Анна Николаевна Буйленко
Современные здоровьесберегающие технологии в детском саду с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Задача сохранения и укрепления здоровья детей, включая их эмоциональное благополучие, является одной из важнейших целей дошкольных образовательных учреждений, определенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Поэтому в каждом дошкольном учреждении уделяется значительное внимание применению здоровьесберегающих технологий, направленных на достижение основной задачи современного дошкольного образования – сохранение, поддержание и обогащение здоровья детей. Что представляют собой здоровьесберегающие образовательные технологии? Это комплекс мероприятий, включающий в себя взаимосвязь и взаимодействие всех элементов образовательной среды, направленных на поддержание здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В рамках концепции дошкольного образования предусматривается не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья у воспитанников.
Целью здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании является обеспечение высокого уровня реального здоровья для воспитанников детских садов и развитие у них валеологической культуры. Это включает в себя осознанное отношение к здоровью и жизни, знания о здоровье, умения оберегать, поддерживать и сохранять его, а также валеологическую компетентность, которая позволяет детям самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, а также связанные с оказанием элементарной медицинской и психологической самопомощи.
Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании основана на преобладании целей и задач, а также основных средствах здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду. Поэтому выделяют следующие виды: медико-профилактические, физкультурно-оздоровительные. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка. Валеологическое просвещение родителей. Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании представляют собой методы, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей под надзором медицинского персонала дошкольного учреждения с соблюдением медицинских стандартов и норм. К ним относятся организация мониторинга состояния здоровья детей и разработка рекомендаций для оптимизации их здоровья, контроль за питанием и физическим развитием, проведение профилактических мероприятий, поддержание требований санитарных норм, а также создание благоприятной среды для здоровьесбережения в учреждении. Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании направлены на физическое развитие и укрепление здоровья детей. Это включает развитие физических качеств, двигательной активности, формирование физической культуры, закаливание, дыхательную гимнастику, массаж и самомассаж, профилактику плоскостопия, коррекцию осанки, а также воспитание привычки к регулярной физической активности и заботе о здоровье.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду направлены на формирование валеологической культуры у детей, что означает осознанное отношение к здоровью и жизни, приобретение знаний и умений по обережению, поддержанию и сохранению здоровья, а также развитие валеологической компетентности для эффективного управления собственным здоровым образом жизни и безопасным поведением.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов направлены на развитие культуры здоровья у педагогов, включая культуру профессионального здоровья и формирование потребности в здоровом образе жизни. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы обучения, условий работы учреждения, профессиональных компетенций педагогов и показателей заболеваемости.
Существующие здоровьесберегающие образовательные технологии можно разделить на три группы:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая,гимнастика для глаз.
Технологии здоровьесберегающей среды: обеспечение удобных условий для физической активности и игр. Создание здоровых привычек в повседневной жизни, таких как правильное питание и гигиенические навыки.
Технологии воспитания валеологической культуры :обучение детей основам здорового образа жизни и развитие навыков заботы о собственном здоровье. Поддержка и стимулирование активного участия детей в занятиях физической активностью и спортом. Гимнастика дыхательная является частью физкультурно-оздоровительной работы и проводится в различных формах. Для обеспечения безопасности проведения данной процедуры необходимо обеспечить хорошее проветривание помещения и предоставить детям инструкции по гигиене полости носа перед началом упражнений. Динамическая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна детей в течение 5-10 минут. Гимнастика корригирующая и ортопедическая также включаются в программу физкультурно-оздоровительной работы и проводятся с учетом поставленных задач и особенностей детей. Они могут быть рекомендованы для детей с плоскостопием и как профилактические меры для укрепления опорного аппарата стопы. Коррекционные технологии играют важную роль в поддержании здоровья и развитии детей в дошкольном возрасте. Вот несколько примеров таких технологий: технологии музыкального воздействия включаются в физкультурно-оздоровительную работу или проводятся как отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Они могут использоваться для снятия напряжения и повышения эмоционального настроя детей. Сказкотерапия проводится 2-4 раза в месяц по 30 минут со старшего возраста. Эти занятия используются для психологической терапевтической работы и развития детей. Рассказывать сказку может как взрослый, так и группа детей, где одни ребята выступают в роли рассказчиков, а остальные повторяют движения.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии способствуют формированию у детей стойкой мотивации к здоровому образу жизни. Закаливание играет важную роль в системе физического воспитания детей, тренируя защитные силы организма и повышая его устойчивость к воздействию окружающей среды. Для эффективного проведения закаливания необходимо составить программу, учитывающую возраст и состояние здоровья детей, а также проводить мероприятия под контролем врача дошкольного учреждения. В конечном итоге целью всех этих технологий является формирование у детей привычки к здоровому образу жизни и обеспечение их полноценного физического и психологического развития. Это важный вклад в будущее поколение, которое, будучи здоровым и развитым, сможет успешно реализовывать свой потенциал во всех сферах жизни.
Список информационных источников
1. Горбатова М. С. Оздоровительная работа в ДОУ. - Волгоград: Учитель, 2013. С. 36.
2. Николаева Е. И. Федорук В. И. Захарина Е. Ю. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада // Под ред. Н. Б. Кондратовской. - СПб. : Детство- Пресс, 2014. С. 129.
3. Сафаргулина Э. И. Виды здороьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы VII Междунар. науч. –практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2015 г.) / редкол. : О. Н. Широков [и др. ]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. № 4 (7). С. 129–132.
4. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М., АРКТИ, 2011. С. 89. – 274 с.