Лучший педагог года

Воспитание навыков безопасного поведения на уроках ОБЖ

Григорьева Татьяна
Воспитание навыков безопасного поведения на уроках ОБЖ
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание навыков безопасного поведения

И воспитание, и образование – нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания; всякое же знание действует воспитательно.

Л. Н. Толстой

Современный урок в современной школе – это компьютерная техника и информационно-коммуникационные технологии, общение учителя и учеников, построенное на интерактивном взаимодействии, это совместная работа учеников друг с другом и с учителем, а значит, новые роли учителя – партнер, консультант, координатор. И все-таки, никакие обновления урока не отменили главного – урок должен воспитывать.

Публикация «Воспитание навыков безопасного поведения на уроках ОБЖ» размещена в разделах

«В школе должно быть воспитывающее обучение и обучающее воспитание» - принцип, которым я руководствуюсь в своей педагогической деятельности.

Вопрос о том, воспитывать ли на уроке или нет, никогда не стоял передо мной. Конечно, да! Воспитание осуществляется в течение всего урока. Невозможно дать себе установку – «сегодня воспитываю, а завтра буду отдыхать» или «в середине урока воспитываю 15 минут, а потом начинаю учить».

Важным стало понимание того, что воспитывает всё : мои личные качества как человека и учителя, мой внешний вид, мое отношение к каким-либо событиям, взаимоотношения с отдельными учениками или классом в целом, коллегами, обстановка в классе и т. д.

Воспитание реализуется эффективно при соблюдении учителем обязательных условий: собственная дисциплинированность, готовность нести ответственность за результат своей деятельности, а самое главное, уважение личности и мнения учеников.

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» - особый предмет в школе. Задачи курса четко обозначены в программе – это формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранения жизни и здоровья в повседневной жизни, в неблагоприятных и опасных ситуациях, умение оказывать помощь самому себе и другим, воспитание патриотизма, активной жизненной позиции.

Решение поставленных задач в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности», как ни в каком другом предмете, достигается благодаря приоритету воспитания даже перед содержательной составляющей.

При этом абсолютно ясно, что можно достичь того, чтобы ученики выучили все правила дорожного движения и правила пожарной безопасности, но если в них не воспитана потребность соблюдать эти правила, использовать в обыденной жизни, не воспитано ценностное отношение к своему здоровью и жизни, жизни и здоровью близких, окружающих - то их теоретические знания останутся лишь знаниями.

Невозможно предвидеть все жизненные ситуации, и тем более, невозможно дать рекомендации ученикам на все случаи жизни, научить их как надо правильно поступать в каждом конкретном случае, при этом, я убеждена, можно привить им нормы безопасного поведения и воспитать ценностное отношение к себе, к другим, к ситуации в целом.

На уроках стремлюсь воспитывать такие качества как : обязательность в выполнении правил, чувство ответственности, долга; потребность, способность и готовность придти на помощь, сознательное отношение к здоровью; толерантность как уважение к мнению, вкусам и личной жизни других людей; патриотизм, культура поведения.

Во многом успешности выполнения задач урока способствует выбор структуры урока и подбор материала, методы и приемы обучения. Работу на уроках я строю на основе теоретических знаний учащихся, полученных ранее не только на уроках ОБЖ, но и на других предметах, с опорой на жизненный опыт не только свой собственный, но и учеников, их близких, а также на информации, полученной из СМИ и других источников.

Эффективно применение приема создания проблемной ситуации и анализа поведения в ситуации. Для этого можно использовать рисунки, на которых изображены различные ситуации; отрывки из художественных произведений, а также реальные случаи, поступки, проблемы, приведенные учениками из жизни, из новостных программ.

Так, например, в 5 классе при изучении темы «Безопасность на льду водоемов» предлагаю ребятам обсудить алгоритм действий в ситуации, когда они стали свидетелями падения человека в полынью. При этом в ходе обсуждения предлагаемого алгоритма усложняю ситуацию: ограничиваю список наличных вещей (шарф, платок, ремень и др., доступных предметов (лыжная палка, доска и др.) и т. д. Важным считаю в ходе обсуждения обратить внимание ребят на анализ возможных ошибок в действиях «спасателя», их последствиях для него самого и терпящего бедствие.

В качестве примера можно привести урок в 8 классе по теме «Поведение в криминально опасной ситуации». Задаю ситуацию: предложить безопасный маршрут движения от метро до дома в вечернее время, темное время суток. Каждый из учащихся составляет свой маршрут, представляет его классу, далее происходит обсуждение, в которого устанавливаются объекты, участки пути, на которых возможно возникновение криминогенных ситуаций, а также возможности их избежать.

Во всех приведенных случаях учащимся предлагается осмыслить приведенную реальную ситуацию, которая отражает практическую проблему, что активизирует теоретические знания, способствует формированию практических умений и тренировке навыков.

Важно при этом, чтобы проблема не имела однозначного решения. Найти ответ помогает эвристическая беседа с элементами дискуссии, обсуждение. В результате столкновения различных взгляды и мнений происходит совместное творчество учащихся и учителя, в атмосфере уважения к мнению друг друга находим выход из заданной сложной ситуации, а иногда и не один.

В качестве примера можно привести проблему, которую я предлагаю к обсуждению на уроке по теме «Причины пожаров в природе» в 8 классе. При обсуждении одной из причин – поджигание сухой травы - формулирую проблемный вопрос: можно ли считать поджигание сухой травы в черте города «помощью» природе? Дополнительно ставлю ряд вопросов, позволяющих более широко обсудить проблемный вопрос: 1. С какой целью поджигают сухую траву в черте города? 2. Каковы последствия для природы, человека, городской среды поджигание сухой травы? 3. Каково соотношение положительных и отрицательных последствий поджигания сухой травы? Чем должен руководствоваться человек в данной ситуации: соображениями практического характера или пониманием последствий для окружающей среды в целом?

Всегда активно ребята включаются в обсуждение поступка Шаварше Карапетяна, спасшего 20 человек. Этот рассказ привожу на уроке в 9 классе по теме «Первая помощь при утоплении». Источник https://shkolazhizni.ru/archive/0/n-10891/ - познавательный журнал «Школа жизни». Обсуждаем, отвечая на вопросы: 1. Мог ли он пройти мимо? 2. Думал ли о последствиях для себя, когда спасал утопающих? 3. Если бы он подумал о возможных последствиях для себя, стал ли он спасать утопающих?

Ответы на данные вопросы о многом побуждают задуматься ребят, «примерить» на себя поступок Шаварше Карапетяна.

Разбирая такую или подобную ей ситуативную задачу, ученики должны осознавать мотивы своего поведения, уметь объяснять, почему надо поступить так, а не иначе, и доказывать правильность именно такого поведения, проводить анализ ошибок.

На уроке важно не только рассказать школьникам о нормах социальной жизни, т. е. определенных правилах поведения, но и помочь им сформировать собственное отношение к ним, определить алгоритм поведения в соответствии с этими нормами, взять на себя ответственность за совершенные поступки.

Например, при повторении темы «Безопасность на улицах и дорогах» я задаю вопросы не только по правилам дорожного движения, но стараюсь выяснить отношение детей к данной социальной норме, прошу ответить на такие вопросы:

1. Всегда ли вы сами выполняете правила дорожного движения?

2. Важны ли правила дорожного движения в вашей жизни? Поясните свое мнение.

3. Понимаете ли вы, что при нарушении какого-либо правила вы становитесь ответственными не только за себя, но и за жизнь и здоровье других людей?

Далее я привожу конкретные примеры дорожно-транспортных происшествий, анализируя которые мы совместно с детьми пытаемся понять, что заставило виновника происшествия нарушить правила, стоило ли рисковать ему своей жизнью и здоровьем, жизнью и здоровьем других людей. Обязательно спрашиваю своих учеников, как бы они поступили в такой ситуации.

Решение практических ситуаций позволяет ребятам не только применить ранее полученные теоретические знания, но и увидеть, что решение проблемы в реальной жизни не всегда может быть однозначно.

Немаловажным для закрепления теоретических знаний и практических умений является содержание и форма представления домашних заданий. Домашнее задание также несет значительную воспитательную нагрузку.

В своей практики я использую разноуровневые по сложности выполнения и форме представления результата домашние задания. После изучения в 9 классе темы «Влияние курения (алкоголя) на здоровье человека» предлагаю следующие домашние задания:

1. Создать листовку, плакат, пропагандирующие здоровый образ жизни.

2. Создать листовку, плакат – антирекламу сигарет, пива, а также вредных привычек, влияющих на здоровье.

3. Написать письмо-обращение к министру здравоохранения с предложениями по профилактике вредных привычек.

4. Создать презентацию в программе Power Point о влиянии вредных привычек на здоровье человека.

5. Создать авторский видеофильм в программе Movie Maker о пропаганде здорового образа жизни.

В ходе выполнения любого из приведенных домашних заданий, ученики самостоятельно «проживают» изученный теоретический материал, осознают правила и нормы, формулируют собственную позицию к вредным привычкам. Все это способствует ценностному отношению к собственному здоровью.

Знание и воспитание - это две стороны одной медали, две составляющие одного общего процесса формирования личности, каждая из которых невозможна без другой. Мне думается, что очень часто задачи воспитания важнее и намного труднее в реализации, чем задачи обучения. Воспитание - процесс непрерывный, он не завершается никогда.

Литература:

1. А. Т. Смирнов Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-11 классы. - М. : Просвещение, 2016.

Публикации по теме:

Система работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дорогеСистема работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дороге Главная цель воспитательной работы дошкольного учреждения по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Формирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогахФормирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах Формирование у школьников навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах реализуется путем решения следующих задач: • усвоение.

Фотоотчет о Неделе безопасного поведения на дорогахФотоотчет о Неделе безопасного поведения на дорогах Фоторепортаж "Азбука дорожного движения" в рамках "Недели безопасного поведения на дорогах".Проблема безопасности дорожного движения на.

Картотека «Игры с правилами по формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для детей 5–8 лет» 1.«Постовой – регулировщик» Задачи: закреплять у детей знания правил дорожного движения; учить пояснять ситуацию, в которой применяется.

Консультация для родителей дошкольников «Правила безопасного поведения в лесу»Консультация для родителей дошкольников «Правила безопасного поведения в лесу» Прогулка в лес-это хороший отдых,замечательное время,которое можно провести вместе всей семьёй,познакомиться с природой поближе и узнать.

Методическая разработка по формированию у младших дошкольников навыков безопасного поведения на улице АКТУАЛЬНОСТЬ Одна из наиболее важных задач детского дошкольного учреждения - научить детей правилам жизни во взрослом мире, правилам, которые.

План работы факультатива с детьми 6–7 по обучению правилам безопасного поведенияПлан работы факультатива с детьми 6–7 по обучению правилам безопасного поведения Задачи: Расширять и углублять представления детей : - об основах безопасного поведения на дороге; - о правилах дорожного движения, о расположении.

Уголок по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогахУголок по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах В нашем детском саду прошел смотр конкурс уголков по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах. Цели смотра конкурса: * формирование.

Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности как основы нравственного воспитания «Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности, как основы нравственного воспитания личности»выступление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание навыков безопасного поведения на уроках ОБЖ
Опубликовано: 23 февраля 2021 в 18:08
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание навыков безопасного поведения на уроках ОБЖ» (включая файлы) размещена пользователем Григорьева Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД