Нина Потапова
Самоанализ открытого интегрированного занятия «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Самоанализ открытого интегрированного занятия
Районное муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (РМБДОУ) «Детский сад «Солнышко»
САМОАНАЛИЗ
открытого
интегрированного занятия
в старшей возрастной группе №1 «Сказка»
Автор
Потапова Нина Владимировна,
воспитатель
п. Первомайское
2016
1. Общие сведения о занятии.
Публикация «Самоанализ открытого интегрированного занятия „Русская изба“» размещена в разделах
Старшая возрастная группа №1 «Сказка» состоит из 17 воспитанников (7 мальчиков и 10 девочек) 5-6 лет. Дети обучаются и воспитываются в данной группе пятый год; работаю у них воспитателем с раннего возраста. Дошкольники проявляют свои возможности и способности в соответствии с их возрастными особенностями; достаточно хорошо усваивают программный материал, активны, дружелюбны, воспитаны; с удовольствием принимают участие во всех мероприятиях, легко заучивают стихотворения, песни, танцевальные упражнения. Воспитанники получают инклюзивное образование, так как в группе есть дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья); 6 (38%) дошкольников с диагнозом ОНР (общее недоразвитие речи) 3 уровня и 1 (6%) с ФФН (фонетико – фонематическое недоразвитие). Учитывая возможности детей, я запланировала интегрированное занятие «Русская изба» и ожидала от них следующих результатов:
- усвоить с воспитанниками семь особых мест русской избы;
- обогатить словарный запас дошкольников ( слова: сруб, образа, матица, «Красный угол», «Божья ладонь», «Нищая скамья»);
- воспитать любовь и уважение к истокам русской народной культуры, гордость за Отечество. С этой целью я провела занятие в этнографическом мини – музее «Русская изба», который оснащён всеми необходимыми атрибутами, предметами быта русского народа, в котором чётко обозначены семь основных мест в русской избе; самостоятельно я смастерила тряпичных кукол, «казанки» - косточки, которые дети использовали для игры, в старинные горшочки насыпала горох и фасоль (во время посещения избы дети перебирали их, «хозяюшка» и дети были одеты в русские народные костюмы. Для демонстрации семи основных мест русской избы я использовала проектор и мультимедийный экран; для изображения детьми русской избы приобретены графитные и пастельные карандаши, уголь для рисования, восковые мелки, белые альбомные листы; испечены пирожки и блины.
2. Тема занятия :
«Русская изба. Интегрированное занятие». Проведение данного занятия запланировано в календарно – тематическом плане на февраль текущего года и взаимосвязано с другими занятиями, например, в образовательной области «Мир искусства» запланирован целый цикл занятий по рисованию, лепке, конструированию, аппликации («Ознакомление с творчеством народных умельцев России», проведение обрядовых праздников «Масленица», «Пасха» и т. д.)
Сложность данного занятия в целом заключалась в большом объёме информации о русской избе, большом количестве новых слов. В частности, для данной группы сложность заключалась в том, что, как я указала выше, в группе 7 воспитанников с ОНР, все они принимали участие в открытом занятии.
3. Цели занятия.
Образовательная: приобщить воспитанников к истокам русской народной культуры; обогатить словарный запас детей («сруб», Образа, матица, «Красный угол, «Божья ладонь», «Нищая скамья»;расширить и систематизировать знания о традиционно - бытовой культуре русского народа (изба : её внешнее и внутреннее убранство; семь особых мест в русской избе);
развивающая: развивать любознательность, наблюдательность, речь детей, крупную и мелкую моторику рук; закрепить умение рисовать в технике «графика»; умение выполнять несложные танцевальные упражнения под музыкальное сопровождение, исполнять знакомые песни ;
воспитательная: воспитание любви и уважения к истокам русской народной культуры, гордости за свой народ, Отечество; доброжелательности по отношению к сверстникам; желания узнавать новое.
4. Предварительная работа.
Предварительная работа включала в себя различные направления: чтение сказок, потешек, небылиц; пение и слушание народных песен, колядок; рассматривание альбомов, картин о жизни русского народа; рисование русской посуды, предметов быта; русские народные игры.
Данная работа проводилась в течение всего года, так как в детском саду для этого созданы хорошие условия: мини – музей «Русская изба».
Предварительно все экспонаты в «избе» были расставлены мною по русскому обычаю : «Красный угол» в правом углу, рядом с ним стол, вокруг него лавки, наискосок от «Красного угла» - печь, за печью – кровать.
В соответствии с исконно русскими традициями приготовлены и атрибуты: тряпичная кукла, кости – казанки, берёзки.
5. Тип занятия.
Я выбрала интегрированное занятие с целью исполнения выше перечисленных целей, предполагая осуществить интеграцию следующих образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».
6. Структура занятия.
Считаю, что воспитанники восприняли преподнесённый мною материал с должным интересом; узнали много нового о быте русского народа; поняли значение новых слов, услышанных на занятии; познакомились с семью основными частями русской избы, которые люди обязательно соблюдали в своей избе, придавая особое значение каждому из них. Дети правильно отвечали на вопросы, которые задавались мною по ходу изложения материала.
Думаю, что проведённое мною занятие отложится в памяти детей и даст определённый толчок на знакомство с другими русскими обычаями, традициями.
В первой части занятия дети были рассажены на лавке, так как в русских деревнях всегда стояли лавки у изгороди. Я учла то, что с неё дошкольникам будет удобно обозревать материал, демонстрируемый на экране.
Далее дети переместились к берёзке для проведения физкультминутки,
потом прошли в «избу», где также были размещены на лавках, чтобы прочувствовать своё присутствие в «избе».
После подведения итогов дети прошли к рабочим столам, где могли сесть правильно, соблюдая осанку и выполнить предложенное задание – рисование избы в технике «графика».
С заданием все дети справились хорошо, выполнили три вида штриховки: горизонтальную, вертикальную, наклонную и круговую.
В своей работе я использовала мультимедийный экран, инсценировки, паузы для отдыха (физкультминутки, что позволяло воспитанникам расслабиться, настроиться на следующий этап образовательной деятельности.
В ходе занятия, по моему мнению, на детей произвели впечатления следующие моменты: инсценировка «У печи», просмотр картин об избе на экране, сюрпризный момент.
Все запланированные мною методы и приёмы (беседа, рассказ, динамические паузы в форме пальчиковой гимнастики и физкультминутки, демонстрация экспонатов, инсценировка, использование ИКТ и т. д.) соответствовали теме и цели занятия, в полной мере обеспечивали развитие познавательной активности детей. Все структурные элементы занятия продуманы, взаимосвязаны и обеспечили, думаю, целостность преподносимого материала.
На протяжении всего занятия дети были увлечены, принимали активное участие в беседе, не проявили усталость, новая информация увлекала и дисциплинировала.
Хочу отметить, что те дети, которые регулярно посещают детский сад, более собраны, активны. Речь таких детей связная, правильная, а дети, которых родители часто оставляют дома, или часто болеют, затрудняются в построении полного предложения, смущаются при ответах.
7. Система моей работы.
Главным в системе своей работы я считаю умение организовать детей, управлять группой, правильно определять объём учебного материала, проявлять на занятиях эмоциональность, корректность, доброжелательность в общении с детьми. Думаю, что на данном занятии мне удалось проявить все эти качества.
8. Система работы воспитанников.
Дети организованны, активны; проявили интерес к изложенному материалу, уважительное отношение ко мне, хорошо усвоили материал. Уверена, мои воспитанники смогут творчески применить полученные знания на других занятиях, в жизни.
9. Общие результаты занятия.
Все запланированные мною методы и приёмы (беседа, рассказ, динамические паузы в форме пальчиковой гимнастики и физкультминутки, демонстрация экспонатов, инсценировка, использование ИКТ и т. д.) соответствовали теме и цели занятия, в полной мере обеспечивали развитие познавательной активности детей. Все структурные элементы занятия продуманы, взаимосвязаны и обеспечили, думаю, целостность преподносимого материала.
10. Саморекомендации.
Считаю, что для лучшего усвоения материала на занятиях стоит более разнообразить методы преподнесения материала, для этого разыскать интересную атрибутику, возможно разнообразить освещение материала. Предложить родителям в быту обращать внимание на русские народные праздники, обряды, художественную литературу, посещать музеи, для привития любви и уважения к своей Родине – России.