Ольга Айшапахова
Консультация для родителей «Воспитание любви к природе родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Окружающий нас мир природы богат, прекрасен и бесконечно разнообразен. А ребенок дошкольного возраста открыт, доверчив и восприимчив к окружающему. Поэтому задача и долг взрослых: родителей и педагогов - ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу.
Воспитание экологической культуры - долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее результаты, поэтому начинать его необходимо уже с первых шагов ребенка по родной земле. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы, понимание самоценности здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира - вот составляющие экологической культуры, формирование которых способствует полноценному развитию личности маленького ребенка.
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Большинство изменений в мире природы человек может заметить, почувствовать и пережить только вне стен помещения, в непосредственном контакте с природой. Поэтому так важно ввести ребенка в природу с детства.
Выходя на прогулку, взрослые должны сознавать, что для детей это путешествие в большой, многообразный мир. Ребенок исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Все это он может увидеть в природе, и все удивляет и радует. Мы, взрослые, вводим ребенка в этот прекрасный мир природы, раскрываем перед ним его тайны и законы, воспитываем правильное отношение к природе, потребность в ее познании, а значит, можем и должны помочь ребенку в освоении элементарных природоведческих знаний, в развитии умения познавать мир природы, приобщить его к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ. На этой основе воспитывается заботливое отношение ко всему живому в ближайшем окружении. Поэтому так важно специально учить ребенка всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывать наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы.
Важно помочь ребенку открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом, равно необходимый всем, кто в нем живет. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если активно приобщать ребенка к миру природы. Задача взрослых - помочь детям накопить багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе.
Что можно делать весной?
Составлять коллекцию запахов.
Запах расширяет представления, знания об окружающей природе, делает ребенка более внимательным и тонко чувствующим. Запах запоминается, остается с нами надолго, заставляет найти соответствующее слово и передать им свое восприятие запаха и состояния. Положите в закрывающиеся стеклянные баночки или коробочки с крышками кусочки коры, веточки, почки, опилки, кусочки щепы (в каждую баночку по одному материалу). Собирая материал и укладывая в коробочки, покажите детям, какое наслаждение вдыхать тонкий запах весенних почек, свежих опилок, кусочков коры. Через некоторое время (1-2 недели) отметьте, что запахи утратили свою свежесть, изменились, а некоторые почти исчезли. Сравните собранные в природе запахи с уже привычной давней «коллекцией» - лаврового листа, перца, ванили, корицы, гвоздики. Эти запахи обычно называют кулинарными. Дети отмечают, что кулинарные запахи не меняются, они стойкие. Овладевают ребята и другими новыми словами: нестойкие, тонкие, сильные, свежие, несвежие.
Вы можете вместе с детьми приготовить собственные «сухие духи» на зиму. Для этого собирайте в маленькие марлевые мешочки высушенные лепестки любых цветов и листьев, играйте в парфюмеров, угадывайте запахи, сравнивайте и различайте. Коллекция запахов и коллекция точных слов значительно пополняется, обогащая интеллектуальные возможности детей. А сколько открытий сделают дети, если вы расскажете о лечении запахами, о целой науке и отрасли промышленности - парфюмерии, об удивительных свойствах и возможностях запахов! Поиграйте в игру «Вспомни запахи». Попросите детей закрыть глаза и ощутить мысленно:
• Как пахнет лимон? Огурец?
• Как пахнут твои новые ботинки?
• Как пахнет дым?
• Есть ли запах у огня?
• Как пахнет дождь? Трава после дождя?
• Как пахнет твоя собака? Как пахнет котенок?
• Как пахнет пирог?
• Чем пахнет дома перед праздником?
• Как пахнет в булочной? А в овощном магазине?
• Как пахнет нарядное платье мамы?
• Какие запахи тебе нравятся больше: весны или лета?
Это одновременно и аромотерапия, и воспитание чуткого ребенка, не только вглядывающегося, но и вслушивающегося, «внюхивающегося в природу. Это упражнения на развитие органов обоняния.
Что можно делать летом?
Летом пусть дети будут заняты выращиванием хоть одного, но собственного растения на собственном участке. Маленькие «собственники на землю» становились владельцами «усадьбы» размером чуть больше салфетки, где мог вырасти хотя бы один цветок. Но мой! Единственный и неповторимый! Поэтому я его люблю, ухаживаю за ним, начинаю понимать, что и у моего приятеля такие же чувства к своему цветку, что цветок моему другу так же интересен и дорог. Значит, я не дам в обиду свой цветок, но не сорву, не поломаю и чужой.
Что можно делать осенью?
Осенью вы будете собирать урожай, готовить корм для птиц, сушить траву для животных в живом уголке и делать открытия. Осенью мы собираем листья, проглаживаем их утюгом и таким образом сохраняем и для композиций, и для гербариев.
Маленьким детям нравится осенью проводить опыты-упражнения, связанные с сортировкой, просеиванием через сито мелких и крупных семян. Смешайте и насыпьте в емкость различные семена, дайте ребенку ситечко, и он будет поражен тем, как ситечко мелкие семечки высыпает, а крупные оставляет. Можно семена смешать с песком, но тогда ситечко надо взять мелкое, частое: песок высыпется, а семена «отсортируются». Осенью можно на ручной мельнице из зерен смолоть муку. Для детей это открытие. Изделия из «своей муки» запомнятся навсегда.
Что можно делать зимой?
Зимой предстоит придумывать кормушки из различных материалов. В ход пойдут консервные банки, пластиковые бутылки и пакеты, всевозможные коробочки. Малыши приспособят даже поломанные игрушки. А в корм пойдет все, что засушили, заготовили летом и осенью: семена трав, семечки, мелкие плоды. Подойдут и остатки от завтраков, обедов, особенно хлебные крошки, сухарики. Когда дети начнут наблюдать за птицами, сами собой начнутся «уроки созерцания». Придумают новую конструкцию кормушки: из еловой шишки с воткнутыми кусочками сала, кормушку - бусы из ягод рябины, клюквы. Изготовление таких кормушек развивает детскую руку и фантазию.
Что можно еще делать?
Подбирать литературу, которая поможет понять, объяснить, рассказать о том, что в наших условиях невозможно увидеть, фотоиллюстрации. Взгляд художника - натуралиста вместе с фотообъективом остановил мгновение жизни жуков, комаров, пчел, стрекоз, бабочек, рыбок, лягушек, птиц, ежиков, лисят, кошек. Не оторвать взгляд от фотографий, а текст под ними пока только для вас, но вскоре дети самостоятельно научатся каким-то образом читать заголовки.
Пусть каждый ребенок ощутит, что природа - источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда.