Ольга Николаевна Сытник
Консультация для родителей «Воспитание культурно-гигиенических навыков и здоровье ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста одна из наиболее актуальных проблем. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической и методической разработки этой проблемы и осуществление её на практике.
Культурно-гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста. При их формировании идет простое усвоение норм и правил поведения, чрезвычайно важный процесс социализации малыша. Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определенных условиях. Привычки в отличии от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его существования. Привычки, приобретенные ребенком, сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание культурно-гигиенических навыков и здоровье ребенка“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для родителей
- Темочки
Под личной гигиеной понимают совокупность мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здорового ребенка. Правильный гигиенический уход имеет огромное значение для нормального развития детского организма. Постепенно приучая ребенка к определенным действиям, можно выбрать у него ряд гигиенических навыков.
В первую очередь необходимо воспитывать у детей потребность в чистоте. Необходимо заботиться о том, чтобы кожа ребенка постоянно содержалась в чистоте. Кожа детей раннего возраста очень легко повреждается.
С двух лет надо предоставить ребенку возможность умываться самому. Малышу важно выполнение действий в правильной последовательности. Хотя для ребенка по-прежнему интересен и привлекателен сам бытовой процесс. Это объясняется тем, что именно правильная последовательность положительно оценивается взрослым, а малыш стремится к оценке. Чтобы малыш стал осознавать последовательность действий, составляющих навык, взрослый должен показать ее и назвать словом.
Когда ребенок начинает мыться, следует объяснить важность и нужность выполнения каждого действия; нельзя сильно открывать кран, чтобы вода не полилась на пол; показать ему, как пользоваться мылом, как намылить руки, чтобы образовалась пена, какие места нужно получше потереть – тогда она лучше смоет грязь, взрослый обращает его внимание на то, какими грязными были его руки и какими они стали после того, как их помыли.
Во время мытья рук ребенку надо сказать, что вода теплая, можно применить художественное слово, например:
«ЛАДУШКИ» * * *
«УМЫВАЕМСЯ»
НОСИК, НОСИК! ГДЕ ТЫ НОСИК?
РОТИК, РОТИК! ГДЕ ТЫ РОТИК?
ЩЕЧКА, ЩЕЧКА! ГДЕ ТЫ ЩЕЧКА?
БУДЕТ ЧИСТЕНЬКАЯ ДОЧКА.
Привыкнув мыть руки перед едой, он сам будет заботиться о чистоте своих рук и направится к умывальнику, как только услышит о том, что надо кушать. При этом выполнение действий сопровождается чувством удовольствия, окрашивается положительными эмоциями.
С раннего возраста нужно воспитывать у ребенка аккуратность, особенно во время еды, показать, как испачкалась скатерть, когда пролили суп, и какая она стала после стирки. Воспитатель следит, чтобы ребенок после обеда пользовался только своей салфеткой, потому что через салфетку могут передаваться некоторые заболевания.
Однако у детей в связи с особой чувствительностью к инфекции нередко возникает насморк, поэтому наряду со своевременным лечением необходимо научить ребенка пользоваться носовым платком. Каждый ребенок должен иметь свой носовой платок и ни в коем случае не давать его для пользования другим детям.
Навыки личной гигиены соединяются с навыком поведения в общественных местах: как надо вести себя в умывальной комнате, в столовой; как относиться к вещам (сначала к полотенцу, расческе, мылу, к посуде, а затем к игрушкам, одежде. Навыки, как и привычки, объединяются между собой, переходят в черты характера. Так навык мыть руки перед едой, объединяется с навыком причесывания, одевания, становится привычкой быть всегда аккуратным, уважать труд других людей.
Итак, главная задача развития культурно-гигиенических навыков у детей состоит в том, чтобы сформировать у них сознание условий и правильной последовательности действий, а также направленность на получение качественного результата.