Галина Прокопчук
Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Золотое веретено»
▼ Скачать + Заказать документы
ГБДОУ ЦРР детский сад №23
Красносельского района
по приобщению детей к
истокам русской
Тема: «Золотое веретено».
Составила
Воспитатель
1 кв. Категории
Прокопчук Г. Н.
Санкт – Петербург
2015 год.
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры „Золотое веретено“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
- знакомство с предметами обихода; их названиями и предназначением; прялкой и веретеном;
- закреплять у детей знания о колыбельных песнях;
- прививать детям желание слушать и использовать колыбельные песни;
- учить отгадывать загадки о предметах обихода;
- расширять диалогическую речь детей;
- расширять активный словарь детей за счёт слов : прялка, веретено, изба, клубок, пряжка, лапти;
Воспитательные задачи:
- воспитывать уважительное отношение и интерес детей к истокам русской народной культуры и традициям;
- воспитывать умение выслушивать ответы товарищей и дополнять их.
Оборудование: предметы обихода: прялка, веретено, игрушка котик, корзинка с клубками, вязаные детские вещи, несколько кукол.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций предметов обихода; разучивание колыбельных песен; знакомство с народными фольклорными играми «Ниточка и иголочка» и «Челночок».
Экскурссия по избе, рисование элементов городской росписи, лепка дымковской игрушки, чтение р. н. сказки: «Золотое веретено».
Ход занятия:
1 часть. Дети заходят в «избу». Садятся на «лавки». Хозяйка – воспитатель сидит у прялки с веретеном и напевает : «Веретено! Жужжит и кружится оно. Нитку сучит, об пол стучит».
На полу стоит корзинка с клубками. Котик играет с одним клубочком под скамейкой.
Хозяйка говорит детям: «Ой, ребятки, что я вам принесла в корзинке?.
Угадаете, отгадав загадку:
«Маленько, кругленько,
А за хвост не поднять».
(Клубок)
Ответы детей.
Да, вот куда – то один клубочек укатился? Не поможите найти?
Дети отвечают.
Посмотрите, ребятки, ниточка от клубочка тянется к прялке. Ребятки, кто – нибудь знаете, что это такое? Для чего это приспособление надо?
Ответы детей.
Я вам сейчас расскажу, зачем нужна прялка. Раньше, в старые времена, хозяйка вечером укладывала ребёночка в люльку или колыбельку, зажигала лучину и садилась к прялке. Колыбельку качала ногой или рукой. Чтобы ребёнок услунл, она напевала колыбельную песенку:
«Я пряду, пряду кудель,
Я качаю колыбель.
Прялка, прялка не гуди,
Мою детку не буди.
Ты тянись, тянись, мой лён,
Ты сойди на детку сон.
Баю, баю, бай,
Сонных глаз не разМыкай!»
Вот у меня здесь есть куколки. Давайте, ребятишки, возьмём их на ручки и покачаем, и споё м для них колыбельную песенку:
«Баю, баю, баю,
Деточку качаю.
Спи мой хороший,
Спи мой пригожий.»
2 часть. Особой гордостью хозяек были прялки, которые служили не только орудием труда, но и украшением жилища. Деревенские художники расписывали их цветочными и травными узорами. Ребятки, я вам сейчас покажу иллюстрации.
Посмотрите, мои дорогие, у меня в руках непряденая шерсть, потом клубочек, а далее вязаные вещи.
Хозяйка спрашивает детей : «У кого в семье бабушки или мамы вяжут? Что они вам связали?
Ответы детей.
Хозяйка говорит: «Ребятки, что – то мы с вами засиделись. А давайте поиграем в игры: «Челночок» и «Ниточка с иголочкой».
3 часть. У меня есть волшебный мешочек, в нём множество загадок. Слушайте внимательно. О чём мы сегодня с вами говорили, об этом и будут загадки:
«Без рук, без ног,
Под лавку скок».
(Клубок)
Ответы детей.
«Скорчится – с кошку,
А растянется – с дорожку».
(Верёвочка)
Ответы детей.
«Пляшу п горнице,
С работою моею,
Чем больше верчусь,
Тем больше толстею».
(Веретено)
Ответы детей.
«Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается».
(Кошка)
Ответы детей.
«Кто не прядёт,
Не ткёт, а людей одевает».
(Овца)
Ответы детей.
«Мохнатенька, усатенька,
Сядет – песенку запоёт».
(Кошка)
Ответы детей.
«Стоит бычище –
Проклёваны бочища».
(Изба)
Оценка: Ребятки, вам понравилось занятие?
Ответы детей.
Все были молодцы. Дружно отвечали. У меня для вас есть гостинцы. Угощайтесь. Жду вас в следующий раз к себе в гости.