Татьяна Шутлива
Воспитание экологической культуры дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание экологической культуры дошкольников
«Кто не любит природы,
тот не любит человека,
тот не гражданин»
Достоевский Ф. М.
Любовь к природе – великое чувство. И это чувство помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее. Любить природу может лишь тот, кто знает, понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться.
Природа – это наш родной край, земля, которая нас растит и кормит. Для того, чтобы понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно развивать это в человеке с детства.
Публикация «Воспитание экологической культуры дошкольников» размещена в разделах
К сожалению, наши дети живут практически в искусственной среде, не имея возможности общаться с природными объектами. Большая часть времени проводится за компьютерными играми, телевизором… Но ведь, никакой, даже самый красивый фильм о природе не заменит живого общения с ней. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, по лужам после дождя…
Первые основы экологической культуры закладываются в период дошкольного детства. И для этого мало что- либо рассказать, необходимо малыша научить радоваться, сопереживать природе. Научить видеть прекрасное: когда идёт снег или светит солнце, шумит ветер или звенит капель. Именно это обогащает душу и внутренний мир ребёнка, заставляет его глубже понимать, познавать окружающую среду, повышает интеллект и культуру общения с природой.
В период дошкольного детства, в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры – осознанного правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого, которое рядом с ребёнком, во взаимосвязи со средой обитания, и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Детский сад сегодня это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно - эстетическое, социально-личностное развитие детей. Эколого-ориентированное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность.
Главная цель экологического воспитания в детском саду – формирование начал экологической культуры. Составные экологической культуры дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, в быту). Педагог в своей практике должен применять разнообразные формы и методы воспитания у дошкольников экологической культуры. Он должен уметь вызвать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нем, радость и восхищение от встречи с природой, удивление, гордость за правильный поступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность в природных условиях. Это должно начинаться со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни. А этого не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям. В том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов. Опыт – это специфическое, организованное педагогом, но осуществляемое самими детьми наблюдение за теми специфическими изменениями, которые происходят с объектами природы под влиянием определённых, искусственно созданных условий.
Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску: педагог задает четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное, хвалит за правильный ответ, что стимулирует дальнейший поиск информации. При правильном руководстве наблюдения за окружающим ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживает доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое, учится "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их. У малыша появляется желание поделиться с окружающими полученными впечатлениями, через изобразительную деятельность, в составлении рассказов, на музыкальных занятиях.
Труд по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений (уголки природы, экологические тропинки, акции «Накормим птиц» и т. п.) позволяет детям приобрести умения и правильные способы ухода, а так же и воспитывает любовь ко всему живому.
Не стоит упускать, что формирование нравственно-экологического воспитания будет эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. Необходимо «подключать» семьи к процессу ознакомления дошкольников с природой родного края, объяснять особыми педагогическими способами, что возможности, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение : любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений и др. - все это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьей должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.
Литература
Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников : Учебно-методическое пособие / Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова. – Ярославль: Академия развития: 2003. – 112 с.
Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду / Н. В. Коломина. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 144 с.
Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/ О. А. Соломенникова. – М. : Мозаика Синтез, 2008. – 112 с.