Татьяна Радина
Консультация для воспитателей «Воспитание этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Современный этап развития общества характеризуется обострением проблем, охвативших все сферы его жизнедеятельности, в том числе и кризисом системы отношений «человек – общество – природа». В такой обстановке особую значимость приобретает формирование нового типа экологического сознания и мировоззрения личности, усиление роли экологического воспитания подрастающего поколения. Оно не мыслимо вне исторически сложившихся традиций взаимодействия этноса и природы, использования опыта народной педагогики в формировании экологической культуры личности.
Публикация «Консультация для воспитателей „Воспитание этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
В современной философской литературе, посвященной исследованию экологических проблем, можно выделить определения сущности экологической культуры как процесса сохранения, восстановления и развития всей совокупности общественно-природных ценностей (А. Ф. Лиходиевский, Е. Н. Никонорова, Н. Н. Храменков и др.); как деятельности человека в природе, практического отношения к ней (Н. Г. Васильев, М. С. Коган, С. Н. Кравченко, А. И. Кочергин, Ю. Г. Марков и др.); как способа регуляции системы взаимоотношений человека и природы (Н. Н. Киселев, И. Д. Лаптев, К. И. Шилин и др.); как специфической характеристики способов «взаимодействия общества не только с природой, но и с социально-исторической средой» (Э. С. Маркарян и др.) [8, с. 113].
В связи с этим возникает необходимость возрождения и переосмысления этнопедагогического наследия, доступного и близкого людям по мировосприятию, несущего здоровое нравственное начало, идею всенародного уважения к природе, идеал поведения в природной среде.
Возрождение историко-педагогических и этнопедагогических идей, нашедших отражение в содержании и системе образования в Республике Мордовия, в региональной концепции воспитания учащейся молодежи диктует необходимость использования богатого потенциала этнопедагогического наследия мордовского народа в воспитании дошкольников.
В работах мордовских ученых Н. Ф. Беляевой, Э. М. Бларакиной,
М. Е. Евсевьева, А. И. Маскаева, Н. Ф. Мокшина, К. Т. Самородова,
Н. В. Талдина, Э. Н. Таракиной и др. содержится ценный материал по этнопедагогике мордвы.
Историко-этнографический материал дает основание полагать, что мордовское устно-поэтическое творчество имеет продуманный механизм социализации ребенка в микросоциуме, содержит богатый опыт бережного, разумного отношения предков к родной земле и природной среде. Анализ научной литературы позволяет сделать вывод об отсутствии фундаментальных исследований по данной проблеме и часто косвенном рассмотрении ее отдельных аспектов.