татьяна моисеева
Консультация «Воспитание культуры поведения у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание культуры поведения у дошкольников»
Детство – важнейший период этой самой «человеческой» жизни. Не подготовка к будущему, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая и ни с чем несравнимая жизнь. И от того, как пройдет детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
Публикация «Консультация „Воспитание культуры поведения у дошкольников“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Культура поведения для детей
- Темочки
В настоящее время у нас есть все, или почти все, материальные условия для правильного развития маленького человека, чтобы образовать и развить его ум, чтобы воспитать чувства и зажечь в сердце неугасимый огонь человеческой доброты.
Всей силой души хотим мы, чтобы в нашем ребенке все было прекрасно!
Порой приходится наблюдать в наших мальчишках и девчонках черты, вовсе несоответствующие этой мечте.
Сегодняшние дети не всегда ценят, уважают чужой труд, пренебрежительно относятся к взрослым, не умеют вести себя в общественных местах, на улице, дома. Иногда откровенно грубы. Порой в них нет сердечности, доброты, того чуткого отношения к окружающим, которые обязательны для каждого, живущего в обществе, человека.
Роль родителей, воспитателей при формировании этических, нравственных норм, с каждым годом становится все сложнее и ответственней.
Воспитание культуры поведения является неотъемлемой частью воспитанного, интеллигентного человека и этой проблемой необходимо заниматься, начиная уже с раннего детства. Понятие «культуры поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и в свою очередь, подкрепляют их.
Выделяются следующие компоненты культуры поведения дошкольников :
• культура деятельности,
• культурно-гигиенические навыки и привычки.
• культура общения
Культура деятельности проявляются в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.
Формировать у ребёнка культуру деятельности это значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам и книгам.
В старшем дошкольном возрасте дети должны научиться готовить все необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки в соответствии с игровым замыслом. Важный показатель культуры деятельности это естественная тяга к интересным, содержательным увлечениям, а также умение дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте ребёнок учится регулировать свою деятельность и отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры, утреннюю гимнастику. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда.
Для реализации достигнутого в воспитании культуры трудовой деятельности можно использовать такие показатели, как умение и желание ребёнка трудиться, интерес к выполняемой работе, понимание её цели и общественного смысла; активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективном труде.
Культурно-гигиенические навыки это важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе.
Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам. Но её значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет и этический аспект, так как поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.
С дошкольного возраста дети должны усвоить определё нные правила: нельзя класть локти на стол во время еды; есть надо с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережёвывая пищу; бережно относиться к хлебу и другим продуктам; правильно пользоваться столовыми приборами. Овладение культурой еды это нелёгкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, аппетитом и опрятно.
Задача родителей и педагогов - воспитывать у ребенка культуру общения.
Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах и быту.
Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Ребёнка надо учить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребёнок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определённый момент, в определённой обстановке такое поведение становится недопустимым, т. е. поступать руководствуясь чувством уважения к окружающим. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребёнка, как общительность.
Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.
Уже в младшем, а особенно в среднем дошкольном возрасте, когда ребёнок осваивает грамматический строй речи, учится правильно строить простые фразы, его приучают называть взрослых по имени и отчеству, на «Вы», корректируют произношение, учат детей говорить в нормальном темпе, без скороговорки или растягивании слов. Не менее важно в это же время научить ребёнка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо партнёру.
Наиболее важные нравственные качества в воспитании культуры поведения взрослые хотят видеть в детях:
Вежливость, деликатность, предупредительность, скромность, общительность.
Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками: с начала, в детском саду и в школе.
Творческий подход к делу и фантазия взрослого, помогут в разнообразии игровой деятельности детей, в ходе которой они осваивают мир. Ребенок и взрослый – соавторы любой игры. Нельзя забывать о детской самостоятельности и инициативе.
Воспитатель, начиная работу в группе, совместно с детьми формирует определенный поведенческий порядок : умение внимательно слушать воспитателя и ребят, не перебивать, не мешать слушать другим, не отвлекаться, отвечать четко и понятно, не смеяться над неудачами других, не бояться, не бояться ошибаться и т. п. Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого человека, связана с поведенческими правилами, и от правильности поведения зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми. Каждый день дети здороваются и прощаются, убирают игрушки, умываются, одеваются на прогулку и раздеваются, Ежедневно ребенку приходится аккуратно вешать одежду, убирать обувь. Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в коллективе сверстников и во взаимоотношениях с взрослыми. Так, приучая детей здороваться со своими товарищами, используется как утренний приход ребенка в детский сад, так и встречи в течение дня: с работниками дет сада. Многократные упражнения помогают ребенку осознать общее правило: надо здороваться со всеми, кого увидел в этот день впервые. Такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку здороваться, что когда человек здоровается, то желает другому человеку здоровья и хорошего настроения.
Только в единстве моральных знаний и поведения можно решать задачи нравственного воспитания дошкольника. Важен пример взрослых. Прежде всего, родителей и сотрудников детского сада. Их приветливость и доброжелательность при встречах и расставаниях передаются детям.
Любой из моментов режима дня в детском саду содержит огромные воспитательные возможности. Взять хотя бы промежуток времени, когда дети находятся в раздевальной комнате. Там они постоянно вступают во взаимоотношения со сверстниками. В этих взаимоотношениях складывается свой микроклимат, происходит «автоматизация» норм поведения. Поэтому пребывание детей в раздевальной комнате, следует упражнять детей в доброжелательном отношении друг к другу, в умении уступать, приходить на помощь товарищу и вежливо к ним обращаться.
Нередко во время одевания детей на прогулку, можно увидеть, как дети выстраиваются в очередь к воспитателю, чтобы он помог застегнуть пуговицу, завязать шнурки, а можно научить детей вежливо обращаться за помощью к сверстнику и потом поблагодарить за оказанную услугу.
Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность придти на помощь друг к другу. Так же эффективное средство в формировании правильного поведения у детей это использование игр. Игра, как способ познания окружающего мира, дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято вести себя в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение установленной дисциплины является важным условием выполнения этикетного правила. Для этих целей используют самые разнообразные виды игр.
В подвижных играх, применяемых в основном для решения задач физического воспитания, дети соревнуются, но в организованную игру обязательно вмешивается стихия жизни. Один бежал и упал, другой спешит победить всех, третий хочет тоже быть первым, но остановился, чтобы помочь упавшему. Важнейший эстетический аспект лежит в основе поведения этого малыша. В такой ситуации мы еще раз даем понять ребенку, что в основе эстетического поведения лежит нравственное воспитание.
Строительные игры. Дети заняты созиданием архитектурных сооружений. Здесь также присутствуют правила поведения. Воспитатель похвалил строителей. Как он это сделал? Какими словами и интонациями? Рады ли все дети услышав похвалу своему товарищу? Дети наблюдают за воспитателем каждую минуту, даже когда заняты любимым делом и учатся у него определенному поведению.
Традиционные народные игры хороши тем, что ребенок воспринимает исконно русскую речь, получает сведения из истории нашего народа. В свободное время проводят сюжетно-ролевые игры, например, о профессиях. Выбрав, к примеру, профессию врача, обговаривают с детьми правила поведения в поликлинике, в кабинете доктора и т. д.
В целях формирования знаний о правилах вежливости предлагаются следующие словесные игры: «Эхо», «Комплименты», «Скажи наоборот».
Игры – перевоплощения: «Если был бабочкой», «Бездомному плохо», «Представь облаком, камнем»,которые учат детей добру.
Дидактические игры: «Приглашение», «В кругу симпатий», «Волшебное кресло», и т. д в этих играх формировать умение в доброжелательной форме высказывать пожелания другим людям. Очень эффективны также игры-инсценировки, игры-упражнения. «Так - не так» - упражнять в умении различать хорошие и плохие поступки,«Угадай настроение» - упражнять в умении определять настроение по мимике, жестам, интонации,«Добрые советы» - закрепить знания правил поведения и общения между детьми и взрослыми.
Разыгрываем сценок и ситуаций на различные темы: «Утреннее приветствие», «Игра в гости», «Вежливая просьба». «Так у нас, а у вас?» - закрепить правила пользования столовыми приборами,«Как принимать и дарить подарки» - упражнять в правилах этикета для мальчиков и девочек. «Как вести себя в гостях».
Беседа: помогает выяснить уровень знания и понимания детьми норм и правил поведения. «Почему важно быть опрятным», «Вежливость на каждый день»- побуждать к пониманию важности вежливого обращения с просьбой к окружающим, не перебивать говорящего, терпеливо выслушивать, говорить спокойно. «Мое настроение и настроение людей»- объяснить, что наше настроение зависит от нас и от окружающих., «Мой дом», «Моя семья», «Моя улица», «Я и друзья». Следует помнить: главная цель этических бесед заключается в том, чтобы сформировать у ребенка нравственные мотивы поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках.
Чтение художественных произведений, стихотворений раскрывающих как положительные, так и отрицательные поступки героев. Например: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». К. И. Чуковский «Мойдодыр». Русская народная сказка «Лиса и журавль». С. Я. Маршак «Ежели вы вежливы» В. Осеевой "Волшебное слово". А. Барто «Вовка добрая душа» и др. Детям очень нравится отгадывать загадки о вежливых проявлениях в отношении к людям.
Продуманное использование многовариантных связей позволяет «красной нитью» провести воспитание культуры поведения через все процессы обучения на занятиях, игры, музыкальную, изобразительную и др. виды деятельности детей.
Очень важно, чтобы весь режим детского сада, все то, что мы называем повседневной жизнью, было наполнено содержательной деятельностью и общением. Это способствует развитию духовного мира ребенка.
Таким образом, воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста имеет огромное значение для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка. Воспитание у детей навыков и привычек культурного поведения, способствующих формированию нравственного поведения, должны осуществляться непрерывно на протяжении всего дошкольного детства и в единстве со всеми другими задачами воспитания.
А так же в воспитании культуры поведения первостепенное значение имеет пример воспитателя. Его внешний облик, поступки и суждения, вежливость, спокойный тон разговора, справедливое отношение к окружающим, и прежде всего к детям, - важный и действенный пример для подражания.
Дорогие воспитатели! Не забывайте!
Поведение человека – результат воспитания.
Начинать обучение ребенка правилам современного этикета, необходимо очень терпеливо и доброжелательно.