Бакаева Елена
Консультация для воспитателей «Воспитание трудолюбия у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Труд и формирование личности ребенка
Трудовому воспитанию, т. е привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка, в ближайшем будущем ученика школы.
Публикация «Консультация для воспитателей „Воспитание трудолюбия у дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Главная цель трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста-это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознание полезности труда. Трудовая деятельность дошкольника, умело руководимая взрослыми, оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка,его мышления, речи, памяти, внимания,воображения. Нравственное развитие ребенка старшего дошкольного возраста, процесс приобщения его к труду возможны только при условии правильной организации трудовой деятельности в соответствии с возрастными особенностями. Организация трудовой деятельности включает в себя постановку цели, мотивацию труда, планирование деятельности, овладение трудовыми навыками и способами работы, сам процесс труда, получения результата и его оценку. При этом важнейшими являются мотивы (побуждения) той или иной работы и эмоционально ценные условия ее протекания.
Значение материальных результатов детского труда и его общественная значимость весьма относительных, но задачи и содержание некоторых видов трудовой деятельности ребенка (помощь взрослым,уход за животными и т. д) аналогичны задачам и содержанию труда взрослых. Результаты некоторых трудовых процессов, выполняемых детьми, оказываются полезными не только для ребенка, но и для более широкого круга людей, значит труд дошкольников может быть общественно ценен (с учетом их возможностей).Своеобразие труда дошкольного возраста в том, что он тесно связан с игрой: игровые ситуации помогают им выполнять работу с большим интересом, добиваться лучших результатов. Однако нельзя превращать труд в игру. Да и сами пяти-шестилетние дети, как правило, отделяют игру от труда, начинают относиться к нему серьезно с чувством ответственности за его результаты. Понимание специфики детского труда позволит взрослому помочь ребенку поставить цель конкретной трудовой задачи и в ходе совместной работы, а также самостоятельных действий ребенка достичь ее выполнения.
Ребенок старшего дошкольного возраста интересуется не только процессом и непосредственными результатами, но и тем значением, которое она имеет для других. Эту тенденцию необходимо всячески развивать, ибо она свидетельствует о том, что у ребенка начинают складываться (постепенно) представления об общественной полезности труда деятельности человека. Они еще недостаточно устойчивы, но постепенно приобретают большую глубину, устойчивость и активность, особенно если деятельность ребенка сопровождается положительными эмоциями. Всякая работа,в том числе и невыполнимая маленьким человеком, должна быть организована. Этому ребенка старшего дошкольного возраста надо учить. Ребенку необходимо научиться обдумывать план предстоящей работы, заранее подготовить все необходимое, правильно организовать рабочее место. Понимание взрослыми важности всех этих проблем будет способствовать правильному трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, играющему важнейшую роль в формировании личности ребенка.