Татьяна Снигур
Комплексный подход к решению задач коррекции личности ребёнка с ОВЗ в условиях пребывания в школе-интернате
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексный подход к решению задач коррекции личности ребёнка с ОВЗ в условиях пребывания в школе-интернате
Введение
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем
умнее ребёнок».
(В. А. Сухомлинский)
В ГОУ РК «Школа-интернат №3» разрабатываются, апробируются и реализуются кор-рекционно-образовательные программы по следующим 9 направлениям воспитательной ра-боты:
• правовое воспитание
Публикация «Комплексный подход к решению задач коррекции личности ребёнка с ОВЗ в условиях пребывания в школе-интернате» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
• нравственное воспитание
• гражданско-патриотическое воспитание
• профориентация, трудовое и экономическое воспитание
• эстетическое воспитание
• здоровой образ жизни (ЗОЖ)
• экологическое воспитание
• полоролевое воспитание
• социальная адаптация.
Воспитание как целостный процесс требует комплексного подхода к решению задач коррекции личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях пребы-вания в коррекционной школе – интернате.
Образовательные программы и вся воспитательная работа в ГОУ РК «Школа-интернат» ориентируется на коррекцию недостатков личностного развития, на снятие вторичных дефектов и наслоений, осложняющий процесс социальной адаптации воспитанников коррекционных школ-интернатов. Такой широкий диапазон использования программ объясняется очень просто: в основу планирования положена пошаговая программа формирования личности ребенка на основе комплексного подхода к ее развитию через различные виды деятельности.
С помощью таких форм работы, как занятия лепкой, рисованием, аппликацией, ин-дивидуальная работа, часы общения, занятия-упражнения, экскурсии, информационные ча-сы, уроки делового общения воспитанники приобретают навыки, необходимые для жизни в современном обществе, где происходит осознанное внутренне желание творить добро, про-являя внутреннюю культуру при общении с окружающими людьми.
Воспитание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ог-раниченными возможностями здоровья VIII вида – сложная педагогическая и социальная проблема. Её решение служит целям подготовки этих детей в соответствии с их возможно-стями к самостоятельной, активной общественно полезной жизни. Дефект развития не отри-цает положительных тенденций в развитии ребенка. Воспитательная работа в нашей шко-ле строится с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, направленных на формирование у него самостоятельности, навыков самообслуживания, труда и культуры поведения, умения жить и работать в коллективе. Важно воспитать у ребенка оптимизм, уве-ренность, сформировать способность преодолевать трудности, стимулировать его компенса-торные возможности.
Перед воспитателями младшего звена встала проблема более эффективного развития творческих способностей на занятиях лепкой, рисованием, аппликацией детей младшего звена. Для решения этой проблемы воспитатели младшего звена я решила создать методиче-скую разработку «Формирование у воспитанников младшего звена специальной (коррекци-онной) школы – интернат №3 VIII вида творческих способностей на внеклассных занятиях.
Большую роль по развитию творческого потенциала у детей младшего школьного воз-раста играют систематизированные занятия.
Для гармоничного развития необходима последовательность и методич-ность. Правильнее всего составить методическую разработку развития творческих способностей детей.
Методическая разработка должна включать в себя все методы развития – наглядные, словесные и практические. К наглядным методам относится просмотр любых картинок, на-рисованных или реальных. Например, рассматривая облака, определять, на что они похожи. К словесным методам относятся различные формы общения, рассказы, беседы. Например, совместное сочинение сказок, когда по очереди каждый придумывает предложение по за-данному сюжету. К практическим методам относятся игры, создание и использование раз-личных моделей, и выполнение развивающих упражнений. Сочетая все методы можно до-биться разностороннего развития ребенка, что положительно скажется на его интеллекту-альных способностях
Воспитателю, на наш взгляд, необходимо четко знать, какие мотивы (потребности, же-лания) являются наиболее значимым для каждой возрастной группы, чтобы уметь ими (мо-тивами) управлять, учитывать их в своей повседневной деятельности.
За основу методической разработки были взяты материалы, разработанные Худен-ко Е. Д., . Гаврилычевой Г. Ф., .Селивановой Е. Ю., .Титовой В. В. Данное пособие рекомендовано Минобразования РФ для работы воспитателей и педагогов всех видов специальных (коррекционных) школ- интернатов, детских домов. В основу предлагаемой методической разработки были положены следующие моменты: мотивы, один из ведущих видов деятельности, учитывались возрастные и психофизические особенности детей.
Работа в коррекционной школе-интернате специфична. Многие воспитанники отлича-ются социальным инфантилизмом. Режим дня, строгая регламентация всего уклада жизни в школе-интернате ведут зачастую к тому, что потом ребята не могут организовать свой быт, позаботиться о своём профессиональном и социальном самоутверждении. Чтобы воспитан-ник, выйдя за стены школы – интерната не стал «нытиком», «просителем», чтобы мог с дос-тоинством справиться с любыми трудностями, он должен иметь хорошую социальную ори-ентировку, практический ум, быть общительным, уметь всё делать самостоятельно, а также быть способным к творчеству в иной сфере, которую он изберет для себя. На занятиях леп-кой, рисованием, аппликацией созданы для этого эмоционально комфортные условия, в течение всей работы сложилась творческая, доброжелательная атмосфера. Ребята учатся здесь не только творчески работать, но и общаться.
Детям нашей школы – интернат наиболее доступны эстетические и общественно по-лезные цели, созданные на занятиях творческой мастерской. Интересная работа всегда вызы-вает положительные эмоции, дети становятся увереннее, общительнее. Все навыки, полученные на занятиях творческой мастерской, способствуют усиленной социализации детей.
Творческая деятельность младших школьников – это продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, преобразования, создания и использования в новом качестве объектов материальной и ду-ховной культуры в процессе деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом
Каждый вид изобразительной деятельности (рисование, аппликация, лепка, сюжетно-ролевая игра) позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художест-венный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первона-чальных основ социально активной личности.
С психологической точки зрения младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития творчества потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любозна-тельны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития творческого воображения.
Творчество предполагает объединение известных действий в новые операции и полу-чение нового продукта.
Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результа-те которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышле-ния, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
В процессе созидательного творчества происходит следующее:
• Осуществляется интересный и плодотворный досуг, что само по себе хорошо как вид позитивной привычки.
• Развивается стремление к созиданию.
• В процессе творчества происходит самовыражение, профилактика психосоматических заболеваний, выражение различных эмоций, проработка чувств и состояний, например страхов, избавиться от разрушительных тенденций и негативных накоплений, невольно получаемых от общества или в процессе внутреннего роста.
• При этом возникает чувство единения в общей деятельности с детьми и педаго-гом, сближение реальностей, чувство сопричастности, общего дела.
• Формируются зачатки креативности, дети мыслят самостоятельно, творчески, применяют свою логику, полученную в процессе своей работы.
• Творчество во всех его видах позволяет ненавязчиво развивать у детей такие нужные функции как внимание, память, мышление, моторика, интеллект.
При работе с природными материалами появляется чувство единения с природой, бе-режное отношение к ее дарам.
Продукты творчества могут стать участниками ролевой игры, героями настольного те-атра.
В творчестве развивается эстетическое чувство, вкус и тяга к прекрасному.
Цель: Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования. Соз-дать комфортные условия, способствующие социализации воспитанников младшего школь-ного возраста посредством творческой деятельности, воспитание художественного вкуса.
Задачи :
Коррекционно - обучающая :
- формирование прочных навыков творческой деятельности.
Коррекционно - развивающая :
- развитие определённых особенностей мышления и речи воспитанников младшего школьного возраста;
- развитие воображения, внимания, мелкой моторики руки.
- развитие творческого потенциала воспитанников младшего школьного возраста;
Коррекционно - воспитывающая :
- воспитание художественного вкуса;
- воспитание трудолюбия, аккуратности, ответственности.
Отличительные особенности методической разработки:
Большую роль по развитию творческого потенциала у детей младшего школьного воз-раста играют систематизированные занятия. Поэтому в моей разработке есть последова-тельность, системность и методичность. Методическая разработка включает в себя все методы развития – наглядные, словесные и практические. Занятия разработаны с учётом ин-тересов и возможностей детей. На занятиях ведется индивидуальная работа с воспитанника-ми, т. к. после фронтального показа и объяснения у них могут возникать трудности. Для на-чала работы педагогом предварительно выполняется образец, подбирается материал, проду-мывается композиция. Очень важно, чтобы ребёнок не только научился выполнять опреде-лённую работу, но и понял её «нужность».
Методическая разработка занятий лепкой, рисованием, аппликацией основывается на следующих принципах:
- уважение личности воспитанников;
- демократический стиль взаимоотношений педагога и воспитанников;
- доступность обучения, основанная на изложении материала от известного к неизвест-ному и подборе объёма работ, отвечающих возрастным и познавательным возможностям воспитанников;
- последовательность и систематичность обучения, заключающаяся в формировании целостной системы знаний по теме, усвоению материала на основе ранее полученных зна-ний;
- наглядность обучения, предполагающая применение иллюстраций и наглядных посо-бий, сочетание показа с объяснениями;
- индивидуальный подход, включающий в себя сочетание фронтальной и индивидуальной форм обучения, организацию самостоятельных работ учащихся, индивидуальные беседы;
- связь теории с практикой, предполагающая формирование практических умений и навыков на основе полученных знаний.
Воплощение всех перечисленных принципов методической разработки позволяет в наиболее полной мере достичь поставленных целей, решить обучающие, развивающие и воспитывающие задачи.
Содержание методической разработки может меняться в зависимости от интересов де-тей и запросов школы – интернат.
Ожидаемые результаты:
- у воспитанников должно быть развито эстетическое восприятие, формируются перво-начальные основы социально-активной личности;
- воспитанники должны видеть и понимать красоту окружающей жизни;
- воспитанники должны правильно подбирать цветовые сочетания, грамотно составлять композицию добиваться улучшения изображения;
- воспитанники овладевают разнообразными формирующими движениями, позволяю-щими рисовать, лепить, и вырезать различные предметы, составлять изображения по частям и слитно;
- воспитанники должны уметь использовать разные изобразительные материалы и их сочетания, разнообразные способы рисования, лепки, аппликации, овладеть доступными им средствами выразительности: в рисунке – линии разного характера, различные штрихи, цве-товые пятна; в аппликации – вырезание по частям, силуэтное; в лепке – передача пропорций, позы, движения фигуры и т. п. ;
-воспитанники должны уметь мыслить самостоятельно, творчески, применять свою ло-гику, полученную в творчестве;
- у воспитанников формируются умения контролировать свои действия, оценивать и аргументировать оценку своих работ и работ других воспитанников в соответствии с задачей изображения;
- воспитанники должны уметь задавать вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, обосновывать свою позицию, аргументировать свое мнение в группе, а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения.
Достижение ожидаемого результата способствует выполнение всех мероприятий, предложенных методической разработкой.
Контроль знаний, умений и навыков
Предметом контроля является уровень усвоения материала по выбранным темам и раз-вития творческих способностей учащихся. Основными видами отслеживания результатов усвоения материала являются начальный, текущий, промежуточный и итоговый контроли.
Начальный контроль проводится в начале учебного года. Отслеживается уровень подготовленности воспитанников. Проводится в форме собеседования и выполнения практических заданий. После анализа результатов первоначального контроля проводится корректировка тематических планов, пересматриваются задания, если это необходимо.
Текущий контроль проводится на каждом занятии. В процессе его проведения выяв-ляется степень усвоения воспитанниками нового материала, отмечаются типичные ошибки, ведётся поиск способов их предупреждения и исправления. Внимание каждого ребёнка об-ращается на чёткое выполнение работы и формирование творческих навыков.
Формы проведения:
- опрос учащихся;
- собеседование;
- наблюдение во время проведения занятий;
- оценка работы.
Промежуточный контроль подводит итог работы за 1-ое полугодие. Его цель:
- выявление степени обученности детей и проведение корректировки тематических планов по результатам контроля.
Формы проведения:
- наблюдение и выставка работ.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Цель его проведения – опре-деление уровня усвоения знаний и умений каждым воспитанником.
Формы проведения:
- наблюдение и опрос воспитанников;
- выставка работ в школе – интернате.
Результатами образовательной деятельности можно считать:
- изделия, изготовленные детьми для подарков, сувениров родным и друзьям;
- участие в выставках, конкурсах различных уровней.
Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования и поощре-ния воспитанников за творчество, старания прирост мастерства, что поддержит их стремле-ние к новым успехам.
В процессе обучения лепкой, рисованием, аппликацией ребята принимают участие в выпуске праздничных газет: ко дню учителя, Новый год, день рожденье школы, День Защит-ника, Международный женский день, День защиты детей. Также участвуют в ежегодных Рождественских выставках, как в школе – интернате, так и в районном конкурсе детского изобразительного «Рождественские фантазии». Под руководством воспитателей дети делают новогодние игрушки и украшения. Воспитанники младшего звена активно участвуют в про-ектной деятельности: создают красочные мини-проекты, книжки – раскладушки. Знания воспитанников воплощаются в творческих работах. Участие в выставках, конкурсах имеет большое воспитательное значение, оно выводит ребят за стены школы – интерната и даёт почувствовать себя причастным к общему большому делу.