Елена Мамедова
Воспитание чувства доброты у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ДОБРОТЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Гейгер Н. А., воспитатель
Султанова Е. В., воспитатель
МБДОУ детский сад №94 г. Иркутска
«Доброта- это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в жизни – от человека»
(М. Пришвин)
Публикация «Воспитание чувства доброты у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Воспитание доброты у дошкольников является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Добра начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
Что такое доброта и милосердие?
В первую очередь это, конечно, нравственные ценности, которыми должны обладать все люди, а обучать этому нужно с самого раннего детства.
В доброте и милосердии проявляется вся гармония чувств, поступков, мыслей; ведется активная борьба со злом и со всем дурным; помощь кому-либо из-за сострадания и т. д. Ведь маленькие дети, как губки, впитывают все хорошее и стремятся подражать взрослым. Особое внимание, конечно, нужно обратить на воспитание доброты и милосердия. Дети от природы добры, но если о них не заботиться, не воспитывать их, то зерно доброты не прорастет в них. Главная обязанность родителей и детского сада – это научить детей правильно мыслить и чувствовать, а также действовать по главным законам доброты в человеческих отношениях. Доброта – понятие емкое и разностороннее. Это – отзывчивость, чуткость, доброжелательность и главное человечность, по отношению к людям. Умение поступиться своим «я», «хочу» ради «мы», «обязан». Способность разделять невзгоды и радости других людей, не завидовать успехам и не быть злыми.
Не стоит забывать, что маленькие дети еще непосредственно воспринимают окружающий мир, у них отсутствуют нравственные критерии, они еще не умеют оценивать собственные поступки с точки зрения этики. И очень важно, чтобы в этот период жизни ребенок получал только положительный опыт доброты. Если ребенок видит жестокость, грубость, то он усваивает эти нормы поведения как правильные и в дальнейшем, это наносит очень сильный отпечаток на становление его как личности. Чем тяжелее времена, тем дороже для людей доброта и сочувствие окружающих. Но каким должен быть добрый человек? В чем выражается доброта? Как и когда она складывается у детей?
Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Чтобы воспитать в детях доброту, важно научить понимать других людей.
Сегодня это непонимание широко выражается в равнодушии и эгоизме, а хуже в ненависти, зависти, злобе. Наши дети не понимают смысла жизни и сути души, следствием чего постоянным фоном жизни является страх и беспокойство за свою жизнь, а хуже трусость и подлость, распущенность, лень.
Ребенок впервые узнает из сказок, что вокруг него существует какая-то другая жизнь, основанная на взаимодействии двух составляющих: добра, которое всегда вознаграждается за положительные поступки и действия, и зла, которое непременно к концу сказки оказывается наказанным. Так они учатся быть добрыми и снисходительными к близким, друзьям и знакомым, жить в окружающем мире, творить добро, помогать тем, кто нуждается в помощи.
Именно сказки прививают любовь к прекрасному, ответственность, целеустремленность, отзывчивость.
Воспитание доброты - одна из существенных сторон воспитания ребенка. Это связано с пробуждением в ребёнке сострадания, сопереживания в горе, беде и умении радоваться и сопереживать успеху другого как к своему собственному. Ребёнок должен приходить к этому не через порицания или боязнь наказания, а через укрепление по мере его взросления чувства собственного достоинства. Действенное, искреннее проявление любви взрослого к ребёнку побуждает его к проявлению добрых чувств в общении с окружающими – это важное условие воспитания доброты.
Поэтому в своей работе с детьми мы поставили перед собой задачи:
сформировать у детей представление о доброте;
создать мотив быть добрым;
воспитывать положительное отношение к доброте;
формировать навыки и привычки быть добрым;
формировать поступки и поведение быть добрым;
Для формирования представлений о доброте мы проводим игры, читаем художественную литературу (стихи, сказки, организуем просмотр мультфильмов на дисках, разбираем жизненные ситуации. На данном этапе мы используем различные методы:
Игра: «В поисках добрых слов» (детям нужно вставить доброе слово, завершить рассказ).
1) Оля рисовала подарок маме. Брат побежал, рисунок упал на пол. Оля готова была заплакать, но братик сказал волшебное слово. Какое? Оля улыбнулась и сказала братику…
2) Бабушка сшила для Катюшиной куклы платьице, но оно оказалось маленьким. Катюша расстроилась, а бабушка попросила принести ей куклу сказала. Внучка была рада. Она…
3) Ваня строил гараж для машины. Миша просил: «И я с тобой буду строить». Как бы вы попросили об этом друга?
Чтение и беседа по сказке: «Лиса и журавль».
«Как аукнется, так и откликнется», - такова идея этой сказки. Мы предлагали детям изменить конец сказки, исправить положение. Подумать и решить, как сделать так, чтобы лиса и журавль остались добрыми друзьями? Задавали вопросы детям: Как вы думаете, почему журавль не смог съесть кашу у лисы? Почему лиса не смогла съесть окрошку у журавля? Как бы вы поступили на месте этих героев? Предлагали обыграть сказку, изменить её конец.
Результатом нашей работы стало понимание ребенком значения слов «добрый», «доброта».
Далее мы старались сформировать у детей мотив «быть добрым».
Мы замечали каждое доброе дело, сделанное ребенком, отмечали его на панно «Наши добрые поступки».
Использовали творческие задания из серии «Науки доброты». Так детям предлагали принять участие в оказании помощи птицам зимой. Предварительно показывали, что птицам зимой нечего кушать, они голодают. Дети откликались и охотно участвовали в изготовлении кормушек для птиц.
В результате этого старались вызвать у детей положительное отношение к проявлению доброты. Подводили детей к мысли, что проявлять доброту может каждый человек. Беседовали о людях разных профессий, как человек в этой профессии проявляет доброту.
Так же рассматривали с детьми изображения Белоснежки, Серого волка, Красной Шапочки, Золушки, Карабаса-Барабаса и предлагали назвать только добрых сказочных персонажей, рассказать, почему они так решили.
Проводили работу в уголке природы, где дети ухаживали за растениями. Дети самостоятельно определяли объекты природы, за которыми надо ухаживать. Такое задание способствовало формированию не только доброго, но и бережного отношения к природе. Доброта – это помощь людям и животным. Добрый человек пожалеет несчастное животное, найдет слова, чтобы утешить, кому-то поможет в беде, кого-то удержит от ошибки. Необходимо постоянно стимулировать желание ребенка быть добрым.
В группе было открыто «Бюро добрых дел», оформили стенд с фотографиями самых добрых детей. Каждый ребенок стремился, чтобы его фотография тоже была на этом стенде. Предложили детям выполнить рисунок на тему: «Я добрый». Организовали конкурс рисунков на тему «Добрые дела». В результате проделанной работы дети относятся терпимее, добрее друг к другу и к близким людям, стали понимать, что когда делаешь добро другим, оно всегда к тебе возвращается.
Вокруг нас много людей, которым постоянно нужна помощь. Желание нести людям добро надо всячески культивировать в ребенке, потому что это делает из него гуманную личность. Доброта рождается в деятельности, настоящий гуманизм заключается в способности нести добро. В сознании подрастающего ребенка должен четко сформироваться образ доброго человека, сопереживающего и стоящего на стороне добра в противовес злу. Поощрять стремление ребенка к доброте – задача взрослых.