Наталья Шеметова
Роль семьи в воспитании самостоятельной личности
▼ Скачать + Заказать документы
«Главный смысл и цель
семейной жизни — воспитание детей.
Главная школа воспитания детей —
это взаимоотношения мужа и жены,
отца и матери»
В. А. Сухомлинский
Семья – предмет многих научных изысканий. В каждой научной области дается своё определение данному понятию.
Публикация «Роль семьи в воспитании самостоятельной личности» размещена в разделах
В юридическом смысле семья – круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание в семью.
В социологическом смысле семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны между собой общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
В толковом словаре Ушакова: группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
В психологии семья рассматривается как малая социальная группа, которая основана на супружеском союзе и родственных связях (отношения мужа с женой, родителей и детей, братьев и сестёр, которые живут вместе и ведут общее домашнее хозяйство. Важнейшие характеристики семьи — это её функции, структура и динамика.
Итак, семья - это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически сложившуюся систему взаимоотношений между мужем и женой, родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными связями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Семья обладает следующими главными чертами: совместное проживание членов семьи; наличие взаимных прав и обязанностей, предусмотренных семейным законодательством; в большинстве случаев наличие общих детей; взаимная моральная и материальная общность, и поддержка внутри семьи.
Как и любой социальный институт, семья имеет определённые функции, непосредственно связанные с удовлетворением тех или иных потребностей всех членов семьи : экономическая, репродуктивная, воспитательная, духовное общение, сексуально–эротическая, эмоциональной поддержки и принятия, рекреативная (восстановительная, социальной регуляции контроля и опеки, фелицитивная (удовлетворения потребности человека в счастье)
Воспитание одна из главных функций семьи и в связи с этим встаёт вопрос о том, как помочь семье максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние на развитие личности ребенка. Семья, как ближайшее социальное окружение ребенка, удовлетворяет потребность ребенка в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении (Э. Эриксон, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, М. И. Лисина). В семье ребенок приобретает первый опыт социального и эмоционального взаимодействия. Эмоциональный климат в семье, где воспитывается ребенок, оказывает существенное влияние на формирование мировосприятия ребенка. Именно в семье закладываются основные качества личности : доброта, терпение, отзывчивость, трудолюбие, самостоятельность и другие важные качества. А. Н. Леонтьев отмечал, что от отношений зависят не только успехи и неудачи ребенка, в них самих заключены радости и огорчения, они имеют силу мотива. Потребности, интересы, склонности личности являются, прежде всего, результатом того, как человеку удается взаимодействовать с конкретной окружающей средой и насколько эта среда позволяет человеку проявлять его индивидуальность, как в предметной деятельности, так и при взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность личности является одной из главных составляющих характера человека, и развитию этого качества должно быть уделено пристальное внимание. Она объединяет интеллектуальные, волевые и эмоциональные качества личности; их интеграция выражается во внутренней мобилизации сил и ресурсов для осуществления избранного алгоритма действий. Многие психологи считают, что самостоятельность – это характерологическая черта личности, комплексная её характеристика регуляции личности своей деятельности, отношений и поведения. Исследования А. Н. Леонтьева (1977, А. Р. Лурии (1980, Д. Б. Эльконина (1976) и других показали, что волевое развитие ребенка определяется особенностями сотрудничества с родителями. В детстве круг общения для ребенка предельно сужен. И в основном родители влияют на самостоятельность ребенка : если они изначально с раннего возраста воспитывают это качество, то у ребенка формируется достаточно высокий уровень самостоятельности [4]. В процессе формирования самостоятельности у ребенка родители играют главную роль.
Под самостоятельностью, как компонентом личности, исследователями понимается:
способность устанавливать основания для тех или иных поступков, то есть выбор поведения (С. Рубинштейн);
способность к обособлению своей позиции, умение общаться с самим собой (Р. Кондратьев);
способность к независимости реализации структурных блоков деятельности (Г. Щукина);
способность планировать, систематизировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного внешнего руководства и помощи (К. Платонов);
способность соотносить свои стремления и возможности, адекватно оценивать процесс и результат своей деятельности (Л. Ростовская)
Развитие детской самостоятельности может осложняться за счет неправильного отношения родителей: от вседозволенности до тотального контроля над поступками детей, к тому же в силу не знания особенностей и специфики развития детской психики родители или занижают, или завышают требования к ребенку, что так же затрудняет становлению самостоятельности. Самостоятельность всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. И чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребенок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни. Обозначим наиболее значимые факторы, которые достаточно серьезно влияют на развитие самостоятельности ребенка. К ним относятся:
- личностные особенности родительской фигуры, формы поведения родителей в семье и за ее пределами;
- личностные особенности ребенка;
- педагогическая компетентность родителей, уровень их образованности;
- качество эмоциональных связей в детско-родительских отношениях;
- средства воспитательного воздействия, применяемые родителями и другими взрослыми;
- вовлеченность ребенка в жизнедеятельность семьи;
- степень удовлетворения актуальных потребностей ребенка в семье. [4]
Чтобы семья смогла педагогически эффективно воспитывать и развивать самостоятельность и на ее основе активное отношение к жизни, взрослые члены семьи должны придерживаться общей родительской позиции, соблюдать единство воспитательных подходов, взаимоуважение, интерес к событиям семейной жизни. Воспитание должно иметь три значения: понимание возможностей и потребностей ребенка, принятие его таким, какой он есть и признание его личностью.
Список литературы:
1. Андреева, Т. В. Семейная психология: Учебное пособие [Текст] /
Т. И. Андреева - СПб. : Речь, 2004. – 244 с.
2. Основы психологии семьи и семейного консультирования [Текст] :
Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/под общ. ред.
Н. Н. Посысоева. - М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 328 с.
3. Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка [Текст] / Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М., 2005. – 396 с.
4. Удова О. В. Самостоятельная деятельность детей – условие развития самостоятельности в дошкольном возрасте: учебное пособие [Текст] / О. В. Удова. – Иркутск: «Аспринт», 2014. – 132 стр.