Чернецкая Ольга Александровна
Конспект занятия «Знакомство детей с железнодорожными профессиями»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Знакомство детей с железнодорожными профессиями.» (средняя группа)
Воспитатель: Чернецкая О. А.
Цель: Цель: Ознакомление дошкольников с прошлым и настоящим железной дороги, ее ролью в жизни нашего города, края, всей страны. Знакомство детей с железнодорожными профессиями, расширять знания детей о железнодорожных профессиях.
Задачи:
- познакомить детей с некоторыми профессиями железнодорожников (осмотрщик вагонов, диспетчер, машинист, проводник);
- сформировать понимание того, что работа на железной дороге нужна и ответственна;
- Воспитывать чувства гордости за родителей, работающих на железной дороге, желание подражать им, научить ценить труд взрослых.
Активизация словаря: диспетчер, осмотрщик вагонов, колесные пары, семафор, шлагбаум, тепловоз,
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о железной дороге, чтение стихов о железной дороге и профессиях «проводник», «машинист», разучивание стихотворения «Поезд мчится», загадывание загадок, игра «Кому что нужно для работы».
Оборудование: презентация с изображением железной дороги и профессий железнодорожников, картинки для игры «Кому что нужно для работы».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что и вы видите на столе?
Дети: Железная дорога!
Воспитатель:
Впечатлений дарит много (макет железная дорога).
Нам железная дорога
Воспитатель: Ребята, кто из вас видел настоящую железную дорогу?
На железной дороге трудятся люди разных профессий.
Чтобы обслужить железную дорогу
Специалистов нужно очень много
Сам машинист, помощник машиниста,
Кассир, а также контролер,
Путевой обходчик, диспетчер, проводник
Состав не загрохочет без каждого из них
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто на железнодорожном вокзале объявляет отправление поездов и следит за их расписанием?
Воспитатель: Ребята, эта профессия называется – диспетчер.
(Показ картинок с изображением диспетчера и чтение стихотворения)
Поезд стоит, делать нечего!
Не поступала команда диспетчера
Он – дирижер для железных дорог,
Поезд отправит в назначенный срок.
Его задача – развести
Друг с другом поезда,
Чтоб не столкнулись на пути
Составы никогда
Воспитатель: Ребята, почему диспетчера сравнивают с дирижером? Верно, диспетчер – играет важную роль, он следит за тем, чтоб отправление поездов было вовремя, точно по расписанию, это необходимо для того, чтобы в пути поезда не столкнулись друг с другом, и не было аварии.
Воспитатель: Ребята, а может кто-то из вас хочет быть диспетчером?
Диспетчер должен четко и громко проговаривать все слова. Давайте поиграем, кто громко и четко расскажет стихотворение, тот сможет в будущем работать диспетчером.
Игра «Быть диспетчером хочу» (дети рассказывают стихотворение «Мчится поезд)
Чух-чух,
Чух-чух,
Мчится поезд
Во весь дух,
Паровоз пыхтит.
— Тороплюсь! — гудит, –
Тороплюсь,
Тороплюсь,
Тороплю-у-усь!
Воспитатель: Молодцы ребята, в будущем вы сможете все работать диспетчерами.
Воспитатель: Ребята, когда поезд прибывает на станцию, все вагоны осматривает осмотрщик (рассматривание картинки с изображением осмотрщика вагонов и читает стихотворение)
Я вагоны осмотрю,
Все больные подлечу.
По колёсикам вагоны
Молоточком постучу.
Если надо, то гайки
Инструментом закручу
Мчитесь дальше поезда
Вы в большие города
Воспитатель: Ребята, осмотрщики вагонов с двух сторон начинают осматривать вагоны поезда, постукивают специальным молоточком на длинной ручке колесные пары, чтобы все было в порядке. Осмотрщики вагонов работают в любую погоду и во все времена года, они внимательные, выносливые. Без сигнала осмотрщика «все хорошо!», поезд дальше не пойдет.
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы, но наверно ваши глазки устали так давайте сделаем зарядку для глаз.
Гимнастика для глаз «Ветер».
Ветер дует нам в лицо.
Часто моргают веками.
Закачалось деревцо.
Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.
Ветер тише, тише, тише.
Медленно приседают, опуская глаза вниз.
Деревца все выше, выше.
Встают и глаза поднимают вверх.
Воспитатель: А сейчас ребятки отгадайте загадку:
Что за домики подряд
На колёсах в ряд стоят,
Подбежал к ним сам собой
Самовар с трубой,
Ухватил, покатил,
И след простыл. (Поезд)
Воспитатель: Ребята, хорошо вы все играли, и, наверное, устали так давайте отдохнём.
Физкультминутка «ПОЕЗД»
Мы в вагончиках сидим
(ноги слегка согнуты в коленях, руки сложены пере грудью)
Мы сидим, мы сидим
И в окошечки глядим
(повороты головой влево/вправо)
Весело глядим.
Едет, едет паровоз-
(притопывают, делая круговые движения согнутыми в локтях руками, пальцы сжаты в кулак)
Чух-Чух-Чух, Чух-Чух-Чух!
Ребятишек он повез,
Чух-Чух-Чух, Чух-Чух-Чух!
А колесики стучат
Так-так-так
Так-так-так
(хлопают ладонями по коленям)
Будто с нами говорят
Так-так-так, так-так-так!
(стучат кулаками по коленям)
Громко подаем гудок:
(поднимают и опускают правую руку, сжав пальцы в кулак)
Ту-ту-ту, ту-ту-ту
Подъезжает паровоз-
(поднимают и опускают левую руку, сжав пальцы в кулак)
Ту-ту-ту. ту-ту-ту!
Ребятишек он привез!
Воспитатель: Ребята, отгадайте еще одну загадку.
Кто по рельсам по путям
Поезда приводит к нам?
(рассматривание картинок с изображением машиниста и чтение стихотворения)
Друг за другом я вагоны
К тепловозу прицепил.
Загорелся свет зелёный.
Вот и поезд покатил!
Быстро крутятся колёса,
Мы объедем целый свет.
Нету лучше тепловоза,
Машиниста лучше нет.
Воспитатель: Ребята, работа машиниста сложная, ответственная, требует большого внимания, так как он в ответе за своих пассажиров. Машинист управляет поездом с помощью пульта управления (прибор управления тормозами, пульт управления радиостанции, регулятор давления и т. д.). Также машинист должен знать и соблюдать знаки, сопутствующие дороге (семафор, переезд, шлагбаум) по ним он определяет, свободен ли путь, можно ли ехать (показ картинок с изображением знаков)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, каким еще должен быть машинист?
Воспитатель: еще у машиниста должно быть хорошее зрение, слух и память. Кто из вас хочет быть машинистом?
Воспитатель: А сейчас ребятки отгадайте еще загадку
Пассажиров он встречает
Их билеты проверяет,
Говорит, куда пройти,
Чаем потчует в пути.
(показ картинок с изображением проводника)
Воспитатель: Ребята, рабочее место проводника – весь вагон, в нем он должен поддерживать чистоту и порядок. У пассажиров при посадке в поезд проводник проверяет билеты. Также проводник объявляет остановки, предлагает разные напитки (чай, кофе). В холодное время года следит за работой отопления. У проводника тоже очень ответственная работа. Если нужно может оказать первую медицинскую помощь.
(воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Кому что нужно для работы»)
Игра «Кому что нужно для работы»
(Дети должны подобрать нужные картинки с предметами инструментами для каждой профессии и рассказать о них)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним с какими профессиями мы сегодня познакомились.
Воспитатель: где они все работают?
Воспитатель: Вам понравились эти профессии, вы хотите работать на железной дороге?
Дети: да!
Воспитатель: тогда подрастайте и тоже приходите работать на железную дорогу.
Предложить детям поиграть в С. Р. И. «Путешествие на поезде».
Цель:
Закреплять знания детей о разных профессиях. Формировать игровые умения, вступать в ролевое взаимодействие друг с другом;
Формировать у детей уважительное отношение к труду взрослых; Учить вежливости и уважению к друг к другу.
Развивать у детей творческое отношение к игре, умение использовать предметы-заместители;
Учить сообща, выполнять задуманное; Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения. Задачи: углубить, расширить и конкретизировать знания детей о труде работников железнодорожного транспорта, о железной дороге. Дать детям сведения о других городах нашей Родины – Москва, Санкт-Петербург.