Галина
Воспитание патриотов в ДОУ
Сегодня, наше время перемен, тема патриотического воспитания стала еще более актуальной на всех ступенях развития ребенка, особенно в ДОО.
Сознание дошколят достаточно пластично. Именно поэтому педагогам важен этот возраст, однако, осуществлять это воспитание нужно тактично, и заниматься им необходимо вместе с родителями, с малых лет прививая ребенку уважение и любовь к родной земле.
Публикация «Воспитание патриотов в ДОУ» размещена в разделах
Мы, педагоги - дошкольники, первые после родителей сопровождаем ребенка на пути формирования его личности. От нас зависит, какими глазами ребенок посмотрит на этот мир и какое у него будет будущее.
Патриотическое воспитание ребёнка дошкольника – это одна из приоритетных задач, определенных в ФГОС ДО.
У каждого из нас есть своя малая родина – тот уголок земли, где мы родились, где прошло наше детство, где живут наши родители, где находится наш родной дом. У каждого человека малая родина своя, но Россия – Родина она для всех россиян. «Нет земли краше, чем страна наша. Нет в мире краше Родины нашей» - говорят народные пословицы. О любви к родине люди сложили немало мудрых пословиц, с которыми мы знакомим своих воспитанников.
Задача дошкольного учреждения – помочь ребенку успешно войти в современный мир. Но занять достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспитания любви к близким, своей малой родины и своему отечеству, уважения к культурным традициям и ценностям своего народа, доброты и милосердия.
Патриот — это человек, служащий родине, а родина — это, прежде всего, народ.
Николай Чернышевский
Поэтому, главная задача – это, как можно раньше пробудить в детях любовь к людям родной земли, сформировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов.
Основной задачей взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с родителями является установление партнерских отношений, которые дают возможность совместить усилия с целью обучения ребенка и создать атмосферу общности интересов и воспитательных задач, привлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. Все культурные эталоны, духовные ценности, которых придерживается семья, как правило, усваиваются и ребенком с рождения. Одним из значимых условий патриотического воспитания и развития дошкольников является совместная работа педагогов с семьями воспитанников. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность воспитательно – образовательного процесса в каждом ДОО, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. Так же связь педагогов с представителями детей, просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.
В совместной воспитательно - образовательной деятельности в ДОО дети знакомятся с тем, что им близко и дорого. Для наших воспитанников таким местом стал г. Краснодар и Краснодарский край. В группе имеется уголок «Край наш любимый – родная земля», в котором расположены символы города Краснодара, Кубани, наглядная информация о них. В группе, на участке созданы условия для формирования у воспитанников представлений о малой родине – игровой уголок «Кубанская хата». Знакомим с символами, достопримечательностями и историей Краснодара, тесно взаимодействуем с музеями города. Знакомим детей с событиями военных лет Краснодара. В рамках проекта «Освобождение Краснодара от фашистов» в ходе совместной деятельности детей и родителей был создан макет «Реконструкция боя освобождения г. Краснодара от немецко-фашистских захватчиков».
Знакомим с традициями, обычаями и культурой кубанского казачества, с казачьей станицей «Атамань». Рассказываем детям о влиянии казачества на воспитание патриотического духа современного поколения.
Патриотическое воспитание дошкольников по ОП ДО МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №88» подразумевает следующие задачи: формировать и расширять представления о малой родине: формирование патриотических и интернациональных чувств, любви к Родине; продолжать знакомить с государственными символами; формирование чувство гордости за достижение России; формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям народов России; формирование уважительного отношения к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.
Посредством реализации проекта «Кубань – жемчужина России» у детей формировались представления не только как о родном крае, но и о значимости нашего края для России и в истории России. Ведь Кубань – это житница России, здравница. Солнечное тепло и яркий солнечный свет, морская вода и чистый воздух: Краснодарский край знаменит своими пляжами, лиманами, щедрыми виноградниками, лесами, уникальными объектами природы, памятниками археологии и истории.
Посредством проекта «Знаменитые люди Кубани» знакомим с интересными людьми, которые прославили не только Краснодар, Кубань, но и Россию, играющими огромную роль в становлении личности ребенка.
Есть люди как звезды, есть люди как песни –
От них нам светлее без всяких там если.
Есть люди как реки, есть люди как люди –
Они отдают и от них не убудет. Д. Сверидов.
Это и Захарченко В. Г. - житель г. Краснодара, советский и российский фольклорист и общественный деятель, исследователь народной песни, композитор, художественный руководитель Государственного академического Кубанского казачьего хора; и Мачуга В. Н. - уроженец станицы Брюховецкой Краснодарского края, советский спортсмен и российский государственный деятель, неоднократный чемпион РСФСР, СССР, Европы и мира, обладатель кубка мира; и Жданов В. А. – житель г. Краснодара, советский и российский скульптор, заслуженный художник РСФСР, который помимо всего – дедушка нашего воспитанника. Французский философ эпохи Просвящения Шарль Монтескье считал, что «лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов».
Познание России происходит через знакомство со столицей нашей родины – Москвой, где продолжаем формировать представления о ее значении в жизни России: рассматривание альбомов, показ презентаций, просмотр видео – материалов, слушание аудио – материалов, беседы с детьми, чтение литературы, создание макетов и т. д. Закрепляем знания о Москве посредством продуктивной творческой деятельности.
В процессе реализации проектов «Петр и Феврония», «В единстве наша сила», «Я – россиянин» происходит расширение знаний детей о государственных праздниках.
Посредством проекта «Взлетел в ракете русский парень» формируем чувство гордости за достижение России.
Формируя сознание воспитанников, вызываем желание быть полезным обществу, быть достойным гражданином России, знакомим с нормами ГТО детей с 6 лет и их родителей. Этому способствует проектная деятельность «Готов к труду и обороне», где родители воспитанников так же принимают участие в сдаче норм ГТО.
Формируем представление о народах России посредством проекта «Многонациональная Россия». Дети группы, относящиеся к разным национальностям (якут, армянин, русский, адыгеец) готовили с родителями презентации. Например, воспитанница Солонская Варвара с родителями подготовила презентацию «Якутские национальные украшения». Живой эмоциональный отклик в сердцах детей нашли настоящие предметы - украшения якутов.
В формирование патриотических чувств у дошкольников в рамках проектов широко используется знакомство с литературой и музыкой разных народов, в изучении которых используются разнообразные формы совместной и самостоятельной деятельности воспитанников.
Использование технологии проектной деятельности, которая очень многогранна и позволяет формировать патриотическое сознание у всех участников проекта в комплексе, позитивно воздействовать на окружающих, воспитывать морально-нравственные качества, дает положительные результаты в работе педагогов ДОО. И, главное – то, что воспитательно – образовательный процесс проходит в виде взаимодействия всех участников образовательных отношений, а не виде воздействия (нравоучения). И, вся эта работа строится на конкретных фактах из жизни их членов семьи, знакомых им людям.
Такие проекты как «Защитники Отечества в моей семье» и «Лица героев в лицах наших близких и родных», «Пусть дети не знают войны» позволяют раскрыть детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг».
Воспитание человека начинается с момента его рождения, ребенок впитывает как губка все, что его окружает. Немецкий писатель-гуманист, доктор права. С. Брант считал, что
«Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему»
Продуктами проектов стали папки - раскладушки «Защитники Отечества в моей семье», подборка эссе «Я горжусь», презентации по теме проектов, которые подготовили родители воспитанников для ДОО, альбомы для детей средней и второй младшей групп «Дети войны», «Этих дней не смолкнет слава».
Совместная деятельность по патриотическому воспитанию формирует чувство единства, сплоченности детского коллектива. Дети участвовали во всероссийских акциях «Рисуем Победу», «Свеча памяти», «Георгиевская лента».
Проводимые мероприятия ориентированы на всех участников образовательных отношений, с родителями воспитанников ведется просветительская работа по вопросам патриотического воспитания.
Для эффективной работы с семьями необходимо применять разнообразные формы взаимодействия: беседы, и консультации, круглые столы, проведение совместных мероприятий, совместная проектная деятельность, родительские собрания с применение ИКТ, акции, наглядная информация с творческими рисунками воспитанников – участников проекта: памятки, буклеты, плакаты. Результативной формой общения являются совместные мероприятия. Это организация и проведение досугов. Важным и необходимым в работе с родителями является наглядная информация: родительские уголки, тематические стенды, буклеты, памятки.
Чтобы повысить мотивацию родителей участвовать в патриотических событиях, обязательно проводится анкетирование на родительском собрании, где просим родителей указать, какие мероприятия они считают важными по данному направлению, в какой форме семье хотелось бы принимать участие в таких мероприятиях, что интересно узнать о родном городе и стране родителям, какими сведениями по данному направлению они хотят поделиться.
Анализ анкет позволяет составить план патриотических мероприятий в группе, в ДОО. И эти мероприятия будут интересны и детям, и их родителям.
Каждый проект предусматривает проведение совместных с родителями творческих конкурсов, выставок совместных работ, фото выставок, акций и. т. д. Стараемся придумывать такие темы, чтобы вовлечь в работу сразу несколько поколений семьи, например «Моя малая родина», «Краснодар моей семьи», «Откуда мои корни?». В таких мероприятиях дети и родители не только получают новые знания о своей родине, традициях, но и сближаются благодаря совместной творческой деятельности.
Наш МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №88» посещают дети из семей разных национальностей, т. к. Кубань - многонациональный регион, в котором проживают представители более 100 национальностей. Безусловно, каждый из этих детей окружен благоприятной атмосферой, чувствует себя достаточно комфортно.
Отмечу, что методическая работа в нашем детском саду осуществляется в трех направлениях, которые взаимосвязаны между собой:
– совершенствование профессиональной подготовки педагогов по приобщению детей к народной культуре, с целью возрождения и восстановления прерванной связи времен;
– вовлечение родителей детей (их законных представителей) в педагогический процесс ДОО (проекты, конкурсы, фотовыставки, праздники и развлечения);
– воспитание детей-дошкольников через знакомство с различными культурами.
Направления реализованы через разнообразные средства:
– использование в работе с детьми устное народное творчество;
– знакомство детей с художественной литературой разных народов;
– знакомство с играми, народными игрушками и национальными куклами разных народов;
– знакомить с декоративно-прикладным искусством, живописью;
– знакомство с музыкой разных народов;
– создание мини-музея «Кубанская хата», макетов «Кубанское подворье», «Хата казака».
Основными формами патриотического воспитания в ДОО являются беседы, просмотры презентаций, видео-хроники, прослушивание аудио – записей. Педагог беседует в процессе образовательной деятельности, на прогулке и т. д., а также в повседневных режимных моментах наблюдает, сравнивает, закрепляя, таким образом, усвоенный детьми материал. Самостоятельная игровая деятельность воспитанников является отражением полученных знаний.
Основной и самый действенный метод патриотического воспитания дошкольников – это личный пример педагога. Дети, лучше, чем взрослые чувствуют наше действительное отношение к тому, о чем мы говорим. Потому убежденность педагога, крепость его собственных патриотических чувств, способна не только ощущаться дошкольником, но и передаваться ему напрямую.
Другими, не менее действенными методами являются:
- сравнение и ассоциации (родной край - с домом, Родину - с мамой);
- рефлексия после рассказанного, после проведенной беседы;
- знакомство с русским народным фольклором в разнообразных вида детской деятельности.
Важно помнить, что дети дошкольного возраста еще так неусидчивы и очень переменчивы в настроении, потому-то и методы воспитания должны быть подобраны грамотно с учетом возрастной специфики, чередоваться, мягко переходя от одного к другому.
Патриотическое воспитание в ДОО, как и любое другое направление, требует выявления результатов. В нашем случае это будет мониторинг уровня патриотизма у детей.
Выявление уровня патриотических знаний по тематике «Мой край, мой город»
Возраст детей: 6– 7 лет Вопросы для диагностики:
1. Как называется наш край?
2. Какие определения можно дать Кубани?
3. Чем славится Краснодарский край?
4. Как называется столица Краснодарского края?
5. Как выглядит герб Краснодара, Кубани?
6. В каких цветах флаг Краснодара, Кубани?
7. Как называется город, в котором ты живешь?
8. Сколько городу лет? Когда у города день рождение?
9. Как называется улица, которой ты живешь?
10. Памятники каким знаменитым людям, прославившим наш город, ты знаешь?
11. Каких великих людей, прославивших наш город, ты знаешь?
Результаты оцениваются на основании количества правильных ответов:
– 6–8 – высокий уровень;
– 3–5– средний уровень;
– 1–2 – низкий уровень.
Примеры игр.
Игра «Защитники Отечества». Цель: воспитание в духе готовности к защите Родины. Задача. Воспитание самостоятельности, сознательной дисциплины, товарищества, дружбы и взаимопомощи, воли, смелости, находчивости, выносливости.
Игра «Подбери наряд казаку и казачке». Воспитанникам предлагается одеть куклы в одежду казака и казачки. В ходе игры называю каждую деталь одежды, обсуждаю, почему она так выглядит, в каком порядке надеваем элементы одежды на куклу.
Материал для игры: куклы девочка и мальчик, костюмы казака и казачки для кукол, картинки и иллюстрации с изображением костюмов казака и казачки.
Коллектив ДОО уверен, что патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования его личности как будущего гражданина. А реализация разнообразных направлений и форм работы с детьми в ДОО позволяет формировать активную гражданскую позицию и патриотическое сознание не только у воспитанников ДОО, а так же и у родителей (законных представителей, которые являются для собственных детей самым главным примером в формировании чувства патриотизма.