Ольга Захарова
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения – одна из основных проблем педагогики, которой на современном этапе уделяется большое внимание. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) патриотическое воспитание наиболее полно раскрыто в области познавательного развития. Согласно ФГОС ДО познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках[1].
Публикация «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами народной культуры» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
В примерной образовательной программе «От рождения до школы» познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств [5].
Актуальность исследования объясняется наличием противоречий между необходимостью воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами народной культуры и недостаточностью организации патриотического воспитания в практике дошкольных образовательных организаций. Выявленное противоречие позволило нам сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста? Целью исследования выступает выявление педагогических условий воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Экспериментальные исследования проводились на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 200» города Чебоксары Чувашской Республики.
Результаты беседы с детьми позволили сделать вывод о том, что дети затрудняются ответить на вопросы, которые касаются истории нашей страны и своего города. Большинство детей не понимают значение выражения «любить свою Родину» и не могут объяснить это понятие в расширенном значении, привести примеры из художественной литературы, фольклорных произведений, из истории и общественной жизни страны. Выявлены слабые знания детей о культурных и исторических памятниках родного города. Также нами было выявлено, что эмоциональное отношение к родине не сформировано, слабо проявляется. Дети не проявляют стремления уважать и соблюдать традиции народной культуры, не интересуются общественной жизнью и достижениями России. Это свидетельствует о необходимости целенаправленной деятельности педагогов, направленной на патриотическое воспитание дошкольников.
Система работы по патриотическому воспитанию средствами народной культуры требует организаций особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний [4].
В МБДОУ «Детский сад № 200» г. Чебоксары было принято организовать мини-музей «Моя Родина – Чувашия», в котором были собраны атрибуты культуры родного края (национальные костюмы, предметы быта, иллюстрации и т. д.). Помимо этого, в группе совместно с родителями был создан уголок патриотического воспитания, включающий символику страны и республики (флаги, гербы, иллюстрации с изображением памятных мест города и т. д.
В ходе работы, направленной на воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста нами были использованы следующие формы и методы: игра, беседа рассказ, рассматривание, физкультурные досуги, совместная деятельность взрослого и детей тематического характера, проектная деятельность, проблемная ситуация, индивидуальная игра, чтение, наблюдение, педагогическая ситуация, экскурсия, ситуация морального выбора, праздник, просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, экспериментирование, поручение и задание, создание коллекций, игра-драматизация, обсуждение, ситуативный разговор с детьми, сочинение загадок, использование различных видов театра; изготовление украшений для группового помещения, привлекательных предметов для игры, сувениров, к праздникам, предметов; музыкально- дидактическая игра; разучивание музыкальных игр и танцев; организация выставок; совместное пение народной, детской музыки; совместное и индивидуальное музыкальное исполнение; музыкальная сюжетная игра [2, 3].
Такие мероприятия как «В гостях у девушки Танслу», где ребята разных групп исполняли песни на чувашском языке, показывали чувашские танцы, и конкурс чтецов стихотворений на чувашском языке «Чаваш челхи куне» оставили яркие эмоциональные впечатления и позволили в специально организованных ситуациях применять полученные ранее знания о своей Родине.
Предложенная система работы способствует воспитанию патриотических чувств (любовь к родине, гордость за свою страну, область, город) у детей дошкольного возраста. Дети легко справляются с ответами на вопросы, касающиеся истории нашей страны и своего города. Большинство детей четко понимают значение выражения «любить свою Родину» и могут объяснить это понятие в расширенном значении. Выявлены хорошие знания детей о том, что они знают о культурных памятниках родного города, так как в их ответах представлен большой спектр названий объектов.
ЛИТЕРАТУРА
1. ФГОС дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 года № 1155 (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 года № 30384) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=154637&fld=134&dst=100012,0&rnd=0.43523492066213204.
2. Бурлакова, И. И. Патриотическое воспитание : от теории к практике [Текст] / И. И. Бурлакова // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2015. – № 6. – С. 3-81.
3. Детям – о традициях народного творчества. Осень [Текст] // под ред. Т. Я Шпикаловой. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. Ч. 2. – 272 с.
4. Калугина, Н. Патриотическое воспитание дошкольников из опыта работы [Текст] / Н. Калугина // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 4. – С. 66–70.
5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.