Ирина Липчанская
Мастер-класс «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста с помощью игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста с помощью игры
Цель:
создание условий для повышения компетентности педагогов по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста; приобретение педагогами знаний и практических навыков по формированию толерантности через игровую деятельность.
Задачи
Публикация «Мастер-класс „Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста с помощью игры“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Познакомить воспитателей с концепцией толерантности как фундаментальной социальной ценностью.
- Способствовать развитию социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать друг друга.
- Предложить воспитателям игры по повышению самооценки у детей.
- Повысить самооценку через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы.
Ход
Вводная часть.
Слайд 1
Приветствие педагогов, гостей.
Здравствуйте!
Добрый день, друзья!
Он наступил такой прекрасный!
Потому что в нем вы и я!
Всем! Всем! Всем!
Всем разным, но равным!
Всем желающим обладать искусством - жить рядом с непохожими людьми!
Всем мечтающим жить в согласии с собой, и посвящается этот мастер – класс
Слайд 2
- Уважаемые педагоги, сегодня я с вами хочу поговорить о воспитании толерантного поведения в детях. В Государственной концепции дошкольного воспитания сказано : «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям».
- Дошкольное образование, неразрывно связанно с социальными процессами и культурой общества.
- Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур.
Слайд 3
- Мы с вами живем в необычном городе. Сегодня одной из особенностей Моздока и окружающего его района, остается очень пестрый национальный состав населения:
русских - 66,8%, осетин - 7%, армян - 5,1%, украинцев - 4,2%, корейцев - 3,6%, кабардинцев - 3%, чеченцев - 2,3%, кумыков - 2,2%, ингушей - 0,8%, грузин - 05%, представителей других национальностей - 4,5%.
Слайд 4
- И начать я хочу, с одного простого теста. Посмотрите, что у меня в руках? (купюра, достоинством, например 1000 рублей)
- Кто хочет получить купюру? (ответы)
- Прежде чем один из вас получит эту купюру, я кое-что с ней сделаю. (помять)
- Ну и кому из вас она нужна в таком виде?
- Несмотря на все, что я проделала с этой купюрой, многие из вас хотели ее получить, так как она не потеряла своей ценности. Она все еще купюра достоинством в 1000 рублей.
Слайд 5
- А теперь самое главное: Грязный ты или чистый, помятый или отутюженный, ты всегда будешь бесценен для тех, кто тебя любит.
- Наша ценность определяется не тем, какой мы национальности, что мы делаем, или с кем знакомы, а тем какие мы. Не оценивайте людей, а цените их.
Слайд 6
- Так толерантность, что это такое? Если спросит кто-нибудь меня, я отвечу – это все земное. То на чем стоит Планета вся. Будем жить, друг друга уважая! Толерантность – слово для живых!
Слайд 7
- Как бы это слово не звучало на разных языках, главный принцип толерантности, это принять человека, таким, какой он есть. Принять и понять.
Слайд 8
- Это сложно, но возможно, если мы с вами, прежде всего в себе будем воспитывать такие качества, как…
Буквенный анализ понятия «Толерантность».
Т- терпение.
О- ответственность.
Л- любовь.
Е- единство.
Р- радость.
А- активность.
Н- надежность
Т- товарищество.
Н- нравственность
О- общение.
С- сострадание.
Т- терпимость
Слайд 9
- Уважаемые коллеги, есть два пути развития личности:
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
- А теперь, коллеги, попробуйте определить какими качествами должна обладать толерантная личность и интолерантная.
Педагоги получают лепестки с качествами (снисходительность, эгоизм, конфликт, доброта, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность, доброта, сердечность, хвастовство, равенство, зазнайство, сострадание, благосклонность, великодушие).
Задание: собрать два цветка: толерантная личность и интолерантная личность.
Слайд 10
- Воспитание основ толерантной культуры необходимо начинать в дошкольном возрасте, именно этот возраст является сенситивным для формирования и развития многих нравственных качеств, в первую очередь толерантности. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра. В игре воспитываются многие нравственные чувства, и ребенок приобщается к социуму. И сегодня я предлагаю вам приобщиться к этому миру игры.
Упражнение “Волшебная шкатулка”.
- Сейчас мы с вами будем передавать друг другу вот эту шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен заглянуть внутрь. Там вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете, улыбнитесь ему. (Передают шкатулку с зеркалом внутри).
- Ответил Вам этот человек на вашу улыбку?
- Как вы понимаете значение слова “уникальный”?
- Каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, поэтому нужно с уважением и любовью относится окружающим, принимать других такими, какие они есть. Если мы будем уважительны и внимательны друг к другу – это и будет проявлением толерантности.
- Следующая игра «Конкурс хвастунов»
- Выиграет тот, кто лучше похвастается. Но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и так почетно - иметь самого лучшего соседа. Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, что в нем есть хорошего, какие добрые поступки он совершил, чем может понравиться.
- Уважаемые коллеги, понравилась вам эта игра. Такая организация игры вызывает даже у замкнутого или враждебно настроенного ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него хорошие черты. Игр на повышение самооценки, воспитания доброжелательности, уважения друг друга очень много, они у меня представлены в картотеке, с которой вы можете ознакомиться позже. Слайд 11
- Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий в разных видов деятельности дошкольников. В этом вам помогут памятки, которые я вам подготовила.
РЕФЛЕКСИЯ
Слайд 12
Упражнение «В добрый путь»
-У вас на столах приготовлены карточки в виде человеческого следа. Выберите одно качество, которым вы обладаете, и которое является сильной стороной вашего характера.
Разместим их на доску под заголовком «В добрый путь»
Слайд 13
- В заключение хочу прочитать слова писателя М. М. Рощина «Попробуйте не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить». Одним словом «Мы выбираем - Толерантность», вот тогда мы будем толерантной личностью, а наш коллектив будет сильным, дружным, сплоченным.
- Наш мастер - класс окончен. Спасибо за внимание и участие. (Памятки для педагогов раздать)