Татьяна Павловна Белоусова
Логопедический массаж в домашних условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Представляю вашему вниманию приемы логопедического массажа. Данный вид деятельности очень важен во время подготовительной работы по постановке звуков у детей, имеющих ОНР, осложненное дизартрией. Вообще, логопедический массаж эффективен не только при этом речевом диагнозе. Сразу оговорюсь, что данная деятельность была представлена в рамках мастер-класса, который я посетила на сайте "Мерсибо". Мастер класс проводился в сентябре, назывался "Постановка трудных звуков. Комплексный подход. Этапы и приемы коррекции". Проводила его Елена Николаевна Краузе.
Публикация «Логопедический массаж в домашних условиях» размещена в разделах
А теперь непосредственно о массаже.
Проведя с родителями консультацию, и объяснив необходимость и нужность данной деятельности, я собрала на каждого ребенка (с помощью родителей, разумеется) вот такой "Массажный сундучок".
Теперь конкретно о его содержимом и предназначении каждого предмета.
Начинаем массаж с пальчиков, ладошек. Помогают нам в этом шарики и пружинки Су-джок, которые продаются в аптеке. все движения сопровождаем подходящими по лексической теме стишками или просто словами:
Я катаю колобок,
Будет круглым его бок.
Достаем пружинки и массажируем каждый пальчик в отдельности на обеих руках.
Далее этими же шариками су-джок разогреваем щеки, это повышает чувствительность артикуляционного аппарата, повышает мышечный тонус губ и щек.
Слова проговариваем такие:
Щечки я свои кручу
Щечкам я помочь хочу
Чисто быстро говорить,
Чтобы всех удивить.
Зубная щетка применяется для повышения мышечного тонуса языка. Производим ей движения, как будто "сметаем мусор с язычка".
Также щетку можно перевернуть и производить ею постукивающие движения по язычку, что тоже увеличит приток крови и повысит мышечный тонус.
Ватные палочки применяем следующим образом: упражнение "Лопата" - исходное. Затем посередине языка кладем ватную палочку, ее нужно удержать под счет 1-10, не уронить. Язычок не должен дрожжать и "убегать" внутрь рта, что часто бывает при дизартрии. Вырабатывается точность движений и самоконтроль за движениями артикуляционного аппарата. У тех детей, у кого нет посредине язычка нужного для свистящих звуков желобка, данный желобок вскоре появляется.
Самый, возможно, шокирующий предмет в нашем сундучке, это спринцовка (В аптеке нужно спрашивать спринцовку № 1, они бывают разных размеров и нам нужен № 1).
Спринцовку мы жуем. Да-да, не удивляйтесь. Выглядит, я согласна, немного шокирующе. Но результат стоит того.
Ребенок помещает спринцовку в рот, зубы должны находится на самой ее широкой части, как бы на "экваторе". Под счет "Раз-два, раз-два" ребенок смыкает и размыкает зубы. Считать нужно не быстро, чтобы в сомкнутом состоянии челюсть находилась дольше. Таким образом наращиваем мышечную силу артикуляционного аппарата, да и просто учимся открывать широко рот, потому что многие дети этого делать не умеют. Постановку звуков приходится начинать с постановки гласных. Спринцовка здесь очень помогает. Некоторые родители отмечают еще один эффект- дети стали лучше жевать во врем еды и вообще стали лучше кушать, аккуратнее и быстрее. Для дизартриков это очень великая проблема - аккуратный прием пищи.
Носовой платочек служит нам для стимуляции кончика языка. Язычок нужно "поймать", зажать между пальцами и круговыми движениями "покручивать", как бы перетирая его.
Резиновые соски используем для растягивания подъязычной уздечки. Соска надевается на палец взрослого (или ребенка). Далее производим движения по подъязычной уздечке влево-вправо при поднятом вверх язычке. Данный прием далее можно использовать для постановки звука Р.
Ватные диски служат нам для подтирания слюней, усиленная саливация при дизартрии - обычное явление.
В конце хочу сказать о гигиенической составляющей всей этой деятельности. Сундучок у каждого ребенка свой, индивидуальный. Разумеется, весь использованный материал мою после занятия с мылом и полощу кипяченой водой. Ватные палочки и ватные диски- разовое использование, выбрасываем.
Такой же массаж рекомендую родителям проводить и дома, результаты видны стали гораздо быстрее.