Потепалова Алевтина Викторовна
Воспитание любознательности
Воспитание любознательности не требует каких- либо специальных занятий и осуществляется на занятии в труде, общении.
Основное условие развития любознательности, широкое ознакомление детей с явлениями окружающего мира. Его интересует новое неизвестное. Они начинают исследовать интересующий их объект.
Окружающий мир, природа наиболее близка и доступна ребенку. В процессе исследования знаний об окружающем мире постепенно обогащаются и систематизируются, детские фантазии замещаются реальным объяснением неизвестного и непонятного.
Публикация «Воспитание любознательности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
У отдельных детей имеется достаточный запас представлений, они любознательны, быстро реагируют на то, что им интересно. Но если не воспитывать у них способность сосредоточиться и заниматься мыслительной деятельностью их любознательность останется на низком уровне и может превратиться в пустое любопытство, которое не требует особых усилий.
Каждый ребенок по своей природе любознателен, чего мы только не найдем в его карманах, какие только не услышим от него вопросы и вот пока дети не утратили интерес к познанию исследователю мира нужно помогать им открывать, как можно больше тайн живой и неживой природы. Для повышения любознательности хорошо использовать элемент загадочности, сюрпризности. В своей работе для развития любознательности использую беседы.
Собирая осеннюю листву, дети увидели божью коровку. Положили ее на ладошку. Она лежала неподвижна. Дети заинтересовались этим, стали задавать вопросы и выдвигать гипотезы: «Что с ней случилось?» Она умерла? Нет, она заснула! На удивление Коля сказал. Она просто молчит. Вместе с ними рассматриваю и спрашиваю «Может быть ей холодно». Начинаю беседовать с детьми о погоде. Какая сегодня погода? Какая сегодня погода? Дети рассказывают о погоде, предлагают много вариантов, как можно согреть насекомое (положить в карман, отнести в группу). Опять задаю вопрос: «Что будет с божьей коровкой, если согреть её своим дыханием? Провели эксперимент. Сколько было радости, когда божья коровка ожила и стала ползать по ладоням детей. Затем дети сами сделали вывод: осенью с наступлением холодов божья коровка засыпает. Большое значение для развития любознательности имеет проведение опытов и наблюдение.
Опыт с воздухом.
Потихоньку выпускают воздух из надувного шарика. Если подставить руку под струю выходящего воздуха, его можно почувствовать. Движение воздух -это ветер. Надувая воздушный шар, спрашиваю, чем его надувают (Воздухом). А откуда он берется? Делается вывод: в человеке тоже есть воздух, которым мы при выходе заполняем воздушный шар.
Опыт. «Лед- твердая- вода».
Принести сосульку в помещение, поместить каждую в отдельную посуду. Обращать внимание детей, как постепенно уменьшается сосулька. Что с ними происходит? Возьмем разные сосульки большую и маленькую и обратим внимание, какая из них растает быстрее. Важно, чтобы дети обратили внимание, на то, что отличаются по величине сосульки, растают через разные промежутки времени.
Вывод: лед, снег- это тоже вода. Очень эффективно любознательность развивается с помощью отгадывания и придумывания загадок, которые развивают наблюдательность, учат многократно и образно воспринимать мир. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку, значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т. е. совершить довольно сложную мыслительную операцию, хорошо, когда дети не только отгадывают загадки, но и придумывают свои.
Игра так же важна для развития любознательности. Играйте с ребенком не только в конструктивные игры, такие как кубики, конструкторы и т. п. Используйте ролевые игры. Дети чаще всего в восторге от них, эти игры дают возможность раскрепостить ребенка, создать с ним тесный контакт, а самое главное, показать на примере героев вашей игры, т. е. эмоции, которые могут переживать и вообще все живые существа. Ваш ребенок научиться сочувствовать, любить окружающий мир,а это прежде всего благоприятно отразится на вашем взаимопонимании и любви. Потом вы не будите кричать на ребенка, чтобы заставить его что-то сделать, он будет сочувствовать вам и стремиться помочь.
Не отмахивайтесь, удовлетворяйте возникший у ребенка интерес по максимуму и так, чтобы его это очень заинтересовано. Когда ваш ребенок получит ответы, которые его удовлетворили, он обязательно отобразит их в своей игре, тем самым закрепляя их в своей памяти. Старайтесь даже элементарный поход в магазин, превратить в маленькое приключение для ребенка. Пусть возьмет с собой любимую игрушку, и по дороге в магазин обращайте его внимание на все вокруг.
Например, обсудите с ним облака, пролетавшие по небу: куда они летят, кто помогает им летать, обсудите формы облаков. Подойдите к дереву с мокрыми листьями после дождя, тряхните ветку и вместе ловите капельки. Посадили фасолину зимой и весной в горшочек, и наблюдали за ней. И та фасолина, которая была посажена зимой прорастала очень медленно, чем та которая прорастала весной. Каждый день дети поливали её, рыхлили землю, наблюдали,когда появился первый росток. Из полученных на занятии дети сделали выводы, что для быстрого роста фасолине нужно: свет (солнце, тепло, полив. Зимой мы наблюдали за льдиной, которую принесли в группу, и она растаяла.
Оберните любознательность ребенка в положительное русло, пусть впитывает в них доброту гуманность.