявить уровень сформированности представлений у детей 5-6 лет об уважительном, доброжелательном отношении к детям другой расы и умений налаживать дружеские взаимоотношения с ними.
Результаты диагностики показали, что дети имеют представления о своей национальной принадлежности, заинтересованы в познании истории и культуры родного края, знают, что нашу страну населяют люди разных национальностей и у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами и художниками и т. д. Знают произведения устного народного творчества, музыкального, прикладного искусства своей культуры, культуры других этносов, умеют взаимодействовать с представителями других этносов в различных видах деятельности. Детям знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети могут выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта.
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э. К. Суслова.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабынина Т. Ф. Традиции национальных культур [Текст] / Т. Ф. Бабынина – Казань: РИЦ «Школа», 2003. – 188 с.
2. Гатагова Л. Уроки толерантности или вражды? [Текст] / История "Первое сентября". – 2002. №33. – С. 29; №34. – С. 24.
3. Декларация принципов толерантности: Утверждена резолюцией 5. 61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. [Текст] / Учительская газета. – 2000. 12 сент. – С. 21; Первое сентября. –2000.16 сент. – С. 6.
4. Демиденко М., Кулькова О. Воспитываем терпимость [Текст] // Школьный психолог. – 2002. №15. – С. 6.
5. Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для вузов. [Текст] – М. : Академ. проект, 2004. – 175 с.
6. Кондрашова Н. В. Обновление содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ в условиях внедрения ФГТ [Текст] / Н. В. Кондрашова. – Воспитатель ДОУ. – 2012. № 2. – С. 6
7. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2003. №11. – С. 51.
8. О социализации дошкольников : у нас в гостях кафедра дошк. педагогики Магнитогор. гос. ун-та [Текст] // Дошк. воспитание. - 2006. - № 4. - С. 98-103.
9. Суслова, Э. Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей [Текст]/ Э. Суслова // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. - С. 82 - 91.
10. Макарова Т. В., Ларионова Г. Ф. Толерантность и правовая культура дошкольников. [Текст] / Т. В. Макарова, Г. Ф. Ларионова// Методические рекомендации. – М. : Сфера, 2008. – 80 с.
11. Мириманова М. Толерантность как проблема воспитания [Текст] // Развитие личности. –2002. №2. – С. 104.
12. Щуркова Н. Е. Воспитание : новый взгляд с позиции культуры [Текст] / Н. Е. Щуркова. – М. : Педагогический поиск, 1997. – 77 с.
Интернет-ресурсы:
https://www.tolerance.ru
https://www.tolerinst.ru
https://tolerantnost.narod.ru/index.html