Татьяна Дашкевич
СОптимизация работы ДОУ по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Оптимизация работы ДОУ по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни.
Развитие человека, степень полезности его обществу во многом определяется уровнем его здоровья, объёмом и качеством его физического и психологического потенциала. Трудно обозначить, когда и где в жизни человека закладывается фундамент здоровья. Этот процесс начинается еще до рождения, продолжается всю жизнь и складывается из многих составляющих: здоровья родных, собственного поведения и отношению к здоровью, наследственности, образа жизни, состояния окружающей среды и многих других экологических и социальных факторов. Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
Публикация «СОптимизация работы ДОУ по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни» размещена в разделах
В настоящее время в педагогике возникло особое направление: “Развивающая педагогика оздоровления” автором которой является В. Т. Кудрявцев., в основе которой лежат представления о развитии здорового ребёнка, здорового духовно и физически. Цель педагогики оздоровления - сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте мы используем следующие технологии, оздоровительные методы и приемы :
Утро радостных встреч. Доброжелательное отношение к пришедшему ребенку, атмосфера дружественного участия позволяют положительно настроить детей на предстоящий день, снять тревожность, усталость, возможную замкнутость. Этому способствует улыбка, рукопожатие, поглаживание, теплая радушная встреча, несколько ободряющих слов, заинтересованное отношение к настроению, самочувствию ребенка.
• физические упражнения;
• физкультминутки и паузы;
• эмоциональные разрядки;
• гимнастика (оздоровительная после сна);
• пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригиру;
• подвижные и спортивные игры;
• массаж;
• самомассаж;
• психогимнастика;
• сухой бассейн и др.
Ежедневно в своей работе с детьми используем такую форму, как пальчиковые игры. Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребёнка.
Для укрепления зрения мы используем следующие моменты:
Зрительные паузы, в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком. Также используем различные упражнения для глаз, такие как «Мотылек»(Быстро и легко моргать глазами, «Заборчик»(Поднимать глаза вверх и опускать вниз) и т. д.
Зрительная гимнастика – даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой пользуемся на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении.
Зрительные ориентиры (пятна) – снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня, которые развешаны по всей группе.
• Красный – стимулирует детей в работе. Это сила внимания.
• Оранжевый, жёлтый – соответствуют положительному рабочему настроению. Это тепло, оптимизм, радость.
• Синий, голубой, зелёный – действуют успокаивающе. Это общение, надежда, вдохновение.
В течении дня используем средства способствующие развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время занятий, игр.
Наряду с традиционными формами работы мы проводим с детьми самомассаж от простуды (автор А. И. Уманская). Все знают, что у человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. Самомассаж делать несложно. Дети слегка надавливают на точку и делают круговые движения 9 раз по часовой стрелке и 9 раз против часовой стрелки. В группе есть картотека схем этих точек, а также детей знакомим с лечебными точками на утренней гимнастике и на занятиях. Массаж делаем 1-2 раза в день.
Одним из самых важных элементов всех здоровьесберегающих технологий является закаливание. Самым доступным закаливающим средством в детском саду является хождение босиком. Активным пропагандистом этого метода закаливания является Ю. Ф. Змановский. Установлено, что на подошвенной поверхности стопы имеется значительно больше температурных рецепторов, чем на остальных участках кожи, которые рефлекторно связаны со слизистой оболочкой верхних дыхательных путей, а также со всеми внутренними органами. В нашем детском саду этот самый распространенный способ закаливания несколько модернизировался – это бег босиком после дневного сна с постепенным увеличением нагрузки в соответствии с возрастом и состоянием здоровья детей. После бега обязательно проводим комплекс дыхательной гимнастики (по В. Т. Кудрявцеву). Строго соблюдаем индивидуальный подход к ослабленным детям и в период после болезни. Бег босиком чередуется со следующим видом закаливания: хождение по солевым и рефлекторным дорожкам («рижский» метод закаливания)- проводится также после дневного сна. Обладает большим оздоравливающим эффектом, закаливая и стимулируя биологически активные точки на подошвах ног.
Для детей младшей и средней группы мы используем «гимнастику пробуждения». Дети, постепенно просыпаясь после дневного сна, лежа в кроватках, выполняют комплекс упражнений. Здесь тоже присутствуют закаливающий момент – смена температурного режима и закаливание воздухом. И, конечно, дети получают массу положительных эмоций при пробуждении.
Очень простой и эффективный способ оздоровления – полоскание горла и ротовой полости отварами трав, кипяченой водой с понижением температуры. Это и закаливание и профилактика кариеса. После утренней прогулки, во время умывания мы с детьми промываем носовые пазухи с детским мылом. Этот прием нам подсказали родители, услышав о нем в телевизионной программе «Здоровье» - это, по опыту применения, очень эффективно для профилактики ОРЗ, так как все микробы и вирусы попадают в организм в основном через носоглотку.
С целью увеличения двигательной активности, повышения работоспособности детей на занятиях в дни, когда по расписанию нет занятий по физической культуре, мы проводим между занятиями «мини-физкультуру» в форме народных подвижных игр в спортивном или музыкальном зале. Это занимает немного больше времени, чем физминутка, но для детей доставляет больше пользы и радости.
Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка. Мы широко используем мелодии отрезок времени, на занятиях, во время принятия пищи, перед сном и во время сна. Так, прослушав запись “Колыбельной мелодии”, дети успокаиваются, расслабляются, затихают и засыпают.
Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей :
• Регулярные прогулки на свежем воздухе;
• Экскурсии;
• Походы;
• Солнечные и воздушные ванны;
• Водные процедуры;
• Фитотерапия;
• Аромотерапия;
• Витаминотерапия
• Закаливание.
Г. А. Сперанский писал: “День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья”. Ребёнок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее 3-х часов. И мы в своей работе с детьми старались как можно больше находиться на свежем воздухе. Также для создания условий, способствующих увеличению двигательной активности на прогулке, для создания положительного эмоционального настроя, сплочения детско-взрослого сообщества служит, ставший уже традиционным, совместный проект «Снежный городок». В начале ноября каждого учебного года мы вместе с творческой группой родителей и педагогов разрабатываем проект строительства «Снежного городка» на территории детского сада. Для этого устраиваем конкурс проектов среди воспитанников, их родителей. Затем отбираются лучшие проекты или объединяются несколько самых удачных и начинается строительство. Самую ощутимую помощь в реализации проекта оказывают родители и наши выпускники.
Помогает в работе по воспитанию здорового образа жизни специальный дневник : «Дневник здоровья», в который в течение четырёх лет записываются антропометрические данные, здоровье зубов, ставится отметка о пропусках детского сада, наличие детского спортивного уголка дома. Ежемесячно подводим итоги и вручаем призы. Родители часто выполняли задание вместе с детьми. Помогая своим детям, родители тем самым развивают у них познавательную активность, показывают свою заинтересованность. Дети очень любят, когда мама, папа помогают ему подготовить что-то по поручению воспитателя. Конечно, без совместной работы с родителями, мы не пришли бы к хорошим результатам. После проведённых мероприятий, после близких встреч с родителями, мы обратились с просьбой пополнить нам “Уголок здоровья”, наш исследовательский уголок. Все родители без исключения с пониманием отнеслись к нашей просьбе. Наш уголок обогатился шнурами, пуговицами, прищепками, платочками, зеркалами и т. д.
Родители активно принимают участие в спортивных совместных мероприятиях, экскурсиях, походах, направленных на оздоровление детей. На родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях учим оценивать здоровье ребёнка. Вместе составляем памятки здоровья (“паспорт здоровья”). Родителям предлагаем картотеки различных гимнастик, упражнений для занятий дома, советуем литературу, брошюры, консультации.
Соответственно, для родителей оформляем в “Уголке здоровья” рекомендации, советы:
• предлагаем папки – передвижки;
• приглашаем на открытые просмотры гимнастик, физкультурных занятий, прогулок и т. д. ;
• проводим анкетирования.
Все эти приёмы позволяют нам постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни. У родителей и у нас теперь одна цель – воспитывать здоровых детей.