Наталья Киреева
Воспитание свободной, самостоятельной личности ребенка в условиях Монтессори — группы
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад «Воспитание свободной, самостоятельной личности ребенка в условиях Монтессори – группы»
Подготовила: воспитатель Фольмер Галина Николаевна, Киреева Н. Ю.
История педагогики М. Монтессори как эффективной системы воспитания свободной творческой личности в мировой практике насчитывает уже более 100 лет, тогда как в России идеи и приемы Монтессори-педагогики пока не достаточно внедрены в практику детских садов. В тоже время имеет место социальный заказ на открытие Монтессори-групп в частных и муниципальных дошкольных образовательных организациях, как со стороны родительской общественности, так и со стороны педагогов-практиков.
Публикация «Воспитание свободной, самостоятельной личности ребенка в условиях Монтессори — группы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Темочки
Справедливо критикуя отжившие, схоластические методы преподавания в школе и недостатки фребелевских детских садов, Монтессори поддерживала идею о недопустимости насилия над ребенком, требовала уважения личности воспитанников и в результате пришла к отрицанию активной воспитывающей роли педагога, провозглашала теорию самовоспитания и самообучения. Под изменением структуры воспитания Монтессори подразумевала создание "условий свободы" в процессе воспитания. Именно поэтому свободный выбор деятельности и средств для нее коренным образом отличал организацию учебного процесса в Монтессори-группах от традиционной классно-урочной системы и групповых занятий в обычном детском саду. Воспитание свободной, самостоятельной, самоуправляемой и ответственной личности является главной целью. Отсюда девиз образования по Монтессори : "Помоги мне сделать это самому". "Я сам!" - для педагога это желание ребенка обязательно для исполнения. Монтессори полагала, что стремление маленького ребенка к самостоятельности, независимости должно уважаться взрослыми, подкрепляться и поддерживаться в процессе воспитания, для того чтобы вырос самостоятельный и ответственный человек.
Работа с детьми Монтессори - группе ориентирована на развитие ребенка через его самостоятельную деятельность в подготовленной педагогом развивающей образовательной среде, оснащенной специальными дидактическими материалами. В этой работе акцент сделан на индивидуальность ребенка : обеспечивается индивидуальный темп и траектория развития, поощряется самостоятельность и разнообразные виды деятельности дошкольников, воспитывается внутренняя самодисциплина и уважение к другому человеку. Без излишних назиданий в естественной среде игры и общения дети развивают внимание, мышление, память, речь, воображение, моторику и в целом свою индивидуальность. Активная жизненная позиция, отсутствие праздности и лени, увлеченность и умение общаться отличают дошкольников, воспитывающихся в условиях Монтессори-группы. Эти эффекты педагогической системы объясняются глубоким пониманием природы ребенка, построением образовательного процесса с учетом отличия детского способа освоения мира и потребностей каждого ребенка.
Монтессори-группа детского сада становится для ребенка моделью общества и существующих в нем отношений. Общение детей в процессе свободной работы в подготовленной среде обеспечивает социализацию дошкольников: свобода в Монтессори-педагогике тесно связана с дисциплиной (самодисциплиной) : «Можно все, что не мешает остальным», «Каждую вещь или предмет нужно вернуть на место», «Нельзя ничего не делать», «Начатое дело нужно обязательно довести до конца». Опираясь на положение М. Монтессори о том, что сохранение и развитие индивидуальности невозможно без осознания личностью своей принадлежности к обществу. Саморазвитие ребенком заложенных в нем природных особенностей происходит на фоне социального участия его в жизни группы, именно группа становится своего рода катализатором индивидуального развития. Благоприятные условия для формирования у ребенка социальных качеств предоставляет объединение детей Монтессори-группы, такая группа представляет собой некий репрезентант реально существующих в обществе отношений, своеобразный детский микр – группе ребенок решает сам, работает ли он за столом или на коврике. Он может сесть за тот стол, который ему нравится, а также расположиться на коврике в любом месте комнаты. Здесь имеются, кончено, некоторые ограничения, например, если облюбованный ребенком столик уже занят, ему придется сесть за другой. Некоторые материалы занимают в помещении фиксированное место, их не переносят; например, комплект для мытья посуды. Однако все эти ограничения являются вполне естественными, разумными и соответствующими реальной жизни. Добавим также, что ребенок имеет право некоторое время вообще ничем не заниматься, а, например, наблюдать за работой других детей.
Возможность выбора предполагает наличие определенной СВОБОДЫ ребенка. Что играет огромную роль в формировании у детей навыков позитивного социального поведения, ознакомлении с культурой поведения в обществе, о правилах пребывания в детском саду, и т. д. Позитивное социальное поведение, уважение личности и прав других, умение считаться с окружающими предполагает определенное самообладание и способность управлять своими эмоциями, сдерживать импульсы.
Ребенок свободен, когда он самостоятелен, и достичь истинной свободы он может при наличии развивающей предметно-пространственной среды и при умелом руководстве педагога. Можно сказать, что путь к свободе лежит через психофизическое, социальное развитие ребенка и содействие его стремлению к самостоятельности со стороны взрослого.
ОСНОВНЫЕ СВОБОДЫ, предоставленные ребенку в Монтессори-группе : свобода передвижения по помещению; свобода выбора материала; свобода выбора места работы; свобода выбора момента начала работы и ее продолжительности, а также числа повторений упражнений; свобода выбора партнера.
Воспитателями группы подготовлена среда, оснащенная дидактическими материалами для сенсорного воспитания и для упражнений в практической жизни, подготовлены материалы для ознакомления с математикой, для упражнений в письме и чтении, материалы, знакомящие детей с окружающим миром (зона «космического воспитания» объединяет зону «науки» и зону «искусств»). Воспитатели проводят Монтессори-занятия, предполагающие работу «в кругу», «свободную работу в подготовленной среде» или индивидуальную работу с дошкольниками с использованием Монтессори-материалов. Дошкольники по собственной инициативе выбирают исследовательскую деятельность и занимаются с сенсорными материалами, с материалами по математике, письму и чтению, с материалами по темам ознакомления с окружающим миром, но особенно привлекают дошкольников упражнения в практической жизни. Удовольствие от работы, испытываемое ребенком, передаются воспитателю в форме самоуважения и желания совершенствоваться, свобода в сочетании с самодисциплиной позволяет раскрываться и детям, и их воспитателям.
В Монтессори-группе детского сада детям предоставляется возможность заниматься с развивающими материалами, выполнять упражнения из повседневной практической жизни, развивать самостоятельность (застегивание пуговиц, переливание и пересыпание, уход за цветами и т. п.); овладевать сенсорными эталонами (упражнения на различение форм, размеров, цветов, звуков и т. п.) и основами грамотности (развитие речи и математических представлений); развивать кругозор и открывать для себя мировую культуру. Активное исследование и экспериментирование под чутким руководством взрослого – вот путь ребенка в Монтессори-группе, путь к самопостроению собственной индивидуальности.
Работа с детьми в Мантессори- гуппе, основанное на принципах педагогики М. Монтессори, приобретает инновационный характер. Изменения формы и содержания занятий с детьми, индивидуальная деятельность детей,а так же отсутствие оценок взрослого и соревновательного элемента способствуют формированию независимости от чьей-либо оценки, формированию позитивного образа «Я», уверенности в себе и самодостаточности, умение объективно оценить себя, свои поступки и работу. Что является одним из важнейших условий воспитания свободной, самостоятельной личности ребенка.