Татьяна Викторовна Колмакова
Сборник материалов по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Историческое значение каждого человека измеряется
его заслугами Родине, а человеческое достоинство
- силою его патриотизма.
Н. Г. Чернышевский
Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребё нок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков.
Публикация «Сборник материалов по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ» размещена в разделах
Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности ребёнка. Несмотря на то, что все дети разные – по характеру, по темпераменту, по способностям, всех их связывают общечеловеческие черты: стремление к познанию окружающего мира, стремление к свободе, к самовыражению. Как бы ни был одарён ребёнок, от природы, в нём всегда заложены возможности самосовершенствования, творческого и познавательного потенциала. Сейчас к образовательным учреждениям предъявляют высокие требования.
Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т. к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальнейших, так как все нравственные качества берут начало в дошкольном возрасте (Козлова С. А. Дошкольная педагогика). Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности.
Дошкольные учреждения, как начальное звено системы образования, должно решать задачи нравственно - патриотического воспитания дошкольников, именно педагоги организуют процесс формирования гражданских и патриотических чувств через взаимодействие с детьми и родителями.
Данный сборник написан коллективом воспитателей нашего детского сада. Посвящен он актуальной проблеме формирования нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста, посредством использования разнообразных форм работы и активного включения в деятельность родителей воспитанников.
Сборник предназначен педагогам ДОУ, студентам, а также может быть полезен широкому кругу специалистов, работающих в учреждениях дополнительного образования с детьми дошкольного возраста в организации нравственно - патриотического воспитания и осуществлении социального партнерства с семьями воспитанников.
МАДОУ № 241 «Детский сад комбинированного вида»
«МЫ ВНУКИ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ»
Долгосрочный образовательный проект
в старшей группе
Авторы проекта:
Колмакова Т. В. ,
воспитатель
Назарова О. Ю. ,
воспитатель
Кемерово 2017
Через года, через века
ПОМНИТЕ…
Тема проекта: Мы внуки великой Победы
Особенности проекта:
• по виду: творческий;
• по типу: познавательно-развивающий;
• по сроку реализации: долгосрочный (март 2017г. - май 2017г.)
1 этап – март 2017 г.
2 этап – апрель 2017г.
3 этап - май 2017 г.
Участники проекта: воспитанники с 4 до 7 лет, родители, педагоги.
Форма проведения : основная образовательная деятельность, экскурсии, беседы, игры (подвижные, спортивные, дидактические, музыкальные, сюжетно-ролевые) самостоятельная деятельность детей, музыкальная образовательная деятельность, работа с родителями, тематические вечера.
Обоснование актуальности проекта: 9 мая – День Победы. Это великий праздник для всей России, ведь рядом с нами живут люди прошедшие ту войну! Наш долг сегодня помнить о тех, кто не вернулся с полей сражений и позаботиться о тех кто, нуждается в нас сегодня! Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных, это основа формирования будущего гражданина.
Проект направлен на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : воспитание у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его истории, предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и участию в мероприятиях по подготовке и празднованию 70-летия Победы.
Цель данного проекта: Создание условий для патриотического воспитания и гармоничного нравственного развития дошкольников через литературные, музыкальные произведения, на примере жизненного пути ветеранов Великой Отечественной войны при подготовке к празднованию 70-летия Победы.
Задачи проекта:
1. Способствовать формированию у детей патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы, представления о героизме.
2. Уточнить и расширить представления о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны.
3. Создать условия для воспитания любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких представлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.
4. Способствовать развитию способности воспринимать и анализировать литературные произведения, умению выражать свои чувства, обогащению словарного запаса.
5. Создать условия для расширения музыкального кругозора через ознакомление с лучшими образцами песен военных лет.
6. Привлечь родителей к участию в создании наглядно-дидактического материала по теме Великой Отечественной войны.
План реализации проекта:
1 этап - Подготовительный.
Формулировка темы проекта, его цели и задач. Опрос детей – выявление уровня сформированности представлений о защитниках Отечества, о ветеранах, о Великой Отечественной войне, о Дне Победы. Составление плана этапов проекта. Создание предметно-развивающей среды для проведения проекта: составление списка необходимого оборудования; подбор художественной литературы и методических пособий (книг, открыток, наглядно-дидактических пособий). Разработка конспектов ООД. Составление презентаций для родителей, для детей. Разработка буклетов, анкет для родителей. Заполнение анкет родителями. Предоставление родителям информации о проекте (оформление приглашения в проект).
Диагностический инструментарий:
1. Когда началась Великая Отечественная война?
2. Почему она так называется?
3. Какая страна развязала войну?
4. Кто встал на защиту Отечества?
5. Что вы знаете о жизни детей в трудные военные годы.
6. Как помогали дети взрослым в тылу?
7. Каких героев ВОВ вы знаете? Какие подвиги они совершили?
8. Как отмечается День Победы в нашей стране?
9. Какие памятники и мемориалы погибшим воинам вы знаете?
10. Какие художественные и музыкальные произведения о ВОВ вы знаете?
2 этап – Основной, организационно-практический
Интеграция образовательных областей Формы организации образовательной деятельности
Социально-коммуникативное развитие - Беседы: «Лучше нет родного края»; «О городах героях», «Сталинградская битва», «Русские полководцы Кутузов, Жуков, Суворов», «Что должен знать будущий солдат», «Славный День Победы», «Солдат – победитель», «Женщины на защите отечества», «История и традиции празднования
Дня Победы»
- рассказы о детях-героях
- сюжетно-ролевая игры «Богатырская крепость»,
«Мы военные», «Пограничники», «Защитники крепости» (на прогулке)
Познавательное развитие - ООД: «Вставай страна огромная», «Вспомним те дни», «Подвиги детей в годы Великой Отечественной войны», «Всё для фронта, всё для победы»
- Дидактические игры «Подбери картинку», «Воину солдату своё оружие», «Колесо истории», «Раньше и теперь»
- Рассматривание иллюстраций «Города – герои», «Рода войск в Великую Отечественную войну»
- Рассматривание книг и иллюстраций о Дне Победы
- Просмотр презентации «Живи в веках моя Россия»
- Мультфильмы: «О войне», «Воспоминание»
Речевое развитие - Заучивание пословиц о храбрости и смелости героев – солдат, Заучивание на занятии отрывка С. Михалков «Воин – победитель»
- Словесная игра «Доскажи словечко» ( например: меч - кладенец, палица - булатная, богатырь- русский)
- Чтение и заучивание стихотворений о войне
- Чтение и обсуждение рассказов о военном времени
Художественно-эстетическое развитие - Аппликация «Гвоздики к 9 Мая»
-Рисование «Праздничный салют»
-Лепка «Ордена и медали», «Военная техника»
- Украшение групп и помещений ДОУ
- Выставка по репродукциям художников о войне
- Оформление уголка «Читаем книги о войне»
- Прослушивание музыкальных произведений
- Разучивание песен
Физическое развитие - Организация детского велопробега на территории МБОУ «СОШ» № 98 «Мы помним - мы гордимся!»
- Подвижные игры «Переправа через мост», Кто быстрее соберёт», «Кто дальше»
Работа с родителями - Консультация для родителей на тему: «Знакомьте детей с героическим прошлым России»
- Советы родителям «Пусть поколения знают», «как рассказать детям о войне»
- Папка – передвижка «Военно-воздушная техника»
3 этап. Заключительный
План праздничных мероприятий
Месяц проведения Мероприятие Ответственные
Апрель
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.
Накануне 23 февраля слова «армия», «защитники Отечества» - звучат чаще обычного. Эти слова подвигают на воспоминания всё взрослое население России. У людей преклонного возраста они связаны, прежде всего, с Великой Отечественной войной.
Если раньше мы прославляли службу в армии, и каждый мечтал вырастить поистине защитника отечества, то теперь приоритеты несколько изменились. Мы живём в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным, любой ценой уклонится от службы в армии, не заводить детей ради сохранения материальных благ и т. д.
Одним из важнейших направлений в преодолении бездуховности значительной части общества является патриотическое воспитание и образование детей. Знакомя дошкольников с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувства гордости и любви.
Проблема.
За годы социально экономических трансформаций выросло поколение молодых людей, которые плохо знают отечественную историю, у значительной части молодёжи утрачены такие социальные черты, как самоотверженность, патриотизм, нет общечеловеческих идеалов, утрачивается понятие долга перед Родиной. В соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации считаю необходимым организовать целенаправленную работу по воспитанию чувства любви к Родине, уважения к армии, защитникам отечества в дошкольном возрасте.
Этот проект - подходящий повод рассказать мальчишкам, что такое смелость и отважность, а с другой стороны – привить любовь к своей стране, воспитать патриотов, чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских воинов.
Цель:
Формирование у детей подготовительной группы представлений о Российской Армии.
Задачи:
- формировать у детей знания об армии и представление, об особенностях военной службы: солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия;
- расширить знания о Российской Армии, родах войск, военной технике;
- активизировать в речи детей слова, обозначающие рода войск: пограничные, танковые, летные войска; морской флот;
- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских воинов;
-проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.
Гипотеза:
- У детей сформируются чувства гордости за свою Родину, волевые качества: смелость, целеустремлённость, чувство товарищества, желание помочь в беде, эмоционально-положительного отношения к воинам – защитникам, желание подражать им, быть такими же смелыми, отважными, сильными и благородными;
-У родителей сформируется значимость в воспитании патриотических чувств у детей – дошкольников
Предполагаемый результат
1 .У детей появится интерес к армии, уважение к защитникам Отечества.
2. Дети будут стремиться к совершенствованию своих физических качеств, к укреплению здоровья.
3. Дети получают более углубленные знания о маршевой музыке, о патриотических песнях, о воинах нашей армии, о символике России.
4. Решается немаловажная задача культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Краткая аннотация проекта
Объем и содержание работы
№ Мероприятия Сроки проведения Интеграция видов детской деятельности
Работа с детьми
1. Беседы на тему: «Защитники отечества» (Рассматривание картинок из серии «Военная техника, фотографий на тему «Наши папы были солдаты»)
13.02.17 – 16.02.17 Социализация
2. НОД по речевому развитию. Заучивание стихотворения «Пограничники» 20.02.17 Социализация
Познание
3. НОД Художественное творчество:
Рисование
Тема: «Военная техника», «Профессия: военный человек» 22.02.17 Социализация
Речевое развитие
4. НОД
Художественное творчество:
Аппликация «Поздравительная открытка для папы» 21.02.17 Социализация
Речевое развитие
5. НОД по познавательному развитию «Рассматривание предметов из серии «Военная техника»» 21.02.17 Социализация
Речевое развитие
5. Чтение художественной литературы
Тема: Рассказ В. Бороздина «Звездолетчики». 20.02.17 Социализация
Речевое развитие
Познание
6. Чтение художественной литературы
С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»,
Л. Кассиль «Твои Защитники»,
А. Митяев «Почему Армия родная»,
Загадывание загадок о военных 17.02.17 Социализация
Речевое развитие
Познание
7. Дидактическая игра
«Четвертый лишний», «Назови вид техники», «Кто это»,
«Что лишнее?» 18.02.17-
22.02.17 Социализация
Речевое развитие
Познание
8. Подвижные игры
«Кто быстрей», «Летчики на аэродроме», «Самолёты», «Найди свое место» 17.02.17 -
20.02.17
Физическое развитие Социализация
Речевое развитие
Познание
9. Пальчиковая игры: «Мы солдаты» «Наша армия» 16.02.17
Физическое развитие
Речевое развитие
10. Художественное творчество:
Рисование по трафаретам «Военный транспорт» 21.02.17
Социализация
Речевое развитие
Познание
11. Спортивный праздник «Защитники Отечества» 20.02.17
Физическое развитие Социализация
Речевое развитие
Познание
Взаимодействие с родителями
1. Оформление родительского уголка к 23 февраля 21.02.17
2. Семейная исследовательская работа на тему «Мой папа и дед служили в армии» 16.02.17 -20.02.17
3. Тематическая выставка «Мы рисуем вместе с папой», «Мой папа и дед служили в армии», «Парад военной техники» 20.02.17 – 22.02.17
Формы представления результатов
• Размещение фотоматериалов по проведению мероприятий в ходе реализации проекта на сайте группы «Топтыжка».
• Тематическая выставка «Парад военной техники», «Мой любимый папа служил в армии», «Мы рисуем вместе с папой».
• Проведение спортивного праздника «Защитники Отечества».
• Тематическая выставка «Поздравляем с праздником».