Татьяна Подгаецкая
Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников через знакомство с историей прошлого нашей Родины
▼ Скачать + Заказать документы
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Публикация «Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников через знакомство с историей прошлого нашей Родины» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей – одной из основных задач дошкольной организации – является тесное взаимодействие с семьей. Совместная творческая и продуктивная деятельность способствует формированию у дошкольников первых представлений о нравственных и моральных качествах, социальных чувствах. Особая роль при этом отводится патриотизму, воспитанию которого содействует обращение к историческому прошлому страны и ее героям.
В настоящее время проблема приобщения подрастающего поколения к культуре и истории своего народа обсуждается на самых разных уровнях и находит отражение в нормативных документах. Так, согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 №751, система образования призвана обеспечить:
• Историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
• Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
Среди задач Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утв. указом Президента РФ от 01.06.2012 №761,- формирование новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение.
В современных условиях пробуждение интереса детей к историческому и культурному наследию России, нравственно-патриотическое воспитание относятся и к задачам дошкольного уровня образования. Так, согласно ФГОС ДО, утв. приказом Министерства образования науки России от 17.10.2013 №1155, одна из образовательных областей «Познавательное развитие», в частности, предполагает формирование у детей первичных представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Следуя положениям действующего законодательства, и в преддверии празднования 70-ти летия Великой Победы, я решила реализовать информационно-творческий проект «Будущие защитники России»
Целями данного проекта стали:
• Создание условий для развития воображения и художественно-творческих способностей детей и родителей в процессе ознакомления с историей Российской армии;
• Воспитание гордости и уважения к героическим поступкам предков и защитников Отечества наших дней.
Исходя из целей, были сформулированы следующие задачи:
• Знакомство с историей Российской армии;
• Современными военными профессиями и особенностями службы моряков, танкистов, летчиков, пограничников, ракетчиков, десантников, их подготовки к службе на благо Отечества;
• Развитие творческих и познавательных способностей;
• Умения давать моральную оценку поступкам героев художественных произведений;
• Умения работать в коллективе: готовность принять общий замысел, стремление к согласованным действиям.
В процессе разработки содержания проекта я опиралась на методические и практические рекомендации по организации проектной деятельности с детьми.
Реализация проекта, участниками которого стали воспитанники старшей группы, их родители, воспитатели, музыкальный руководитель, методист, проходит поэтапно в течение 2014-2015 учебного года.
В ходе первого - подготовительного – этапа мною была изучена методическая литература по вопросам организации проектной деятельности, нравственно-патриотического воспитания, подобрана художественная литература и иллюстрации с учетом темы проекта, составлены конспекты непосредственно образовательной деятельности по теме «Слава армии родной», «Путешествие из прошлого в наши дни», «Мой папа самый лучший».
На втором, основном этапе я проводила с детьми:
• Беседы на темы: «Военные истребители», «Мотострелки», «Морская пехота», «Грозные ракеты» и др.
• Рассматривали репродукцию картины В. Васнецова «Богатыри», иллюстрации «Солдаты на посту», «Военная техника», «Русский военный мундир ХIХ века»;
• Занимались художественным творчеством: лепили пушки из пластилина, конструировали самолет из бумаги, изготовили аппликацию «Мундир»;
• Знакомились с художественной литературой (былинами «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змей», рассказом Ю. Коваля «Алый», Л. Кассиля «Твои защитники», стихотворениями С. Маршака «Пограничник», Е. Благининой «Шинель» и др.);
• Разучивали пословицы, поговорки, песни и танцы по теме проекта.
• Организовывала экскурсии в музей, библиотеку, к памятникам воинской славы.
• Поводились досуги, развлечения.
• Играли в дидактические игры: «Построй корабль», «Угадай по описанию», «Военная техника»;
сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «Смелее в бой», «Пограничники»;
подвижные игры «Попади в цель», «Пустое место», «Не попадись на удочку».
Уровень развития представлений воспитанников о нравственности и патриотизме во многом зависит от выбранного содержания (доступности и количества материала для восприятия и понимания, используемых методов и организации предметно-развивающей среды в группе. С учетом этого для решения поставленных задач я использовала разные виды детской деятельности, что способствовало повышению эффективности воспитательно-образовательной работы с дошкольниками.
Так, игровая деятельность позволила ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В играх у дошкольников появилась уверенность в собственных силах и способность достигать конкретного результата.
Исследовательская деятельность дала возможность самостоятельно находить решение или опровергать собственные представления.
Фантазируя в ходе художественно-эстетической деятельности, дети погружались в мир взрослых, познавали его и принимали в нем участие.
Предметная деятельность удовлетворила познавательные интересы дошкольников, помогла ориентироваться в окружающем мире.
В процессе наблюдения обогатился опыт ребенка, развились познавательные интересы, зародились и укрепились социальные чувства.
Коммуникативная деятельность объединила взрослых и детей, удовлетворяя потребности дошкольника в эмоциональной близости с взрослым, который готов его поддержать.
И, наконец, конструктивная деятельность дает возможность формировать у детей сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
В продолжение второго этапа, запланировано посещение ветеранов ВОВ, тружеников тыла: Гришукова Василия Леонтьевича, Михалёвой Анны Андреевны, Кувшиновой Ксении Ивановны, вручение им поздравительных открыток с днём Великой Победы. Приглашение ветеранов на мероприятия, посвящённых празднованию «Дня Победы» и беседы - об армии, условиях военной службы, подвигах героев - участников боевых действий.
Третий этап – заключительный – предусматривает оформление выставки детских работ, стенгазет, которые станут результатом совместного творчества и украшением праздничного зала во время досуга, посвященного празднованию 70-летия Победы, с участием родителей и ветеранов.
Подводя итоги, следует отметить, что реализация проекта «Будущие защитники Отечества» способствует расширению у детей представлений о Российской армии, истории России, формированию уважения к традициям русского народа, любви в Родине. Воспитание патриота должно начинаться в дошкольном детстве. Успешное решение этой сложной задачи возможно при условии взаимодействия педагогов детского сада и семьи. Совместная продуктивная деятельность взрослых и детей может служить основой для последующей работы по воспитанию патриотов своей страны.