Григорьева Татьяна
Воспитание навыков безопасного поведения на уроках ОБЖ
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание навыков безопасного поведения
И воспитание, и образование – нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания; всякое же знание действует воспитательно.
Л. Н. Толстой
Современный урок в современной школе – это компьютерная техника и информационно-коммуникационные технологии, общение учителя и учеников, построенное на интерактивном взаимодействии, это совместная работа учеников друг с другом и с учителем, а значит, новые роли учителя – партнер, консультант, координатор. И все-таки, никакие обновления урока не отменили главного – урок должен воспитывать.
Публикация «Воспитание навыков безопасного поведения на уроках ОБЖ» размещена в разделах
«В школе должно быть воспитывающее обучение и обучающее воспитание» - принцип, которым я руководствуюсь в своей педагогической деятельности.
Вопрос о том, воспитывать ли на уроке или нет, никогда не стоял передо мной. Конечно, да! Воспитание осуществляется в течение всего урока. Невозможно дать себе установку – «сегодня воспитываю, а завтра буду отдыхать» или «в середине урока воспитываю 15 минут, а потом начинаю учить».
Важным стало понимание того, что воспитывает всё : мои личные качества как человека и учителя, мой внешний вид, мое отношение к каким-либо событиям, взаимоотношения с отдельными учениками или классом в целом, коллегами, обстановка в классе и т. д.
Воспитание реализуется эффективно при соблюдении учителем обязательных условий: собственная дисциплинированность, готовность нести ответственность за результат своей деятельности, а самое главное, уважение личности и мнения учеников.
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» - особый предмет в школе. Задачи курса четко обозначены в программе – это формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранения жизни и здоровья в повседневной жизни, в неблагоприятных и опасных ситуациях, умение оказывать помощь самому себе и другим, воспитание патриотизма, активной жизненной позиции.
Решение поставленных задач в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности», как ни в каком другом предмете, достигается благодаря приоритету воспитания даже перед содержательной составляющей.
При этом абсолютно ясно, что можно достичь того, чтобы ученики выучили все правила дорожного движения и правила пожарной безопасности, но если в них не воспитана потребность соблюдать эти правила, использовать в обыденной жизни, не воспитано ценностное отношение к своему здоровью и жизни, жизни и здоровью близких, окружающих - то их теоретические знания останутся лишь знаниями.
Невозможно предвидеть все жизненные ситуации, и тем более, невозможно дать рекомендации ученикам на все случаи жизни, научить их как надо правильно поступать в каждом конкретном случае, при этом, я убеждена, можно привить им нормы безопасного поведения и воспитать ценностное отношение к себе, к другим, к ситуации в целом.
На уроках стремлюсь воспитывать такие качества как : обязательность в выполнении правил, чувство ответственности, долга; потребность, способность и готовность придти на помощь, сознательное отношение к здоровью; толерантность как уважение к мнению, вкусам и личной жизни других людей; патриотизм, культура поведения.
Во многом успешности выполнения задач урока способствует выбор структуры урока и подбор материала, методы и приемы обучения. Работу на уроках я строю на основе теоретических знаний учащихся, полученных ранее не только на уроках ОБЖ, но и на других предметах, с опорой на жизненный опыт не только свой собственный, но и учеников, их близких, а также на информации, полученной из СМИ и других источников.
Эффективно применение приема создания проблемной ситуации и анализа поведения в ситуации. Для этого можно использовать рисунки, на которых изображены различные ситуации; отрывки из художественных произведений, а также реальные случаи, поступки, проблемы, приведенные учениками из жизни, из новостных программ.
Так, например, в 5 классе при изучении темы «Безопасность на льду водоемов» предлагаю ребятам обсудить алгоритм действий в ситуации, когда они стали свидетелями падения человека в полынью. При этом в ходе обсуждения предлагаемого алгоритма усложняю ситуацию: ограничиваю список наличных вещей (шарф, платок, ремень и др., доступных предметов (лыжная палка, доска и др.) и т. д. Важным считаю в ходе обсуждения обратить внимание ребят на анализ возможных ошибок в действиях «спасателя», их последствиях для него самого и терпящего бедствие.
В качестве примера можно привести урок в 8 классе по теме «Поведение в криминально опасной ситуации». Задаю ситуацию: предложить безопасный маршрут движения от метро до дома в вечернее время, темное время суток. Каждый из учащихся составляет свой маршрут, представляет его классу, далее происходит обсуждение, в которого устанавливаются объекты, участки пути, на которых возможно возникновение криминогенных ситуаций, а также возможности их избежать.
Во всех приведенных случаях учащимся предлагается осмыслить приведенную реальную ситуацию, которая отражает практическую проблему, что активизирует теоретические знания, способствует формированию практических умений и тренировке навыков.
Важно при этом, чтобы проблема не имела однозначного решения. Найти ответ помогает эвристическая беседа с элементами дискуссии, обсуждение. В результате столкновения различных взгляды и мнений происходит совместное творчество учащихся и учителя, в атмосфере уважения к мнению друг друга находим выход из заданной сложной ситуации, а иногда и не один.
В качестве примера можно привести проблему, которую я предлагаю к обсуждению на уроке по теме «Причины пожаров в природе» в 8 классе. При обсуждении одной из причин – поджигание сухой травы - формулирую проблемный вопрос: можно ли считать поджигание сухой травы в черте города «помощью» природе? Дополнительно ставлю ряд вопросов, позволяющих более широко обсудить проблемный вопрос: 1. С какой целью поджигают сухую траву в черте города? 2. Каковы последствия для природы, человека, городской среды поджигание сухой травы? 3. Каково соотношение положительных и отрицательных последствий поджигания сухой травы? Чем должен руководствоваться человек в данной ситуации: соображениями практического характера или пониманием последствий для окружающей среды в целом?
Всегда активно ребята включаются в обсуждение поступка Шаварше Карапетяна, спасшего 20 человек. Этот рассказ привожу на уроке в 9 классе по теме «Первая помощь при утоплении». Источник https://shkolazhizni.ru/archive/0/n-10891/ - познавательный журнал «Школа жизни». Обсуждаем, отвечая на вопросы: 1. Мог ли он пройти мимо? 2. Думал ли о последствиях для себя, когда спасал утопающих? 3. Если бы он подумал о возможных последствиях для себя, стал ли он спасать утопающих?
Ответы на данные вопросы о многом побуждают задуматься ребят, «примерить» на себя поступок Шаварше Карапетяна.
Разбирая такую или подобную ей ситуативную задачу, ученики должны осознавать мотивы своего поведения, уметь объяснять, почему надо поступить так, а не иначе, и доказывать правильность именно такого поведения, проводить анализ ошибок.
На уроке важно не только рассказать школьникам о нормах социальной жизни, т. е. определенных правилах поведения, но и помочь им сформировать собственное отношение к ним, определить алгоритм поведения в соответствии с этими нормами, взять на себя ответственность за совершенные поступки.
Например, при повторении темы «Безопасность на улицах и дорогах» я задаю вопросы не только по правилам дорожного движения, но стараюсь выяснить отношение детей к данной социальной норме, прошу ответить на такие вопросы:
1. Всегда ли вы сами выполняете правила дорожного движения?
2. Важны ли правила дорожного движения в вашей жизни? Поясните свое мнение.
3. Понимаете ли вы, что при нарушении какого-либо правила вы становитесь ответственными не только за себя, но и за жизнь и здоровье других людей?
Далее я привожу конкретные примеры дорожно-транспортных происшествий, анализируя которые мы совместно с детьми пытаемся понять, что заставило виновника происшествия нарушить правила, стоило ли рисковать ему своей жизнью и здоровьем, жизнью и здоровьем других людей. Обязательно спрашиваю своих учеников, как бы они поступили в такой ситуации.
Решение практических ситуаций позволяет ребятам не только применить ранее полученные теоретические знания, но и увидеть, что решение проблемы в реальной жизни не всегда может быть однозначно.
Немаловажным для закрепления теоретических знаний и практических умений является содержание и форма представления домашних заданий. Домашнее задание также несет значительную воспитательную нагрузку.
В своей практики я использую разноуровневые по сложности выполнения и форме представления результата домашние задания. После изучения в 9 классе темы «Влияние курения (алкоголя) на здоровье человека» предлагаю следующие домашние задания:
1. Создать листовку, плакат, пропагандирующие здоровый образ жизни.
2. Создать листовку, плакат – антирекламу сигарет, пива, а также вредных привычек, влияющих на здоровье.
3. Написать письмо-обращение к министру здравоохранения с предложениями по профилактике вредных привычек.
4. Создать презентацию в программе Power Point о влиянии вредных привычек на здоровье человека.
5. Создать авторский видеофильм в программе Movie Maker о пропаганде здорового образа жизни.
В ходе выполнения любого из приведенных домашних заданий, ученики самостоятельно «проживают» изученный теоретический материал, осознают правила и нормы, формулируют собственную позицию к вредным привычкам. Все это способствует ценностному отношению к собственному здоровью.
Знание и воспитание - это две стороны одной медали, две составляющие одного общего процесса формирования личности, каждая из которых невозможна без другой. Мне думается, что очень часто задачи воспитания важнее и намного труднее в реализации, чем задачи обучения. Воспитание - процесс непрерывный, он не завершается никогда.
Литература:
1. А. Т. Смирнов Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-11 классы. - М. : Просвещение, 2016.