Александра
Психология безопасности личности в условиях школы
▼ Скачать + Заказать документы
Психология безопасности личности в условиях школы
Школа – это особое учреждение, часть социума, в котором взаимодействуют взрослые и дети, приобретается жизненный опыт, воспитывается характер, воля, трудолюбие и личностные качества, формируется система ценностей. Учитель, ученики и родители включаются в широкий диапазон отношений, воспитательных и учебных ситуаций, которые с определенной периодичностью перерастают в конфликты. Споры, склоки, драки и сквернословья являются неотъемлемой частью школьной повседневности.
Публикация «Психология безопасности личности в условиях школы» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Психология школьников
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Конфликты всегда играли важнейшую роль в жизни человека, развитии личности, семьи, жизнедеятельности, школы, и любой другой организации, государства, общества и человечества в целом. Конфликт, как социально-психологический феномен, является закономерной и естественной характеристикой социальных отношений.
Недостаток социальных умений и навыков способствует обращению подростка к моделям поведения, используемым окружающими. Действия и поступки взрослых часто рассматриваются и воспринимаются им как примеры, предлагаемые обществом для подражания.
В этой связи актуальна проблема овладения оптимальными способами реагирования в ситуации конфликта, особенно в подростковом возрасте. Являясь переломным моментом в становлении социальной компетентности, данный период ориентирован на улучшение материальных условий жизни для формирования моделей поведения в конфликтных и кризисных ситуациях.
«Краткий психологический словарь» под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского предлагает следующее определение: «Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т. д.»
А. И. Баева определяет понятие «психологическая безопасноть личности», как состояние, характеризующее образовательную среду образовательного учреждения, фиксируемое через отношения ее участников. Модель психологически безопасной образовательной среды включает:
1. Защищенность от психологического насилия;
2. Референтную значимость окружения;
3. Удовлетворенность в личностно-доверителном общении.
Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.
Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье - основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я». Поскольку психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве.
Таким образом, современная школа должна всерьез и по-настоящему становится не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении, на уроках, поддерживающих и даже инициирующих процессы развития личности и ее психологических потенциалов. А для этого урок, как образовательное пространство, должен быть территорией безусловной и полной психологической безопасности личности.