Ольга Хуторцова
Воспитание культуры поведения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В наше современное время воспитание культуры поведения стало актуальной проблемой. Эта сложная ситуация, когда в школе и во взрослой жизни человек не знает элементарных правил культурного поведения, стала тревожить общественность. Интерес к этой проблеме проявило государство. ФГОС ДОО (п. 1.6. …Стандарт направлен на решение задач по формированию общей культуры личности детей, п. 2.6. …социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности).
Темочки:
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Культура поведения для детей
- Темочки
Министерство образования стало вводить в школах новые курсы предметов ОСЭ (основы светской этики, ОПК (основы православной культуры). Все педагоги страны забили тревогу, т. к. резко снизилось воспитательное воздействие семьи и национальной культуры в воспитании детей. В условиях современного телевидения и неверных идеалов у молодёжи наблюдается низкий уровень воспитания культуры поведения. Поэтому формирование у детей навыков поведения, воспитание сознательно ответственного отношения к себе и к людям нужно начинать с дошкольного возраста. Сейчас перед дошкольными образовательными учреждениями стоит задача формирования с раннего детства базы культуры личности, высоких нравственных качеств. Одним из основных принципов дошкольного образования ФГОС является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Дошкольное образовательное учреждение даёт возможность всё это внедрить, воплотить, т. к. здесь появляется возможность упражнять детей в хорошем поведении многократно, что способствует выработке привычек. Главное, педагогам не стоит недооценивать важность и возможность повседневной бытовой деятельности, чтобы не пройти мимо того значимого, что даёт дошкольное учреждение.
Основным принципом формирования культуры поведения ребёнка дошкольного возраста является воспитание его в коллективе и через коллектив. Именно в коллективе закладываются основы умения совместно и дружно играть и трудиться, проявлять сочувствие друг к другу, нести ответственность за участие в общем деле, приобретать опыт оказания помощи другому, то есть формируются основы культуры поведения.
Культура поведения ребёнка дошкольного возраста – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.
Культура поведения содержит в себе : культуру деятельности, культуру общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.
Культура деятельности проявляется у ребёнка во время проведения непосредственно образовательной деятельности, в играх, во время выполнения трудовых поручений и во время всей образовательной деятельности в течение дня во всех режимных моментах. Формировать у ребёнка культуру деятельности – значит воспитывать и развивать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, узнаёт что-то новое, экспериментирует, играет; привычку доводить начатое дело до конца, бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам не только своим, но и товарищей.
Культура общения и поведения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения со взрослым и сверстниками, основанных на доброжелательности и уважении, с применением и использованием этических форм словесного общения и обращения, а также вежливое поведение в быту и в общественных местах.
Культурно-гигиенические навыки предполагают формирование у воспитанника умения содержать своё тело, руки, лицо, одежду, причёску, одежду и обувь в чистоте и порядке. К гигиеническим навыкам относят и культуру приёма пищи. Культура еды имеет и этический аспект – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу и сервировал стол.
При формировании у дошкольников культурных навыков необходимо придерживаться принципов единства и целостности обучающего процесса, т. е. взаимосвязи задач, методов и средств воспитания и обучения. Такими принципами являются последовательность, систематичность в воспитании и обучении, повторность развивающих упражнений при формировании навыков и привычек при рациональном распределении их во время всей образовательной деятельности, во всех режимных моментах. Положительные и заметные результаты в формировании культуры поведения возможны в сочетании требовательности с уважением и доверием к личности каждого ребёнка.
При нравственно-культурном становлении личности у ребёнка должно появиться осознание необходимости овладеть правилами культуры поведения, но для этого должны возникнуть мотивы для их приобретения.
Формирование навыков культуры поведения предполагает соблюдение определённой последовательности. Сначала ребёнок должен понять и осознать, что от него требуется. Желательно показать это на какой-либо конкретной ситуации. Затем нужно объяснить, почему он должен так поступать, и постараться придумать веский довод, близкий и понятный ребёнку. А затем должна следовать игровая деятельность, во время проведения которой данная предполагаемая ситуация обыгрывается.
Когда дошкольник усвоил основные правила культурного поведения, очень важно их всячески поддерживать. Действенным способом является похвала, разбор ситуаций и результатов, которые принесло хорошее поведение.
Я в своей работе по формированию навыков культурного поведения использую следующие методы и приё мы: сюжетные игры, в которых ребёнок тренируется в выборе правильного способа поведения; ненавязчивый пример правильного поведения других детей; разъяснение, разбор подобных ситуаций из литературных источников, фильмов. («Так у нас, а у вас?», «Игра в гости», «Как принимать и дарить подарки», «Вежливая просьба», «Как вести себя в гостях») Обязательно используем в непрерывной образовательной деятельности «минутку шалости», утренний сбор. («Утреннее приветствие», «Я твой друг, ты мой друг», «Весёлый круг» и т. д.) Всю образовательную деятельность планируем и строим так, чтобы каждый ребёнок был понят, услышан и чувствовал себя успешным. Если у детей возникает потребность в повторении понравившихся игр, мы не препятствуем, и это позволяет в течение всей тематической недели поддерживать познавательный интерес. («Приглашение», «Волшебное кресло»,«Так - не так», «В кругу симпатий», «Добрые советы»). В повседневной жизни во время разбора различных ситуаций, возникающих в группе, привлекаем героев сказок, различных персонажей, предлагаем детям самим оценить поступок, даём возможность высказаться каждому, предложить свой вариант действий. (Русская народная сказка «Лиса и журавль», С. Я. Маршак «Ежели вы вежливы», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», В. Осеева "Волшебное слово", К. И. Чуковский «Мойдодыр, А. Барто «Вовка добрая душа» и др.). Косвенная оценка помогает ребёнку понять и осмыслить свою ошибку.
Работа по воспитанию культуры поведения у дошкольников является важнейшей составляющей развития личности в целом. Детский дружный коллектив для каждого ребёнка – это первое, пусть пока и маленькое общество, в котором он постигает основы коллективного взаимодействия, где приобретаются актуальные нравственные и этические поведенческие формы, культурно-гигиенические навыки. И большую роль в формировании личности ребёнка как культурного индивидуума принадлежит, конечно же, взрослым, его окружающим. Поэтому профессионализм педагогов, их компетенция и совместная работа с родителями и законными представителями воспитанников заключается в умении заложить основы культурного поведения дошкольников, что поможет им быть успешными и востребованными в современном обществе.
А также хочется напомнить, что первостепенное значение в воспитании культуры поведения имеет личный пример воспитателя. Его поступки и суждения, тон разговора, внешний облик, справедливое отношение к окружающим, и прежде всего к детям – вот важный и действенный пример для подражания.
Дорогие взрослые! Не забывайте: поведение человека – результат воспитания.
Литература:
Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М. : ТЦ, Сфера, 2013. - 128 с.
Бархатова М. И. Воспитание культуры поведения / М. И. Бархатова//Дошкольное воспитание - 2009. - №11. - С. 46-49.
Есина Л. Д. Воспитание культуры поведения у старших дошкольников. - М. : Издательство "Скрипторий 2003", 2008. - 96 с.
Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. - М., 2011.15.
Курочкина И. Н. О культуре поведения и этикете // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 10. - С. 48-52.
Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения - М. : ВЛАДОС, 2010. - 224 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Режим доступа: https://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf
Якобсон С. Г. Моральное воспитание в детском саду : Пособие для воспитателей детских садов. - М. : Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2003. - 112 с.