Морева лариса николаевна
Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности в самообслуживании
▼ Скачать + Заказать документы
Самостоятельность- ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего детства. Дети по своей природе активны. Задача взрослых- развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить своей опекой. Ребенок стремится к самостоятельности. «Я сам»,- говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготки, кормить его и т. д. Взрослые торопятся прийти ребенку на помощь, спешат сделать за него сами. Им кажется, что малыш не справится: порвет, упадет, уколется, а взрослый сделает это быстрее и лучше. Но такие действия взрослых членов семьи причиняют большой вред- ребенка лишают самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других, а себе взрослые не облегчают работы. Полезнее будет матери или отцу потратить время на то, чтобы научить ребенка необходимым навыкам, делая это настойчиво, терпеливо. Дать ребенку возможность испробовать свои силы. И родители скоро убедятся, что ребенок стал более ловким, умелым: Меньше обливается при умывании, может сам раздеться перед сном и т. д.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
Прежде всего следует создать в семье необходимые условия, обеспечивающее воспитание самостоятельности у детей в самообслуживании :
в одевании: 1. Вешалка для верхней одежды, соответствующая росту ребенка.
2. Постоянное место для хранения ночной рубашки (пижамы).
3. Удобная для одевания одежда (легко застегивающиеся пуговицы,
Достаточно свободные резинки на юбках, шортах.
4. Удобная обувь.
в умывании: 1. Кран для умывания на уровне согнутой в локте руки ребенка.
2. Постоянное и удобное место для зубной пасты, щетки, стаканчика
(особое внимание привлекает детей яркая окраска, красивая этикетка,
оригинальная форма).
3. Удобное место для полотенца (детское полотенце не должно
Соприкасаться с полотенцами других членов семьи,
если в семье несколько детей, подбираются разные по цвету или
орнаменту полотенца.
при приеме пищи: 1. Стул в соответствии со столом.
2. Небольшого размера столовый прибор: тарелка,
чашка, вилка, ложка.
3. На доступном, для ребенка, расстоянии хлебница
с хлебом, нарезанным мелкими ломтиками, салфетница.
Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей, необходимо еще и правильно руководить действиями детей : в умывании, одевании, в процессе еды: надеть правильно кофту, завязать шарф, намыливать руки, правильно держать ложку и т. д., наглядно демонстрируя способ их выполнения.
Обучая детей, учитывайте их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребенка пользоваться вилкой, если он еще не научился правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении (действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем с одеванием, ребенку легче научиться сначала мыть руки, а затем лицо.
В труде по самообслуживанию ребенка учат доводить начатое до конца, выполнять работу качественно (снимать одежду не только в определенной последовательности, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно вешать ее.
Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости. Поэтому по отношению к детям младшего дошкольного возраста чаще применяют положительную оценку. Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть чему они научились, а чему еще нужно научиться. В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью. Все виденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, родители, в первую очередь, т. к. ребенок воспитывается прежде всего в семье, должны быть примером для подражания. Дети школьного возраста также должны быть примером для младших братьев и сестер. Труд должен приносить ребенку радость, не надо его упрекать в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечет нежелание трудиться в следующий раз. Сначала постарайтесь вызвать интерес.
Желаю удачи!
Составитель: Морева Л Н (воспитатель младшей группы)