Наталия Петрова
Опыт работы по математическому развитию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир». Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.
Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования, она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только при обучении математике.
Публикация «Опыт работы по математическому развитию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Математическое развитие ребенка не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать, но и развитие способностей видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.
Особая роль при этом отводится логическим задачам и упражнениям. В своей работе я успешно использую блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, счетные палочки, наглядные модели и др. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть педагогу новые возможности этих средств. Так, широко известные счетные палочки оказываются не только счетным материалом, с их помощью можно в доступной форме познакомить с элементами геометрии. Используя палочки, как единицу измерения, ребенок выделяет элементы фигур и дает им количественную характеристику, строит и преобразует простые и сложные фигуры по условиям воссоздает связи и отношения между ними.
Палочки Кюизенера могут стать своеобразной «цветной алгеброй». Ребенок учится соотносить игру красок в числовые группы: чередование полосок – в числовую последовательность, сочетание полосок в узоре – в состав числа. Дети дошкольного возраста могут оперировать некоторыми символами и знаками.
Усвоению достаточно сложных математических знаний, формированию интереса к ним педагоу в работе с детьми помогает игра – один из основ видов деятельности детей. Постепенно игры на занятиях по математике усложняются, как по содержанию, так и по способам взаимодействия со средствами. Игры и упражнения имеют проблемно – практический характер. Они включены в жизненные ситуации, затрагивающие реальные интересы ребенка.
Каждый раз, включаясь в игру, ребенок «открывает» маленькие математические истины. Воспитатель при этом не дает готовых рецептов, а подводит дошкольника к самостоятельному решению.
«Что же значит «играть в математику»? Разве можно играть в науку, в математику, «самую грозную» из всех наук? В процессе игры решаются задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. Логические игры помогут детям в дальнейшем обучении успешно овладеть основами математики. Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у детей большой интерес. Дети в группе могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, вырабатываются усидчивость, развиваются конструктивные умения. Логические задачи, игры рассматриваются и как одно из средств, обеспечивающее взаимосвязь работы на занятиях и в группе. Такой материал я включаю в основную часть занятия по РЭМП или использую в конце его, когда наблюдаю снижение умственной активности детей. Так, головоломки предлагаю детям при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки, задачи – шутки на занятиях используются для действий над числами, при формировании представлений о временных отрезках, несложные занимательные задачи – в качестве «умственной гимнастики». В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность, развивает у них фантазию.
Любая логическая задача, предложенная детям, несет в себе определенную нагрузку, которая чаще всего «замаскирована» занимательным сюжетом, условием задачи и т. д. Логическая задача: составление фигуры или видоизменение ее, нахождение решения, определение числа - реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициативность проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок - дает основание для их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал.
Классифицируются игры по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений. Условно выделены три группы:
- развлечения;
- логические игры и задачи;
- развивающие игры и упражнения.
Логические игры – это игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа, как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержание игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений.
В своей работе с целью развития мышления детей используются различные виды логических задач и упражнений. Это такие задачи, как на нахождение пропущенной фигуры «Какой фигуры не хватает»,
«Заполни квадрат», «Запомни и сравни», у всех этих логических представлений о геометрических фигурах, сопоставлять и сравнивать группы фигур, находить отличительные признаки, но в тоже время все эти игры усложняются и не повторяются.
В ходе работы детям предлагаются следующие игры: «Продолжение ряда фигур» – игра направлена на поиск чисел, задачи типа матричных – направленные на поиск недостающих в ряду фигур (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры).
Примеры логических игр:
«Найди лишнюю геометрическую фигуру»
«Найди и покажи»
«Поставь число»
«Правила движения»
Цель игры: формировать представления об условных разрешающих и запрещающих знаках, использование правил, о рассуждениях методом исключения, направлениях «прямо», «налево», «направо».
«Пифагор» – игра- головоломка.
Цель игры: составление из 7ми или более геометрических фигур плоских изображений: силуэтов животных, строение предметов.
«Вьетнамская игра».
Цель игры: составление силуэтов животных, птиц насекомых.
Преобразование фигур»
Цель игры: Упражнять детей в умении осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного и практического плана.
«Найди различия»
Цель игры: На основе зрительного сопоставления найти несколько отличий.
«Найди два одинаковых предмета»
Цель игры: рассмотрев и сравнив предметы, необходимо найти фигуры одинаковые по цвету, форме и другим характерным признакам.
«Лабиринты»
Цель игры: на основе зрительного прослеживания ходов, линий необходимо отыскать нужный предмет, выход и т. д.
«Задачи- шутки» - это занимательные игровые задачи с математическим содержанием. Для решения их надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Построение, содержание, вопросы в этих задачах необычны. Они лишь косвенно напоминают математическую задачу, сущность задачи, т. е. основное, благодаря чему можно догадаться о решении, найти ответ, замаскировано внешними условиями, как правило, второстепенными. Например:
«Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?»
«Как с помощью одной палочки образовать треугольник?»
«Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной?»
«Тройка лошадей пробежала 5 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь?»
«У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье?»
«На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе?
Назначение загадок и задач – шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними не существенными данными.
На занятиях по РЭМП «задачи – шутки» детям предлагаются в самом начале занятия в качестве небольшой умственной гимнастики. Но также их можно использовать в индивидуальной работе с детьми : во время наблюдений, бесед, игр и т. д.
Большое внимание уделяется другому виду логических игр – логические концовки:
«Если стол выше стула, то стул…» (ниже стола)
«Если 15 больше 11, то 11…»
«Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа…»
«Если река глубже ручейка, то ручеек…»
«Если сестра старше брата, то брат …»
Занятия по математике и индивидуальную работу с детьми я стараюсь планировать увлекательно, интересно и занимательно. Стараюсь заинтересовать всех детей, предлагаю детям и поиграть, и посчитать. И в этом педагогу помогают логические игры, упражнения, загадки, лабиринты, головоломки. Дети начинают осознавать, что в каждом задании заключена какая – нибудь хитрость, выдумка. Найти, разгадать ее невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученными результатами. Занятия по математике я стараюсь сделать для детей интересными, всегда предлагаю детям много логических упражнений, задач, разнообразные загадки, лабиринты, головоломки и каждое занятие заканчивается подвижными играми, например:
«Арифметические салки», «Кто быстрее», «День и ночь» и т. д.
Дети начинают осознавать, что в каждой из логических задач заключена какая – либо хитрость, выдумка, забава, например:
«Как разделить 5 яблок между 5–ю девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине?»
«У Маши была пара конфет. А у Гриши – 5. Сколько
конфет у Маши и Гриши?»
Для получения хороших и полноценных результатов в свои союзники взяла родителей, для них были проведены консультации и родительские собрания на темы: «Что такое логические игры?» и «Роль логических игр в подготовке детей к школе». На собрании и консультациях были даны рекомендации, советы, особенно отмечено, что необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.
В течение года были проведены и планируются вечера математических досугов, они разнообразны по построению и содержанию, например: «Путешествие в страну математики»,
«Путешествие к необитаемым островам».
Предлагаемые упражнения, игры, задачи, головоломки, праздники и досуги позволяют в игровой, занимательной форме каждому ребенку усвоить основные принципы логического мышления.