елена замотина
Воспитание нравственно-этических ценностей у дошкольников через волонтерскую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
«Из всех наук, которые должен знать человек,
главнейшая есть наука о том,
как жить, делая как можно меньше зла
и как можно больше добра»
В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, духовно – нравственная культура ребенка складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, ребенок проявляет эмпатию (способность к сочувствию, сопереживанию) по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
Публикация «Воспитание нравственно-этических ценностей у дошкольников через волонтерскую деятельность» размещена в разделах
- Волонтер. Волонтерское движение
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Формировать гуманные представления у детей с помощью замечаний, наставлений и порицаний невозможно. Важно воспитывать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого.
В чем же должна проявляться эта способность? В умении относиться к другому как к самому себе, понимать, что другому может быть больно и неприятно, когда его обижают. В готовности прощать нечаянно причиненную боль, извиняться, если виноват. В умении считаться с желаниями и интересами друзей. В чуткости к настроению другого. Мы все стремимся к тому, чтобы наши дети выросли честными, добрыми, отзывчивыми, милосердными. И очень хочется, чтобы воспитанное в детстве чутье к добру и злу навсегда осталось в человеке.
Что такое милосердие? Само слово говорит само за себя – иметь доброе, милое сердце. Быть готовым всегда помочь кому-нибудь, не посмеяться над чьей-то бедой,.а суметь пожалеть, помочь, простить, просто из чувства сострадания и человеколюбия.
Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам, «братьям нашим меньшим» - животным.
Как решать задачи уважения к старшим и одиноким людям, воспитывать милосердие к попавшим в трудную жизненную ситуацию, как прививать трудолюбие, связанное с заботой о младших членах семьи?
Что можем сделать мы, педагоги, в условиях детского сада?
Мы с педагогами решили опробоватьновую форму работы по нравственному воспитанию старших дошкольников – волонтерское движение.
Немного истории:
Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.
Любые действия во благо обществу или конкретным людям, оказываемые без вознаграждения и от чистого сердца, называют волонтерской помощью.
История возникновения волонтерства в мире уходит корнями в далекие времена Ярослава Мудрого, когда создавались сиротские дома.
Самим сотрудникам движения волонтеров нравится упоминать исторических личностей: королей, царей и даже древних жрецов, которые лично выходили к простым людям и раздавали милостыню в значимые для них дни.
Волонтерство в России также имеет место, хотя и образовалось оно сравнительно недавно: в конце 80-х годов прошлого века.
Из самых действенных организаций можно выделить:
«Седьмой лепесток» - добровольцы сотрудничают с онкобольными
«Я без мамы» – направлена на работу с детьми-сиротами.
«Лиза-Алерт» занимается поиском пропавших без вести (создана в 2010 году).
Фонд «София»- работа с пожилыми людьми и инвалидами.
«Город против наркотиков».
Многие века людей, помогающих государству, называли добровольцами. ООН предложило правительствам всех стран ввести День волонтера 5 декабря. Праздник имеет интересное название - Международный день волонтеров во имя экономического и социального развития.
Существует ряд требований к возрасту волонтера. Дети до 14 лет должны получить разрешение на эту деятельность у своих родителей Несовершеннолетние дети могут принимать участие в волонтерской деятельности, если она не наносит вред их здоровью и не мешает обучению.
Соблюдая эти требования, мы с группой коллег разработали проект «Спешите делать добро!»
Цель проекта: Создать в детском саду волонтерское движение, объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста для участия в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях детского сада и посёлка.
Задачи проекта:
• Расширить представление о волонтерском движении у детей 5-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников;
• Приобщить детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.
• Сформировать у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;
• Привлечь родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ;
• Организовать работу ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений - дети, взрослые и пожилые люди, совместно с центром Социальной защиты населения.
• Разработать новые формы и методы, объединяющие усилия педагогов и родителей, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности.
Ожидаемые результаты:
• Заложена основа формирования у дошкольников такие качества как милосердие, ответственность, самостоятельность.
• Дети научатся замечать красоту в окружающем мире; красоту в поведении, поступках людей.
• У дошкольников разовьётся способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.
Этапы реализации проекта:
• Первый этап аналитико-диагностический: изучение материалов СМИ, Интернета о волонтерских движениях в России и за рубежом, разработка проекта, плана сотрудничества с Плесецким КЦСО.
• Второй этап практический: методическая работа с педагогами ДОУ, внедрение проекта волонтерского движения в воспитательный процесс.
• Третий этап обобщающий: оценка результатов, выработка рекомендаций по повышению эффективности работы волонтерского движения В ДОУ.
Направления работы:
• акции экологической направленности;
• блок «Ни кто не забыт, ни что не забыто»
Реализация первого направление волонтерского движения - участие в акциях экологической направленности:
В прошлом учебном году мы организовали большую акцию перед Новым годом - «Сбережём зеленую красавицу». В ней принимали участие дети средних, старших, подготовительных групп, родители и педагоги ОО. Было изготовлено большое количество бумажных ёлочек, которые дети раздавали прохожим. Детьми были нарисованы большие плакаты, которые мы размещали в организациях поселка и на витринах магазинов. Прохожим дети задавали вопрос, какую они планируют поставить на праздник ёлку- искусственную или живую. Конечно же, все опрошенные отдали предпочтение искуственным елям. Так это было на самом деле или нет?. Надеемся, что такая работа сохранила ни одну ёль в лесу.
В этом учебном году детские и взрослые коллективы детских садов приняли активное участие в акции «Чистый город», который был организован администрацией поселка и советом ветеранов. Наша общая команда выступала под названием «Эколята – дошколята», была самая многочисленная и заняла 1 место по сбору мусора в лесопарковой зоне из 7 команд, представленных разными организациями поселка.
Родители и педагоги …., а с ними бок о бок трудились наши дети. Взрослые показали замечательный пример заботы о нашем посёлке. Нашей малой родине. Надеемся, что все участники акции, будь то взрослый или ребенок, теперь не будут бросать мусор на улице. И наш поселок станет ещё чище.
Реализация проекта по второму направлению:
1. Участие в акции «Свеча памяти» (средние, старшие, подготовительные группы)
2. Участие в мероприятиях детского сада и поселка к Дню Победы (выступают дети подготовительных групп на уровне поселка)
3. Поздравление наших ветеранов с праздниками (старшие, подготовительные группы) Одной из добрых традицией нашего детского сада является внимание к ветеранам, одиноким пожилым людям. Дети и педагоги не оставляют их без внимания. С большой любовью и старанием дети своими руками делают поздравительные открытки к праздникам для наших ветеранов.
4. Сотрудничество с Плесецким КЦСО.
В чем заключается это сотрудничество?
Одна из наших ветеранов предложила нам принять участие в поздравлении пожилых людей, которым она помогает как сотрудник социальной служдбы на дому. Так началось наше сотрудничество с государственным бюджетным учреждением социального обслуживания населения Архангельской области «Плесецким комплексным центром социального обслуживания» (КЦСО).
С сотрудником социальной службы мы составили план мероприятий на учебный год. Это значимые даты в нашем календаре: День пожилого человека, Новый год, 8 марта, День победы. Выбрали одиноких пожилых людей, которых будем посещать на дому. В этом принимают участие дети старшей, а теперь уже подготовительной группы. К каждому празднику дети готовят сувениры, поздравительные открытки и концертные номера. Посещение проходит на дому - поэтому количество детей минимальное (3-5 человек). Педагог свою работу построила так, что все дети её группы в течении учебного года примут участие.
Так же эти дети принимали участие в концертной программе, посвященной Дню пожилого человека совместно с творческими коллективами ДДТ в социальном отделении п. Североонежск.
Для людей, живущих в "замкнутом пространстве", любое внимание со стороны приносит минуты радости. а наши дети узнают, что рядом с нами живут одинокие, пожилые люди, которые нуждаются в этом внимании.
В прошлом учебном году со стороны КЦСО была проведена акция «Добрых дел» : детям из многодетных семей они подарили носки и рукавицы, связанные своими руками.
Мы, в свою очередь, провели акцию «Цветные клубочки», собрав большое количество ниток для людей, проживающих в отделениях соц. защиты и занимающихся творчеством. Участниками этой акции стали родители всего сада.
Так же в этом году дети старших и подготовительных групп приняли участие в выставке рисунков «Портрет моего дедушки, моей бабушки», организованную к Дню пожилого человека на базе центра в п. Плесецк.
Добродетели сами не вырастают, их надо взращивать в детском сердце, и это не произойдет в один день, а надо иметь терпение и мудрость, чтобы различать когда и какое слово сказать, на что обратить внимание и, самое главное, как самим себя вести, чтобы показывать достойный пример детям.
Каков будет результат нашей работы - трудно сказать. Во многом это будет зависеть от семейного воспитания и от той социальной среды, в которую в дальнейшем ребенок попадёт. Но начало воспитания в детях милосердия уже заложено.
Просвятительская работа по данному направлению так же проводится и с родителями. Первым пунктом нашего плана стоял вопрос о согласии родителей на разрешении участия детей в акциях милосердия, о посильной помощи с их стороны. С ними была проведена консультация «Волонтерами не рождаются ими становятся».
Нужна ли такая работа? Анализируя ответы анкет, которые мы предложили родителям «Мой ребенок принимает участие в волонтерском движении», поняли, что нужна. Родители отмечают заинтересованность детей к таким мероприятиям, много рассказывают и деляться своими впечатлениями, а самое главное более внимательными стали к старшим членам своей семьи, стараются во всем помогать.
В дошкольном образовании волонтерство – это одна из новых, но уже показавшая на практике свою жизнеспособность и плодотворность активная форма общения между детьми и взрослыми, пожилыми людьми.
Опыт, полученный в ходе реализации проекта «Спешите делать добро», станет для ребят семенем, которое ляжет на благодатную почву юной души. В будущем из этого семени вырастет крепкое дерево нравственности, плодами которого будут только добрые дела и поступки.
Спешите делать добрые дела,
Не предавайте жизнь свою забвенью,
Дарите людям чуточку тепла
Творите доброту без сожаленья.